Слайд 1Федеративное устройство Российской Федерации
1. Конституционно-правовое положение субъекта РФ.
2. Особенности правового
положения субъектов РФ.
Слайд 2Субъекты РФ - государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую
Федерацию.
Слайд 3Конституционно-правовое положение субъекта РФ
1) Все субъекты - неотъемлемые части
Российской Федерации.
2) Субъекты РФ обладают собственной государственной властью.
3)
Статус субъекта Федерации не может быть изменен Федерацией в одностороннем порядке, он не может быть изменен и самим субъектом.
4) На всех субъектов Федерации распространяется принцип территориальной целостности.
5) Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, издают законы о местном самоуправлении и организуют его.
6) Конституция РФ устанавливает, что все субъекты РФ равноправны, в том числе и в отношениях с федеральными органами государственной власти.
7) Субъекты Федерации самостоятельно создают собственные органы государственной власти - законодательные собрания (есть иные названия), избирают президентов (только в республиках, и не во всех), создают свои правительства (далеко не все).
Слайд 48) Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им
полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного
ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею.
9) Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения.
10) Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов.
11) Субъекты РФ имеют свою собственность.
12) Все субъекты РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией.
13) Субъекты Федерации имеют свою символику -- герб и флаг, редко – гимн , имеют столицы (административные центры).
Слайд 8Компетенция (предметы ведения)
Мировая практика выработала формулу решения проблемы предмета ведения,
которая состоит в установлении:
- исключительной компетенции федеральных органов власти;
- совместной
компетенции органов власти федерации и ее субъектов;
- исключительной компетенции субъектов федерации.
Слайд 9В введении РФ
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и
федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория
Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Слайд 10Совместное ведение
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов,
законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Слайд 11Ст. 73 Конституции РФ
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Слайд 12Исключительное ведение субъектов РФ
а) принятие и изменение конституции (устава), законов
и иных нормативных правовых актов субъекта, контроль за их соблюдением;
б) установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование;
в) административно-территориальное устройство субъекта;
г) принятие и исполнение бюджета субъекта;
д) государственная собственность субъекта;
е) регулирование социально-экономического развития субъекта;
ж) установление местных налогов и сборов;
з) заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта;
и) делегирование осуществления части полномочий федеральным органам государственной власти;
к) обеспечение деятельности органов местного самоуправления;
л) представительство в федеральных органах государственной власти;
м) государственная служба в органах государственной власти субъекта;
н) государственные награды и почетные звания субъекта;
о) научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.
Слайд 13Виды субъектов
Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их наименование в
ст. 5: республика, край, область, город федерального значения, автономная область,
автономный округ.
Слайд 16Особенности правового статуса республик
В состав Российской федерации входит 22 республики:
Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, Республика Дагестан,
Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым; Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия.
Слайд 18Особенности правового статуса автономной области и автономных округов
В Российскую Федерацию
входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных
округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, автономный округ - Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий.
Слайд 19Особенности правового статуса краев, областей, городов федерального значения
Сейчас в
качестве субъектов Федерации в состав Российской Федерации входят, 9 краев
(Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский);
Слайд 2146 областей: (Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская,
Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская,
Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская)
Слайд 223 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Слайд 23Автономии в Российской Федерации
Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного
самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к
определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.