Разделы презентаций


ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Содержание

Философия средних веков:Средние века - длительный отрезок в истории европейской философии (II-XV вв. н.э.), тесно связанный с христианством.Можно говорить также о средневековой арабской, индийской, китайской, японской и т.п. философии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФ
Кафедра философии
Автор:

доцент кафедры философии
Зубаирова-Валеева А.С.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФКафедра философии Автор: доцент кафедры философии Зубаирова-Валеева А.С.

Слайд 2Философия средних веков:
Средние века - длительный отрезок в истории европейской

философии (II-XV вв. н.э.), тесно связанный с христианством.
Можно говорить также

о средневековой арабской, индийской, китайской, японской и т.п. философии
Философия средних веков:Средние века - длительный отрезок в истории европейской философии (II-XV вв. н.э.), тесно связанный с

Слайд 3Главная характеристика философии средневековья:
Европейская философия в средние века была жестко

подчинена религиозной мысли и развивалась в рамках теологии (богословия)
По

определения Св. Петра Дамиани (1007-1072), философия была «служанкой теологии».
Главная характеристика философии средневековья:Европейская философия в средние века была жестко подчинена религиозной мысли и развивалась в рамках

Слайд 4Особенности средневековой философии:
В отличие от античности, где истину необходимо было

найти, в средние века мир был уверен в подлинности истин,

изложенных в Священном Писании (Библии). Сложность – лишь в их постижении.
Цель философии – помочь человеку приобщиться к божественным истинам.
Особенности средневековой философии:В отличие от античности, где истину необходимо было найти, в средние века мир был уверен

Слайд 5Для средневековой философии были характерны:
Теоцентризм (в центре всех рассматриваемых проблем

- Бог);
Креационизм (представление о том, что мир сотворен Богом);
Провиденциализм («миром

правит божественное провидение»);
Традиционализм, опора на авторитеты.
Для средневековой философии были характерны:Теоцентризм (в центре всех рассматриваемых проблем - Бог);Креационизм (представление о том, что мир

Слайд 6Задачи философии этого периода:
С помощью разума проникнуть в истины веры;
Придать

религиозным истинам систематизированность;
С помощью философских аргументов защитить от критики священные

истины христианства (апологетика).
Задачи философии этого периода:С помощью разума проникнуть в истины веры;Придать религиозным истинам систематизированность;С помощью философских аргументов защитить

Слайд 7Главные философские вопросы – проблемы соотношения:
Божественных ипостасей (Отца, Сына

и Св. Духа);
Веры и разума (может ли разум, наряду с

верой, служить источником познания Бога?);
Свободы воли и божественного предопределения (свободен ли человек, или каждый его шаг предопределён Богом);
Духа, души и тела (дух един с Богом, душа – чувства, поле битвы Добра и Зла, тело – источник плотских страстей);
Большое внимание уделялось толкованию текста Св. Писания (экзегетика).
Главные философские вопросы – проблемы соотношения: Божественных ипостасей (Отца, Сына и Св. Духа);Веры и разума (может ли

Слайд 8Периодизация Средневековой философии:
Патристика (II-X вв. н.э.);
Схоластика (XI-XIV вв. н.э.):
Ранняя (XI-XII)
Поздняя

(XIII-XIV вв. н.э.)

Периодизация Средневековой философии:Патристика (II-X вв. н.э.);Схоластика (XI-XIV вв. н.э.):Ранняя (XI-XII)Поздняя (XIII-XIV вв. н.э.)

Слайд 9Патристика:
Это совокупность учений «Отцов» христианской церкви;
В этот период происходит оформление

и разработка христианской догматики и философии.
Ведущая роль принадлежит развитию

философских идей Платона.
Патристика:Это совокупность учений «Отцов» христианской церкви;В этот период происходит оформление и разработка христианской догматики и философии. Ведущая

Слайд 10Патристика, представители:
На латинском Западе – Августин Аврелий (Блаженный), Боэций и

др.;
На Востоке (Греция и Византия) – Ориген, Григорий Нисский, Григорий

Богослов, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и др.
Патристика, представители:На латинском Западе – Августин Аврелий (Блаженный), Боэций и др.;На Востоке (Греция и Византия) – Ориген,

Слайд 11Борьба между апофатической и катафатической теологией:
Катафатическая («положительная») теология:
Познание Бога,

его характеристик возможно (путем аналогии, сопоставления между Богом и его

творениями – миром, человеком).
Пример: Бог это Полнота Бытия, средоточие блага, справедливости, всемогущества, всеведения.
Борьба между апофатической и катафатической теологией:Катафатическая («положительная») теология: Познание Бога, его характеристик возможно (путем аналогии, сопоставления между

Слайд 12Апофатическая («отрицательная») теология:
Дионисий Ареопагит: Бог абсолютно трансцендентен, недоступен человеческому познанию,

он превосходит все способности человеческой мысли и слова. Бога нельзя

охарактеризовать с помощью утвердительных, «позитивных» высказываний. Можно говорить лишь о том, чем он не является.

Апофатическая («отрицательная») теология:Дионисий Ареопагит: Бог абсолютно трансцендентен, недоступен человеческому познанию, он превосходит все способности человеческой мысли и

Слайд 13«Вершина» патристики – философия Августина Блаженного
Августин Блаженный (Аврелий) (354-430 гг.н.э.)

«Вершина» патристики – философия Августина БлаженногоАвгустин Блаженный (Аврелий) (354-430 гг.н.э.)

Слайд 14Августин Блаженный (продолжение):
Философ, проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической

церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов Церкви. Оказал

огромное влияние на западную философию и католическую теологию.
Главные произведения: «Исповедь» (автобиографическая повесть), «О граде Божием»;

Августин Блаженный (продолжение):Философ, проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из

Слайд 15Защищал учение о предопределении всего Богом: человеку Богом заранее предопределено

блаженство или проклятие;
Человеческая история есть борьба двух враждебных царств —

Царства земного (приверженцев земного), и Царства Божия. История имеет направленность, «вектор» от «земного» града к граду Божиему, от язычества – к царству Христа.
Защищал учение о предопределении всего Богом: человеку Богом заранее предопределено блаженство или проклятие;Человеческая история есть борьба двух

Слайд 16Оригинальная концепция времени у Августина:
Время обычно рассматривается как совокупность прошлого,

настоящего и будущего. Но прошлого уже нет, будущего ещё нет,

а настоящее — лишь бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим.
Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Прошлое и будущее всё же существуют, но в сознании людей: прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание.
Оригинальная концепция времени у Августина:Время обычно рассматривается как совокупность прошлого, настоящего и будущего. Но прошлого уже нет,

Слайд 17Августин обнаружил фундаментальную связь между памятью и временем: мы знаем

о времени только потому, что помним прошлое. И время существует

только потому, что о нём помнят.

Августин обнаружил фундаментальную связь между памятью и временем: мы знаем о времени только потому, что помним прошлое.

Слайд 18Схоластика:
Длительный период в истории средневековой философии;
От лат. (schola) –

школа; данный тип философии несколько веков преподавался в школах и

университетах Европы;
Сформировалась под определяющим влиянием философских идей Аристотеля;
Отличалась оторванностью от реальности, консерватизмом, догматизмом.
Схоластика: Длительный период в истории средневековой философии;От лат. (schola) – школа; данный тип философии несколько веков преподавался

Слайд 19Два основных вопроса схоластики:
Спор об универсалиях (спор между номиналистами и

реалистами);
Доказательства существования Бога.

Два основных вопроса схоластики:Спор об универсалиях (спор между номиналистами и реалистами);Доказательства существования Бога.

Слайд 20Универсалии – это общие понятия («стул вообще», «дерево вообще», «ручка

вообще» и т.д., т.е. аналоги «Идей» из Царства Идей Платона).

Универсалии – это общие понятия («стул вообще», «дерево вообще», «ручка вообще» и т.д., т.е. аналоги «Идей» из

Слайд 21Спор об универсалиях (о соотношении общего и единичного):
Реалисты:
«Подлинным существованием

обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы». (Это

близко к учению Платона о Мире Идей);
Универсалии существуют ДО ВЕЩЕЙ, как мысли или план в божественном разуме;
Спор об универсалиях  (о соотношении общего и единичного):Реалисты: «Подлинным существованием обладают только общие понятия (универсалии), а

Слайд 22Реалисты (продолжение):
Готовое знание уже содержится в голове человека; с помощью

разума мы как бы «вытягиваем» общие понятия из головы.
Представители: Фома

Аквинский, Ансельм Кентерберийский

Реалисты (продолжение):Готовое знание уже содержится в голове человека; с помощью разума мы как бы «вытягиваем» общие понятия

Слайд 23Номиналисты (От лат. Nomen – имя):
«Подлинным существованием обладают лишь сами

конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) – всего лишь имена

(наименования), полученные человеческим разумом путем абстрагирования общих признаков ряда вещей или явлений;
Бог не разрабатывает никакого плана в форме универсалий, мир – это проявление божественной сущности;
Номиналисты (От лат. Nomen – имя):«Подлинным существованием обладают лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) –

Слайд 24Номиналисты (продолжение):
Т.о., универсалии существуют не до, а ПОСЛЕ ВЕЩЕЙ.
Такая

точка зрения близка к учению Аристотеля о соотношении материи и

формы.
Представители: Иоанн Росцелин, Уильям Оккам.

Номиналисты (продолжение):Т.о., универсалии существуют не до, а ПОСЛЕ ВЕЩЕЙ. Такая точка зрения близка к учению Аристотеля о

Слайд 25«Вершина» схоластики – философия Фомы Аквинского Фома Аквинский (1225-1274)
Крупнейший теолог и

философ средневековья, систематизатор схоластики;
До конца жизни пытался соединить религиозное и

естественнонаучное знания, веру и разум*.
Выдвинул пять доказательств бытия Бога.
«Вершина» схоластики – философия Фомы Аквинского Фома Аквинский (1225-1274)Крупнейший теолог и философ средневековья, систематизатор схоластики;До конца жизни

Слайд 26Фома Аквинский (продолжение):
Главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников»;
Фома Аквинский

дал начало целому религиозно-философском направлению – томизму, а сам был

причислен к лику святых.
Неотомизм (обновленный томизм) с 1879 года объявлен официальной идеологией католической церкви.
Фома Аквинский (продолжение):Главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников»;Фома Аквинский дал начало целому религиозно-философском направлению – томизму,

Слайд 27Фома Аквинский:
Пытался примирить номиналистов и реалистов, выдвинув концепцию о 3-х

видах существования универсалий:
«До вещей» (в божественном разуме);
«В самих вещах» (как

их сущность или форма);
«После вещей» (в человеческом разуме как результат абстракции).
Фома Аквинский:Пытался примирить номиналистов и реалистов, выдвинув концепцию о 3-х видах существования универсалий:«До вещей» (в божественном разуме);«В

Слайд 28Фома Аквинский (продолжение):
Обосновал концепцию двух истин, разделив сферы философии и

теологии:
Догматы веры делятся на две категории:
Рационально постижимые (истины разума) -

существование Бога, его единство, бессмертие души и др. Их можно объяснить с помощью философии.
Рационально непостижимые (истины веры) - троичность Бога, проблемы сотворения мира, первородного греха и др. Их можно познать только с помощью теологии.
Фома Аквинский (продолжение):Обосновал концепцию двух истин, разделив сферы философии и теологии:Догматы веры делятся на две категории:Рационально постижимые

Слайд 29Концепция гармонии веры и разума Фомы Аквинского:
Оба метода познания —

вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.

Оба созданы Богом, ни один из них нельзя отбрасывать. Однако это не означает их равноправия.
Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.
Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств (даже такой истины, как бытие Бога!).
Поэтому вера выше разума; а теология – выше философии.
Концепция гармонии веры и разума Фомы Аквинского:Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а

Слайд 30Доказательства бытия Бога по Фоме Аквинскому:
От движения. Всё, что движется,

движется чем-то другим, следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог.
От

причины. Всё, что есть, имеет свою причину, следовательно, есть и первопричина всего – Бог.
От необходимости и случайности. Бытие случайного зависит от необходимого, следовательно, должна существовать первоначальная необходимость, которая нуждается только в себе самой, т.е. Бог.
Доказательства бытия Бога  по Фоме Аквинскому:От движения. Всё, что движется, движется чем-то другим, следовательно, есть первичный

Слайд 31От совершенства. Всё существующее обладает различными степенями совершенства, качества. Следовательно,

должно существовать высшее совершенство – Бог.
От цели. Всё в

окружающем нас мире имеет своё предназначение, смысл, цель. Следовательно, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придает смысл всему, - эта сила и есть Бог.
От совершенства. Всё существующее обладает различными степенями совершенства, качества. Следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог. От

Слайд 32Христианский мистицизм
МИСТИКА, мистицизм (греч. mistikos - таинственный) - религиозная практика,

направленная на достижение непосредственного общения и экстатического единения с Богом.


Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты (исихазм, суфизм, каббала и др.).
Они предполагают применение определённых психофизических практик, необходимых для достижения особых состояний разума и психики.
Христианский мистицизмМИСТИКА, мистицизм (греч. mistikos - таинственный) - религиозная практика, направленная на достижение непосредственного общения и экстатического

Слайд 33Представители христианского мистицизма:
Все исихасты (Нил Сорский, Сергий Радонежский, Феофан Затворник

и др.)
Бонавентура
Николай Кузанский
Якоб Бёме
Эммануил Сведенборг
Мейстер Экхарт
и др.

Представители христианского мистицизма:Все исихасты (Нил Сорский, Сергий Радонежский, Феофан Затворник и др.)БонавентураНиколай КузанскийЯкоб БёмеЭммануил СведенборгМейстер Экхарти др.

Слайд 34Эммануил Сведенборг (1688 - 1772)
Шведский ученый-естествоиспытатель и теософ-мистик.
Автор многочисленных трудов

по горному делу, минералогии, металлургии, физике, химии и математике.
Считается

родоначальником таких дисциплин, как минералогия, физиология мозга.
Эммануил Сведенборг (1688 - 1772)Шведский ученый-естествоиспытатель и теософ-мистик.Автор многочисленных трудов по горному делу, минералогии, металлургии, физике, химии

Слайд 35По его словам, в 1744 году ему явился Бог и

открыл ему его предназначение: раскрыть людям истинный смысл Слова Божьего,

Библии, т.к. он совершенно забыт среди людей.

Он писал:
«В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом».
По его словам, в 1744 году ему явился Бог и открыл ему его предназначение: раскрыть людям истинный

Слайд 36Главные произведения Сведенборга:

«О Небесах, о мире духов и об Аде»;
«Тайны

небесные» (подробное толкование первых глав Библии);
«Апокалипсис открытый».

Главные произведения Сведенборга:«О Небесах, о мире духов и об Аде»;«Тайны небесные» (подробное толкование первых глав Библии);«Апокалипсис открытый».

Слайд 37Доклады:
Христианская этика
Исихазм, христианский мистицизм (любые представители).
Причины разделения христианской церкви

в XI веке;
Феномен алхимии
Практика нравственного самосовершенствования в суфизме.

Доклады:Христианская этика Исихазм, христианский мистицизм (любые представители).Причины разделения христианской церкви в XI веке;Феномен алхимииПрактика нравственного самосовершенствования в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика