Слайд 1
Этапы развития петербургского классицизма
Слайд 2Характерные черты архитектуры классицизма:
1. Ориентация на лучшие достижения античной культуры
– греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и
их подчиненность общему замыслу.
2. Господство простых и ясных форм
3. Спокойная гармония пропорций
4.Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия
5. Форма: четкость и геометричность форм; статуи на крыше, ротонда
6. Простота и благородство отделки
7. Практичность и целесообразность
8. Использование насыщенных цветов: зеленого, розового, пурпурного, небесно - голубого. Широко используется и белый цвет
Слайд 39. Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры,
статуи, античный орнамент, кессонный свод.
10. Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные,
арочные.
11. Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.
12. Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.
Слайд 20Развитие классицизма в России можно разделить на три этапа:
Ранний «Екатерининский»
классицизм (1762 - 1780 гг) -
Строгий классицизм (1780 –
1800гг.)
Александровский классицизм (ампир) (1800 – 1812 гг.)
На примере трёх архитектурных ансамблей можно рассмотреть все три этапа классицизма в развитии.
Это здание Академии художеств (ранний),
Академии наук (строгий)
и Ансамбль стрелки Васильевского острова (ампир).
Слайд 21
Этапы развития петербургского классицизма
Ранний классицизм (1760-1770), в котором ещё
сохранялись некоторые отзвуки барокко. Крупнейшими мастерами, работавшими в это время
в Петербурге, были А. Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен.
Слайд 22Здание Академии художеств
А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот
Архитектурный ансамбль Императорской
Академии художеств складывался на протяжении полутора столетий и связан с
именами ее выдающихся воспитанников и профессоров.
Проект главного академического здания, составляющего ядро ансамбля, был разработан первым академическим профессором по классу архитектуры Ж.-Б. Валлен-Деламотом (1729-1800). Его строительство на первом этапе осуществлял прославленный ректор Академии художеств А. Ф. Кокоринов (1726-1772), а продолжал преемник Кокоринова Ю.М. Фельтен (1730-1801).
Слайд 23В 1764 – 1788 по проекту архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота
на месте построек 1-й четверти XVІІІ в. для Академии Художеств
построено грандиозное здание на набережной Большой Невы (Университетская наб., 17) — первый памятник архитектуры классицизма в Санкт-Петербурге. В 1766-88 г. под руководством А. Ф. Кокоринова архитекторы Ю. М. Фельтен и Е. Т. Соколов построили садовый корпус и круглый внутренний корпус, увенчанный статуей Минервы (богини мудрости в римском пантеоне). У Минервы – лицо Екатерины ІІ.
На фасаде, обращённом к Неве, есть портик со скульптурами Геракла и Флоры. Здание сохраняет некоторые детали, характерные для барокко – например, полукруглые окна, пилястры. При строительстве Академии художеств впервые применялись железные несущие элементы.
Слайд 24Архитектором академических зданий Академии в конце XVIII века являлся великий
русский зодчий А.Д. Захаров (1761-1811), прославившийся вскоре созданием величественного архитектурного
центра Петербурга - здания Адмиралтейства.
В архитектурном ансамбле Императорской Академии художеств можно обнаружить образцы различных архитектурных стилей - от раннего классицизма до эклектики и неоклассицизма. Однако, несмотря на кажущуюся пестроту архитектурных стилей, ансамбль в целом сохраняет классицистическую строгость и служит образцом архитектурного и градостроительного мастерства.
Слайд 25Екатерина II не слишком уютно чувствовала себя в Зимнем дворце,
он казался ей слишком большим и мрачным. Она решила построить
для себя «маленький уединенный уголок» и поручила строительство здания французскому архитектору Жан-Батисту Валлен-Деламоту. Он прибыл в Петербург еще в 1759 году по приглашению графа И.И. Шувалова. Валлен-Деламот участвовал в работе над проектом нового здания Академии художеств.
Также он, в частности, создал проект костела Святой Екатерины, завершил строительство Гостиного двора на Невском проспекте, начатое Растрелли, разработал проект фасадов и арки над каналом Новой Голландии.
Слайд 26Малый Эрмитаж
Арх. Валлен-Деламот и Ю.Фельтен
Слайд 27По сути, Малый Эрмитаж был первым зданием, с которого началась
застройка набережной Невы на участке между зданием Зимнего дворца и
Зимней канавкой. Строительство Малого Эрмитажа началось в 1764 году и закончилось спустя одиннадцать лет. Вслед за началом постройки Малого Эрмитажа архитектор Ю.М. Фельтен приступил к сооружению трехэтажного корпуса по Миллионной улице, который был связан с Малым Эрмитажем висячим садом, сохранившимся до наших дней. Из-за этого, кстати, сформировалось первоначальное название здания – Оранжерейный дом.
Фасад Малого Эрмитажа, обращенный на Неву, отличается пышностью и богатством архитектурных форм. Он акцентирован монументальным портиком из шести коринфских колонн и декоративной скульптурой – статуями Флоры и Помоны, и венчающей аттик скульптурной группой. Ведущее значение в сооружении фасада Малого Эрмитажа Валлен-Деламот придал именно колоннаде портика - наиболее типичной архитектурной формы русского классицизма.
Слайд 28Малый Эрмитаж
Арх. Валлен-Деламот
Слайд 29Во времена Екатерины II, южное крыло здания получило неофициальное прозвище
«Фаворитский корпус» - первым его жильцом был граф Григорий Орлов,
а затем его сменил князь Григорий Потемкин. Апартаменты, в которых жили фавориты, были соединены коридором с личными покоями императрицы. В северном крыле здания организовывались различные увеселительные вечера, устраивались театральные спектакли. Эти вечера сама Екатерина окрестила «малыми эрмитажными собраниями», что привело в скором времени к переименованию Оранжерейного дома в Малый Эрмитаж.
Слайд 30Сегодня в помещениях Малого Эрмитажа размещаются коллекции Государственного Эрмитажа. Одним
из самых интересных экспонатов музея, выставленных в этом здании, являются
механические часы «Павлин», установленные в Павильонном зале.
Эти часы, сделанные английским часовщиком Д.Коксом, князь Г. Потемкин преподнес в подарок Екатерине II. Они представляют собой металлическую скульптурную группу, состоящую из петуха, павлина, белки и совы, сидящих на ветках дерева. Циферблат часов вставлен в ствол дерева, которое окружено металлическими растениями и шляпками грибов. Скульптурные изображения животных символизируют различные стороны человеческой жизни, при этом все они находятся на одном дереве. К примеру, петух – символ утра и всего светлого и счастливого, а сова символизирует ночь, и все страшное и темное. Раз в неделю сотрудники музея заводят часы, и посетителям Малого Эрмитажа представляется уникальная возможность посмотреть на это произведение искусства в действии. Можно услышать, как петух кукарекает, увидеть, как вертит головой сова и распускает хвост павлин.
Слайд 32А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот
Здание Академии художеств
Дворец Разумовского
Ж. Б.
Валлен-Деламот
Малый Эрмитаж
Слайд 33Мраморный дворец
Архитектор Антонио Ринальди
Слайд 34Мраморный дворец построен в 1768 – 1785 годах по проекту
итальянского архитектора Антонио Ринальди. Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих
к Зимнему дворцу. Выдающийся зодчий А. Ринальди, автор более двадцати пяти крупных строений в Петербурге и его пригородах, считался непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Его архитектурные приемы и решения всегда легко распознаются.
Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А. Орлова в Гатчине и др. Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол. Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора. Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма.
Слайд 35Главный фасад Мраморного дворца обращен к Марсову полю. Его украшают
колонны, а противоположный фасад – пилястры коринфского ордера.
Слайд 37Китайский дворец в Ораниенбауме
Архитектор Антонио Ринальди
Слайд 38Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди,
дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел
новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.
Длительное время дворец, подобно "Монплезиру", именовался "Голландским домиком". Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название "Китайский дворец", возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.
Слайд 39Большо́й Га́тчинский дворе́ц построен в 1766—1781 годах в Гатчине по
проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича
Орлова. Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового за́мка и загородной резиденции.
1790-е — перестройка (В. Бренна)
1840-е — перестройка (Р. И. Кузьмин)
1944 — разрушен
после 1944 — восстанавливается
Слайд 40Екатерининский собор в Кингисеппе.
Екатери́нинский собо́р — главный православный храм города
Ямбурга, построенный в 1764—1782 годах в стиле переходного периода от
барокко к классицизму по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Слайд 41Мраморный дворец
А. Ринальди
Армянская церковь
Ю. М. Фельтен
Решётка Летнего сада
Ю. М.
Фельтен, П. Е. Егоров
Слайд 42Юрий Матве́евич Фе́льтен — архитектор, получил образование в Германии, состоял
при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и стал
ведущим архитектором в Конторе от строений Её Императорского Величества домов и садов, а с 1764 года преподавал архитектуру в Академии художеств.
Чесменская церковь.
Псевдого́тика, ложная готика или русская готика — предромантическое направление в русской архитектуре петровской и екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики, Византийской архитектуры и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, нередко насыщенными масонской символикой.
Слайд 43Чесменский дворе́ц (1774—1777 годы) — императорский путевой дворец, расположенный в
Санкт-Петербурге. Был возведён по проекту архитектора Ю. М. Фельтена по
заказу императрицы Екатерины Второй в стиле псевдоготики.
Слайд 44Малый Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного
Эрмитажа, построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и
Ю. М. Фельтеном.
Слайд 45Большой Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного
Эрмитажа, построен в 1771—1787 годах архитектором Ю. М. Фельтеном, явился
продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной, и предназначался для размещения дворцовых художественных коллекций.
Слайд 46В связи с устройством Дворцовой набережной Ю.Фельтен проектирует и строит
гранитные парапеты и лестницы-причалы, возводит со стороны Невы знаменитую решётку
Летнего сада (1770—1784 годы). Ажурные кованые створки ворот позволяли видеть с набережной фонтаны на главной аллее и далёкие перспективы сада. Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии и мастерски превращённые каменотёсами в колонны.
Слайд 48Ле́тний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети
XVIII века в Центральном районе Санкт-Петербурга. Сад был заложен по
повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным.
Слайд 49
Этапы развития петербургского классицизма
Строгий классицизм 1780-1800) – стиль обрёл
чистоту, ясность и ярче всего проявился в творчестве И. Е.
Старова, Д. Кваренги, Ч. Камерона, Н. А. Львова, Л. Руска.
Слайд 50Примером строгого классицизма может служить Академия наук, выстроенная на Университетской
набережной в Санкт-Петербурге по проекту Джакомо Кваренги в 1783 –
1789 гг.
Слайд 51Это трёхэтажное, прямоугольное в плане здания, его фасад обращен на
Неву. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. На нём практически нет
декора, что оправдывает название стиля – строгий; фасад оживлен карнизами и тягами, его центр отмечен величественным 8-колонным портиком ионического ордера. Торжественные гранитные лестницы ведут на площадку у главного входа и в вестибюль на 2-м этаже. Тут уже нет никаких элементов барокко, портик украшен лишь колоннами с капителями ионического ордера. Здесь мы видим классицистическое здание, полностью соответствующее древнегреческим канонам архитектуры.
Слайд 52Здание Эрмитажного театра является самым старым из сохранившихся к нашему
времени зданий комплекса Зимнего дворца. Эрмитажный театр располагается на углу
Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки. Строительство здания началось под руководством итальянского архитектора Дж. Кваренги в 1783 году на месте бывшего Зимнего дворца Петра I.
Слайд 53Работы по строительству Эрмитажного театра завершились в 1787 году. А
первый спектакль на сцене театра прошел еще до того, как
была полностью закончена отделка – 16 ноября 1985 года. Здание Эрмитажного театра – функционально самостоятельное, оно примыкает к основному дворцовому корпусу аркой-переходом через канал. который соединяет реку Мойку с Невой.
По существу, Эрмитажный театр завершает композицию зданий Эрмитажа, соединенных арками и переходами в одно целое с Зимним дворцом. В свое время театры при дворе были любимым развлечением.
Слайд 55
Иван Егорович Старов
1745 - 1808
Работы и достижения
Работал в городах Санкт-Петербург
и Санкт-Петербургская губерния, Херсон, Екатеринослав
Важнейшие постройки Таврический дворец (1783—1789),
Троицкий собор (1779—1791)
Слайд 56Таври́ческий дворе́ц — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического. Возведен в
стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по
проекту архитектора И. Е. Старова.
Слайд 57Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего
фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку
дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.
Венера Таврическая. III—II вв. до н. э.
Мрамор. Высота 167 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 58Вид на комплекс Таврического дворца с высоты птичьего полёта
Слайд 59Тро́ицкий собо́р — соборный храм Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. 1776—1790 годы
Архитектор
— И.Стасов.
Слайд 60Смольный институт — здание Смольного института благородных девиц, возведённое не
позднее 1806 года в Петербурге по проекту Джакомо Кваренги.
Работы
по проектированию и строительству существующего здания были начаты в самом конце царствования Екатерины II. В плане архитектуры Смольный продолжает цепочку общественных зданий 1790-х годов, в которых Кваренги варьирует одни и те же палладианские мотивы (Палладианизм — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима)
.
Слайд 61Монументальность формы, ясность и простота композиции, строгость пропорций, торжественный 8-колонный
портик, расположенный в центре протяжённого фасада над аркой с входами,
создают величественный архитектурный образ общественного здания.
До 1917 года в здании, построенном Кваренги, располагался Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию.
Слайд 62Чарльз Камерон — строитель Павловска, знаменитых царскосельских залов, галереи и
Агатовых комнат, главный архитектор Адмиралтейства начала 19-го столетия
В Петербург приехал
в 1779 году по приглашению Екатерины II. Императрица, восхищённая его познаниями и декоративным искусством зодчего, стала давать ему многие поручения по украшению Царскосельской резиденции.
Увлечённая античностью, она пожелала воссоздать у себя атмосферу древнего Рима, и Камерон с 1780 года, воспроизводя в миниатюре хорошо изученные им римские термы, строит у восточного конца Большого Екатерининского дворца двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже, и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором.
Слайд 63Они были выстроены в стиле классицизма, богато отделаны агатом, яшмой,
мрамором, позолоченной бронзой. Через овальную лоджию-вестибюль можно выйти в Висячий
сад, устроенный на уровне второго этажа.
Холодная баня с Агатовыми комнатами
Слайд 64Вход в Агатовые комнаты из Висячего сада
Вход в Агатовые комнаты,
расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой —
это первый пример такого архитектурного решения в России.
Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из тёмной бронзы.
Слайд 65От Висячего сада под прямым углом к Большому дворцу на
высоком цокольном этаже возвышается протяжённая галерея-колоннада, завершающаяся в парке у
озера эффектной лестницей, украшенной бронзовыми изваяниями.
В архитектуре фасада Агатовых комнат и Камероновой галереи использован своеобразный приём противопоставления грубой рустованной обработки цокольных этажей терм и галерей чрезвычайно тонкой прорисовке архитектурных форм и деталей обоих сооружений. Ансамбль Камероновой галереи, терм и висячего сада создан в 1783-1786 годах.
Палладиев мост
Камеронова галерея.
Слайд 67Церковь Святой Троицы Живоначальной, известна также под названием «Кулич и
пасха», которое дано ей по архитектурному решению — ансамбль церкви
выполнен в форме пасхальных блюд — кулича и пасхи.
Идея придать постройке форму кулича и пасхи принадлежит не архитектору Н.Львову, а заказчику строительства генерал-прокурору А. А. Вяземскому, владельцу села Александровское, места возведения церкви.
Колокольня, имитирующая пасху, представляет собой четырёхгранную пирамиду, покрытую металлическими листами и разделённую на два яруса.
Яруса на фасадах отделены друг от друга карнизом. В нижнем ярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами
проспект Обуховской Обороны, д. 235
Слайд 68
Этапы развития петербургского классицизма
Высокий классицизм (1800-1810). Это время создания
выдающихся произведений А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Тома де
Томона.
Слайд 69А. Н. Воронихин
Казанский собор
Горный институт
Слайд 71Ансамбль Стрелки Васильевского острова
Слайд 73
Этапы развития петербургского классицизма
Поздний классицизм (1810-1830).
Война 1812 года
и патриотический подъём, который последовал за победой над Наполеоном, выразились в усилении определённых художественных средств, их довольно ярком своеобразии. Это позволяет говорить об особом стилистическом направлении – ампире. К выдающимся архитекторам, создавшим произведения в стиле ампир, относятся К. И. Росси и В. П. Стасов.
Слайд 75Здание Сената и Синода
К. И. Росси
Александринский театр
Арка Главного штаба
Слайд 76Казармы Павловского полка
В. П. Стасов
Нарвские ворота
Слайд 77Троицкий Измайловский собор
В. П. Стасов
О. Монферран
Исаакиевский собор
Слайд 78Полное господство ордерной системы
Характерные черты классицизма
Слайд 79Объёмное решение зданий тяготеет к форме куба
Слайд 80Главный вход здания часто оформлен в виде портика с фронтоном
Слайд 81Фасад оформляют аркады и колоннады
Слайд 82Сдержанное оформление окон и дверей
Слайд 83Китайские, египетские и эллинистические орнаменты декора зданий (пальметта, розетка, полоски
и фризы: меандр, переплетающиеся ленты, ионики, букраний)
Слайд 84Скульптура, следующая античным образцам (квадриги, кентавры, Аполлон и т.д.), является
неотъемлемой частью архитектурного сооружения.
Слайд 85Античные мотивы в оформлении интерьеров: скульптура, колонны
Великолепие внутренних лестниц в
музеях, театрах и т. п. , связанное с придворными церемониями.