Разделы презентаций


Физиология психической деятельности

Содержание

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) ПОВЕДЕНИЕ2) ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – РЕЧЬ, СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Физиология психической деятельности
Темы лекции:
«Врожденные и приобретенные формы поведения. Инстинкты и

научение. Механизмы научения.
Механизм закрепления временной связи.
Физиология памяти.

Физиология психической деятельностиТемы лекции:«Врожденные и приобретенные формы поведения. Инстинкты и  научение. Механизмы научения.Механизм закрепления временной связи.

Слайд 2 ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) ПОВЕДЕНИЕ
2) ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ –

РЕЧЬ, СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) ПОВЕДЕНИЕ2) ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – РЕЧЬ, СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ

Слайд 3Основные понятия
Психика - форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное

поведение
ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
врожденные

реактивные
приобретенные когнитивные

Поведение - психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды
Основные понятияПсихика - форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное поведениеФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯврожденные

Слайд 4Врожденные формы поведения.

ИНСТИНКТЫ

Врожденные формы поведения.ИНСТИНКТЫ

Слайд 6Что такое инстинкт?
Свойственная роду и виду врожденная,

т.е. наследственная форма определенного поведения или образа действий.

Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя более или менее сложные «целенаправленные» действия.
При этом осознание целесообразности действий или их необходимости – отсутствует.
Что такое инстинкт?   Свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная форма определенного поведения или образа

Слайд 7Основные особенности инстинктов
а) целостность действия и поведения
б) врожденность (отсутствие научения)

и видотипичность
в) адаптивность
г) бессознательность
д) шаблонность (стереотипная последовательность действий)
е) изменчивость операций

(шаблонна лишь общая схема)


Основные особенности инстинктова) целостность действия и поведенияб) врожденность (отсутствие научения) и видотипичностьв) адаптивностьг) бессознательностьд) шаблонность (стереотипная последовательность

Слайд 8Виды инстинктов
(классификация П.Симонова)
Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация

не требует участия другой особи)
Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание

вида, эффективное существова-ние группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе»)
Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)
Виды инстинктов(классификация П.Симонова)Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи)Ролевые или зоосоциальные

Слайд 9Витальные инстинкты
Пищевой
Питьевой
Оборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик)
Регулирования цикла «сон-бодрствование»
Экономии

энергии (сил )

Витальные инстинктыПищевойПитьевойОборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик)Регулирования цикла «сон-бодрствование»Экономии энергии (сил )

Слайд 10Ролевые инстинкты
Половые - выбор партнера
Родительские - разделение ролей отца и

матери
Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов
Эмоциональный резонанс -

ускорение социа-лизации - путь возникновения сопереживания сочувствия, в конце концов - сознания
Групповая иерархия - альтруистический эгоизм
Ролевые инстинктыПоловые - выбор партнераРодительские - разделение ролей отца и материТерриториальные - охрана зоны обитания для сохранения

Слайд 12БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЕ ЗООСОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИНКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕЗОНАНСА У ДЕЛЬФИНОВ

БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЕ ЗООСОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИНКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕЗОНАНСА У ДЕЛЬФИНОВ

Слайд 14ФОРМИРОВАНИЕ ИЕРАРХИИ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ – РАЗНОВИДНОСТЬ ЗООСОЦИАЛЬНОГО ИНСТИНКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИЕРАРХИИ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ – РАЗНОВИДНОСТЬ ЗООСОЦИАЛЬНОГО ИНСТИНКТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

Слайд 16Инстинкты саморазвития
Исследовательский
Новизны
Свободы
Имитационный (подражательный)
Игровой

Инстинкты саморазвитияИсследовательскийНовизныСвободыИмитационный (подражательный)Игровой

Слайд 17ЦИТАТА
« Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю

свою собаку» - говорил глупец.
«Чем больше я узнаю человека,

тем больше я его люблю» - говорила собака.
«Чем больше я узнаю человека и собаку, тем больше я люблю ЖИЗНЬ!» - говорил умный человек.
Жан Марсенак
ЦИТАТА« Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку» - говорил глупец. «Чем больше

Слайд 18Приобретаемые формы поведения создаются путем научения

Приобретаемые формы поведения создаются путем научения

Слайд 19Формы научения
Облигатное неассоциативное научение (привыкание - ослабление, суммация- усиление, импритинг,

подражание)
Факультативное ассоциативное (классические и инструментальные условные рефлексы)
Когнитивное и произвольное (образное

психонервное поведение, элементарная рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование)
Формы наученияОблигатное неассоциативное научение (привыкание - ослабление, суммация- усиление, импритинг, подражание)Факультативное ассоциативное (классические и инструментальные условные рефлексы)Когнитивное

Слайд 20НАУЧЕНИЕ РЕАКТИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ
ПРИВЫКАНИЕ И УСИЛЕНИЕ
ИМПРИНТИНГ И ИЗБЕГАНИЕ
КЛАССИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

НАУЧЕНИЕ РЕАКТИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯПРИВЫКАНИЕ И УСИЛЕНИЕИМПРИНТИНГ И ИЗБЕГАНИЕКЛАССИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Слайд 21Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову
Фистула для сбора слюны
Звонок
(условный раздражитель)
Пища
(безусловный
раздражитель)

Выработка условного рефлекса по И.П.ПавловуФистула для сбора слюныЗвонок(условный раздражитель)Пища(безусловныйраздражитель)

Слайд 22Условные рефлексы
Условные рефлексы - индивидуально приобретенные системные приспосо-бительные реакции животных

и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе

временнōй связи между условным (сигнальным) раздражи-телем и безусловно-рефлекторным актом
Условные рефлексыУсловные рефлексы - индивидуально приобретенные системные приспосо-бительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в

Слайд 23САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫУЧИТЬ
1. Основные характеристики условного рефлекса (по И.П.Павлову)
2. Условия выработки

условных рефлексов
3. Классификация условных рефлексов

САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫУЧИТЬ1. Основные характеристики  условного рефлекса (по И.П.Павлову)2. Условия выработки условных рефлексов3. Классификация условных рефлексов

Слайд 24ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ПО СКИННЕРУ ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
Педаль
Кормушка

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ПО СКИННЕРУ ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС ПедальКормушка

Слайд 25НАУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ (результат обусловлен выполнением определенной операции)
ПРОБЫ

И ОШИБКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

ПОДРАЖАНИЕ И ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ

НАУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ (результат обусловлен выполнением определенной операции)ПРОБЫ  И ОШИБКИФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙПОДРАЖАНИЕ И ВИКАРНОЕ

Слайд 26Пробы и ошибки в поведении ребенка

Пробы и ошибки в поведении ребенка

Слайд 27КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки

- последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт

и интуиция (озарение, эврика!)
ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
НАУЧЕНИЕ ПУТЕМ РАССУЖДЕНИЙ:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯЭЛЕМЕНТАРНАЯ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:Латентное научение (крысы в лабиринте)Психомоторные навыки - последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная

Слайд 28Латентное научение в лабиринте

Латентное научение в лабиринте

Слайд 29Латентное научение переходит в психомоторные навыки

Латентное научение переходит     в психомоторные навыки

Слайд 30Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

Слайд 31ИНСАЙТ Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан

ИНСАЙТ Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан

Слайд 32В ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА НАУЧЕНИЯ РЕАКТИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЕЖИТ МЕХАНИЗМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИ

В ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА НАУЧЕНИЯ РЕАКТИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЕЖИТ МЕХАНИЗМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИ

Слайд 33МЕХАНИЗМ ЗАМЫКАНИЯ ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИ
Теория двух корковых очагов И.П.Павлова - проторение

пути
Теория корково-подкорковых связей
Теория конвергенции на 1 нейроне П.К.Анохина - 1

стадия: генерализация, 2 стадия: концентрация или конвергенция
Механизмы памяти
МЕХАНИЗМ ЗАМЫКАНИЯ ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИТеория двух корковых очагов И.П.Павлова - проторение путиТеория корково-подкорковых связейТеория конвергенции на 1 нейроне

Слайд 34Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову
Ориентировочный
рефлекс

Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.ПавловуОриентировочныйрефлекс

Слайд 35МЕХАНИЗМ ЗАМЫКАНИЯ ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИ
Теория двух корковых очагов И.П.Павлова - проторение

пути
Теория корково-подкорковых связей
Теория конвергенции на 1 нейроне П.К.Анохина - 1

стадия: генерализация, 2 стадия: концентрация или конвергенция
Механизмы памяти
МЕХАНИЗМ ЗАМЫКАНИЯ ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИТеория двух корковых очагов И.П.Павлова - проторение путиТеория корково-подкорковых связейТеория конвергенции на 1 нейроне

Слайд 36Цитата
«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было

бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно

исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков…»
Рубинштейн
Цитата«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере

Слайд 37Временные виды памяти
Иконическая, эхоическая или сенсорная память - до 500

мс
Кратковременная память - до 10 мин
Промежуточная память - до 30

мин
Долговременная память - часы, дни и более
Временные виды памятиИконическая, эхоическая или сенсорная память - до 500 мсКратковременная память - до 10 минПромежуточная память

Слайд 38ФОРМЫ ПАМЯТИ
Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания,

или бессознательная память (например, процедурная память)
 Эксплицитная память — это осознаваемая

память, сознательная попытка вспомнить что-либо, усвоенное ранее (декларативная память)

ФОРМЫ ПАМЯТИИмплицитная память — это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память (например, процедурная память) Эксплицитная память

Слайд 39ФОРМЫ ПАМЯТИ
ПАМЯТЬ

ИМПЛИЦИТНАЯ ЭКСПЛИЦИТНАЯ

НЕАССОЦИАТИВНАЯ

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ

АССОЦИАТИВНАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ
ФОРМЫ  ПАМЯТИПАМЯТЬИМПЛИЦИТНАЯ      ЭКСПЛИЦИТНАЯНЕАССОЦИАТИВНАЯ

Слайд 40ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ
ВОСПРИЯТИЕ
ПОВТОРЕНИЕ
ЗАПОМИНАНИЕ
ХРАНЕНИЕ
ЗАБЫВАНИЕ
УЗНАВАНИЕ
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Привычка записывать – главный секрет хорошей памяти

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИВОСПРИЯТИЕПОВТОРЕНИЕЗАПОМИНАНИЕХРАНЕНИЕЗАБЫВАНИЕУЗНАВАНИЕВОСПРОИЗВЕДЕНИЕПривычка записывать – главный секрет хорошей памяти

Слайд 41ТЕОРИИ ПАМЯТИ
Электро-физиологическая
Мембранно-синаптическая
Нейрохимическая - пептидная
Иммунологическая
Генетическая
Нейроглиальная

ТЕОРИИ ПАМЯТИЭлектро-физиологическаяМембранно-синаптическаяНейрохимическая - пептиднаяИммунологическаяГенетическаяНейроглиальная

Слайд 42Цитата
« Все жалуются на свою память, но никто не жалуется

на свой ум»
Франсуа Ларошфуко (17 век)

Цитата« Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум»Франсуа Ларошфуко (17 век)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика