Слайд 1Финансы.
Финансовая система.
Тема 1
Слайд 2Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации
Бюджетный кодекс
Российской Федерации
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Часть 2
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
Слайд 3Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004
№329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от
01.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе».
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике» на соответствующие годы
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Постановление СФ ФС РФ от 26.11.2008 N 443-СФ «О бюджетной стратегии на период до 2023 года»
Слайд 4Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
www.ach.gov.ru – официальный сайт Счетной палаты
Российской Федерации.
www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.
http://www.eeg.ru/– сайт
Экономической экспертной группы – независимого аналитического центра по проблемам макроэкономики и государственных финансов.
www.government.ru– официальный сайт Правительства Российской Федерации.
www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
http://budcodex.ru/- Бюджетный кодекс: методология, практика, новая редакция.
http://info.minfin.ru/- Министерство финансов РФ. Информационно-аналитический раздел.
Слайд 5Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
www.nalog.ru– официальный сайт Федеральной налоговой службы
www.roskazna.ru
– официальный сайт Федерального казначейства
www.fedsfm.ru– официальный сайт Федеральной службы по
финансовому мониторингу
www.fpcenter.ru– Центр фискальной политики
http://www.gks.ru - Госкомстат России. Основные социально-экономические показатели России, краткая информация по регионам, ссылки на национальные статистические службы мира и многое другое
www.pensionreform.ru – Лаборатория пенсионной реформы
Слайд 6www.worldbank.org – официальный сайт Всемирного банка.
http://citizens-budget.ru/ - бюджетный калькулятор для
граждан
http://www.forecast.ru - Центр макроэкономического анализа. На сайте: индикаторы экономического развития
России, мониторинг основных макроэкономических тенденций, различные аналитические материалы, новости, прогнозы.
http://sophist.hse.ru/data_access.shtml - Статистический портал Высшей Школы Экономики. Подборка различных экономических показателей российской экономики.
http://issek.hse.ru/ - Институт статистических исследований и экономики знаний. Проведение комплексных исследований в области научно-технической и инновационной политики, статистики, анализа и прогнозирования сферы науки и инноваций
http://www.rbc.ru - Сервер РосБизнесКонсалтинг (RBC.ru). Официальная статистика Госкомстата, Министерства экономического развития и торговли РФ и другая информация
http://navigator.economicus.ru - путеводитель по экономическим ресурсам Интернет, созданный профессиональными экономистами
Слайд 7Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Информационно-справочные и поисковые системы
1. www.consultant.ru- Справочная правовая
система «КонсультантПлюс».
2. www.garant.ru- Справочная правовая система «Гарант».
3. http://www.kodeks.ru/ - Справочная информационно-правовая
система «Кодекс»
4. https://www.referent.ru/ - Справочная правовая система «Референт»
Слайд 8Финансы. Происхождение термина
Finis (лат.) – конец, окончание, финиш. Позднее от
finis произошел термин financia
Financia - в торговых городах Италии XIII
– XV в.в. означал любой денежный платеж, т.е. денежные отношения между субъектами
Financia - во Франции термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле – как совокупность публичных доходов и расходов
Публичные финансы - совокупность государственных доходов и расходов; толковый словарь В.И. Даля – все, что касается до прихода и расхода государства
Слайд 9Предпосылки возникновения финансов
Отторжение главы государства (монарха) от казны; возникновение бюджета
Формирование
системы государственных доходов (налоги в денежной форме взамен натуральных податей
и трудовых повинностей)
Формирование расходов бюджета (военные цели, экономика, управление, социальные нужды)
Слайд 11Финансы – историческая и экономическая категория
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ:
Имеют стадии возникновения и
развития – изменяются во времени
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ:
Финансы – выражение объективно существующей
сферы распределительных отношений как части экономических отношений
Финансы – выражение реально существующих в обществе производственных отношений
Слайд 13Объективность финансов
Существуют независимо от воли людей
Являются совокупностью определенных экономических отношений
между:
Государством и организациями
Организациями (а также внутри них)
Государством и населением
Организациями и
банковской (кредитной) системой, страховыми организациями и т.п.
Слайд 14Признаки финансов
Денежный характер отношений
Финансы – это денежные отношения, одним из
субъектов которых выступает государство, причем деньги служат материальной основой существования
и функционирования финансов; отношения, порождаемые государством и возникающие в процессе перераспределения стоимости ВВП и части НД
Финансы могут существовать только при наличии государства
Современная экономика не может существовать без финансов государства: ряд потребностей общества может финансироваться только государством (атомная промышленность, космические исследования, некоторые новые приоритетные отрасли экономики, почта, телеграф и т.п.)
Слайд 15Финансы - это:
совокупность денежных экономических отношений по поводу распределения стоимости
ВВП, части НД и доходов от внешнеэкономической деятельности, в результате
которого формируются централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач
Слайд 16Фонды денежных средств
Централизованные
Децентрализованные
Государство
Граждане (ФЛ)
Организации (ЮЛ)
Слайд 17Признаки финансовых отношений
Денежный характер
Существует обособленность движения денежных средств от движения
товаров
Все операции происходят в денежной форме
Распределительный характер
Все операции предполагают перемещение
денежных средств от одних экономических субъектов к другим
Происходит распределение стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности
Слайд 18Финансы как экономическая категория
Распределительная функция
Распределение -процесс формирования денежных доходов у
экономических субъектов и их использования
Контрольная функция
Контроль за обеспечением стоимостных и
натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства
Контроль способствует наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства
Слайд 19Первичное и вторичное распределение
Слайд 20Распределение вновь созданной стоимости
Слайд 21Этапы развития финансов в России
ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Слайд 22Денежный оборот как материальная основа финансов
Реальный денежный оборот – это
экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей
и расчетов
При финансах происходит независимое одностороннее движение денег - деньги движутся безвозвратно
Объект реального денежного оборота - финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства и выступающие в роли материальных носителей финансовых отношений
Слайд 23Финансовые ресурсы
совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих
субъектов, государства, домашних хозяйств
деньги, обслуживающие финансовые отношения
образуются в процессе
материального производства, где создается новая стоимость, и возникают ВВП и НД
объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД
Слайд 24Финансовые ресурсы - это
Денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в
собственности или распоряжении хозяйствующих субъектов или ОГВ (ОМСУ) и используемые
ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей
Слайд 25Признаки финансовых ресурсов
Материальные носители финансовых отношений
Существуют только в денежной форме
Та
часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов
хозяйствования
Всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей
Слайд 26Субъекты финансовых ресурсов
Домохозяйства (граждане – ФЛ)
Предприятия, объединения, компании –
ЮЛ, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами
Государство в форме различных бюджетов и
внебюджетных фондов
Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов
Это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству
Слайд 27Объекты финансовых ресурсов
финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые
денежные фонды
Децентрализованные финансовые ресурсы (создаются на микроуровне)
На предприятиях идет
процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и т.д.
В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования)
Централизованные финансовые ресурсы (создаются на макроуровне)
Включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов
Слайд 32Финансовая система - это
Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений
Слайд 34Государственные и муниципальные финансы (ГМФ)
совокупность экономических отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов
финансовых ресурсов
функционируют в рамках финансовой системы государства и являются его центральным звеном
назначение – обеспечение ОГВ м ОМСУ денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций
Слайд 35ГМФ как экономическая категория
денежные отношения, возникающие в процессе распределения
в связи с формированием денежных средств у ОГВ и ОМСУ
и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований (МО)
Слайд 36Факторы, влияющие на организацию ГМФ
1. Форма государственного устройства
Федеративная форма –
построена на принципах разграничения предметов ведения и полномочий ОГВ Федерации
и субъектов Федерации
в структуре финансовых ресурсов субъектов Федерации преобладающими становятся собственные доходы
сокращается межбюджетное перераспределение средств
Слайд 37Факторы, влияющие на организацию ГМФ
2. Особенности административно-территориального устройства страны
Функционирование одних
субъектов Федерации в составе других субъектов (равноправные субъекты РФ –
края (области) и входящие в их состав автономные округа)
Формирование финансовых ресурсов – в условиях разграничения полномочий с федеральным центром, между самими субъектами РФ
Формирование МО различного территориального уровня (ФЗ №131-ФЗ - МСУ одновременно на территории муниципальных районов и поселений)
Межмуниципальное разграничение вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения
Слайд 38Факторы, влияющие на организацию ГМФ
3. Особый статус отдельных территориальных образований
Статус
ЗАТО – концентрация в границах МО объектов государственной безопасности (особый
режим функционирования и охраны государственной тайны)
Наукоград – создание обусловлено специализацией градообразующих организаций МО на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса
Особый статус предусматривает больший объем полномочий ОМСУ и дополнительные источники их финансового обеспечения (увеличение доли налоговых доходов, «финансовая помощь» федеральных ОГВ)
Слайд 39Финансовые ресурсы ОГВ и ОМСУ
Доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся
в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения ОГВ
и ОМСУ вопросов, отнесенных к их компетенции
Слайд 40Финансовые ресурсы ОГВ и ОМСУ
Денежные накопления ОГВ и ОМСУ –
образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не
использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета (внебюджетного фонда (ВнбФ)) и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды
Остатки денежных средств на счетах бюджетов (ВнбФ) на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года
Изъятию не подлежат, могут использоваться на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета (ВнбФ) в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства
Слайд 41Финансовая политика
как совокупность целенаправленных мер государства в области управления
финансами
Объекты
Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают
основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают пути их организации
Субъекты
Совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства
Слайд 43Классификация финансовой политики
Слайд 44Элементы финансовой политики
Бюджетная политика
Налоговая политика
Денежно-кредитная политика
Валютная и внешнеторговая политика
Антимонопольная политика
Таможенная
политика
Ценовая политика
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018
год и плановый период 2019 и 2020 годов"
Слайд 45Финансовый механизм - это
Инструмент осуществления финансовой политики государства, регионов и
муниципальных образований
Совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования
и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения
Налоговый механизм, механизм социального страхования, бюджетный механизм
Слайд 47Вид организации финансовых отношений - определяет способ выражения и проявления
финансовых отношений в соответствующих финансовых ресурсах
Слайд 48Форма организации финансовых отношений - установление механизма
аккумуляции, перераспределения и использования
финансовых
ресурсов и условий его реализации на практике
Слайд 49Метод организации финансовых отношений –
способ формирования финансовых ресурсов
и практического
осуществления операций, связанных с финансами
Слайд 50Способы количественного определения параметров финансового механизма
Слайд 51Финансовый механизм и его структура (2 вариант)
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
Финансовые методы
Финансовые рычаги
Планирование,
прогнозирование, самофинансирование, кредитование, налогообложение и пр.
Прибыль, амортизация, цена, инвестиции, формы
расчетов, виды кредитов и пр.
Обеспечение
Правовое
Нормативное
Информационное
Законы, указы президента, постановления правительства, лицензии, Устав х/с
Инструкции, методические указания, нормы и пр.
Информация разного вида и рода:
Финансовая (цены, курсы, дивиденды, % на финансовых рынках, сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности и т.п.)
Экономическая (уровень инфляции, ВВП и т.п.)
Коммерческая
Слайд 52Финансовый механизм (ФМ)
Инструмент осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных
образований
Корректировка элементов ФМ происходит путем изменения соответствующих норм финансового права,
где установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма
Слайд 53Классификация финансового механизма
В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой
системы:
механизм субъектов хозяйствования (коммерческих организаций, некоммерческих организаций и ИП)
механизм ГМФ
:
бюджетный механизм: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; расходования бюджетных средств путем их предоставления ЮЛ и ФЛ; межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств
механизм функционирования государственных внебюджетных фондов
Слайд 54Классификация финансового механизма
В соответствии с государственным устройством РФ:
финансовый механизм РФ
финансовый
механизм субъектов РФ
финансовый механизм ОМСУ
По воздействию на общественное производство:
механизм мобилизации
и использования финансовых ресурсов
механизм финансового регулирования общественного производства
механизм финансового стимулирования общественного производства
Слайд 55ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Воздействие ФМ на экономику и социальную сферу
Условия эффективности функционирования
ФМ
Слайд 56Управление финансами
Процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и соответствующие им
виды финансовых ресурсов с помощью специальных приемов и методов для
реализации функций, целей и задач органов власти и хозяйствующих субъектов
Слайд 57Элементы системы управления финансами
Слайд 58Органы управления финансами
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами
Участвуют законодательные
и исполнительные ОГВ и ОМСУ
Исполнительные органы участвуют во всех функциональных
элементах управления финансами
Законодательные органы - основная функция в управлении финансами - финансовый контроль
Слайд 59Органы управления финансами
Президент РФ - определение целей и задач финансовой
политики в посланиях Федеральному Собранию, в т.ч. ежегодном Бюджетном послании,
подписание законов по финансовым вопросам, внесение проектов финансового законодательства, издание указов, осуществление государственного финансового контроля
Правительство РФ - разработка и реализация финансовой политики, составление и исполнение федерального бюджета, разработка других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждение постановлений, издание распоряжений, обеспечивающих реализацию финансового законодательства
Слайд 61Органы управления финансами
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Федеральная антимонопольная
служба
Счетная палата РФ
Финансовые органы субъектов РФ и местных администраций
(Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»)
Контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований (Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»)
Слайд 62Функциональные элементы управления финансами
Финансовое планирование и прогнозирование
Оперативное управление
Финансовый контроль
Слайд 63Финансовое планирование
совокупность мероприятий, проводимых ОГВ и ОМСУ, коммерческими и некоммерческими
организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений
в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику
Слайд 64Финансовое планирование
планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых
ресурсов, осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования, направленное на достижение
пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста
Слайд 65Финансовое планирование
Объекты планирования: финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов
субъектов хозяйствования, ОГВ, ОМСУ
Субъекты планирования: ОГВ, ОМСУ, хозяйствующие субъекты
Информационная
база: прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, МО), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты
Слайд 66Финансовое планирование
Цель: обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов (на основе использования
распределительной функции финансов)
Результат: составление и принятие финансовых планов, разработка и
утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов и проектов
Слайд 67Финансовый план
документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, которые отражают
планируемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на предстоящий период
Слайд 68Финансовое прогнозирование
исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов власти и хозяйствования
в будущем, научно обоснованное предположение об объемах финансовых ресурсов и
направлениях их использования
Цель: оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов
Слайд 69Методы финансового прогнозирования
От настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных
связей
От будущего к настоящему (определение будущей цели и ориентиров движения):
развертывается и исследуется цепь возможных событий, разрабатываются меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из соответствующего уровня развития
Слайд 70Методы прогнозирования для расчета финансовых показателей
Математическое моделирование
учитывает множество взаимосвязанных факторов,
влияющих на показатели финансового прогноза
выбор из нескольких вариантов проекта наиболее
соответствующего принятой концепции производственного и социально-экономического развития и целям финансовой политики
Слайд 71Методы прогнозирования для расчета финансовых показателей
Эконометрическое прогнозирование
Расчет показателей осуществляется на
основе статистических оценочных коэффициентов при 1 или нескольких экономических переменных
– прогнозных факторов
Рассмотрение одновременного изменения нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза
При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа (дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода)
Слайд 72Методы прогнозирования для расчета финансовых показателей
Метод экспертных оценок – обобщение
и математическая обработка оценок специалистов-экспертов по вопросу (оценки носят субъективный
характер)
Трендовый метод – зависимость некоторых групп доходов и расходов только от фактора времени (не учитывается зависимость от экономических, демографических и др. факторов)
Тренд постоянных темпов роста – исходит из постоянных темпов изменений
Линейный временной тренд – исходит из постоянных абсолютных изменений
Слайд 73Методы прогнозирования для расчета финансовых показателей
Стохастический метод – вероятностный характер
прогноза и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями
Разработка
сценариев
Результат прогнозирования – ФИНАНСОВЫЙ ПРОГНОЗ – система научно-обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, сфер и субъектов финансовых отношений
Слайд 74Финансовые прогнозы в сфере ГМФ
Долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования
бюджетного прогноза РФ на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта РФ
на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза МО на долгосрочный период в случае, если представительный орган МО принял решение о его формировании в соответствии с требованиями БК РФ (ст. 170.1 БК РФ)
Слайд 75Финансовые прогнозы в сфере ГМФ
Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории (ст.173
БК РФ)
Бюджетный прогноз РФ, субъекта РФ, муниципального образования на долгосрочный
период (ст.170.1 БК РФ)
Основные направления бюджетной и налоговой политики
Среднесрочный финансовый план муниципального образования (ст.174 БК РФ)
Государственные программы РФ, государственные программы субъекта РФ, муниципальные программы (ст. 179 БК РФ)
Слайд 76Бюджетный прогноз на долгосрочный период
документ, содержащий прогноз основных характеристик
соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы РФ, показатели финансового обеспечения
государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты) бюджетной системы РФ, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период