Слайд 1Физиология психической деятельности
Темы лекции:
«Врожденные и приобретенные формы поведения. Инстинкты и
научение. Механизмы научения.
Механизм закрепления временной связи.
Физиология памяти.
Слайд 2
ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) ПОВЕДЕНИЕ
2) ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ –
РЕЧЬ, СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ
Слайд 3Основные понятия
Психика - форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное
поведение
ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
врожденные
реактивные
приобретенные когнитивные
Поведение - психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды
Слайд 4Врожденные формы поведения.
ИНСТИНКТЫ
Слайд 6Что такое инстинкт?
Свойственная роду и виду врожденная,
т.е. наследственная форма определенного поведения или образа действий.
Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя более или менее сложные «целенаправленные» действия.
При этом осознание целесообразности действий или их необходимости – отсутствует.
Слайд 7Основные особенности инстинктов
а) целостность действия и поведения
б) врожденность (отсутствие научения)
и видотипичность
в) адаптивность
г) бессознательность
д) шаблонность (стереотипная последовательность действий)
е) изменчивость операций
(шаблонна лишь общая схема)
Слайд 8Виды инстинктов
(классификация П.Симонова)
Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация
не требует участия другой особи)
Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание
вида, эффективное существова-ние группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе»)
Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)
Слайд 9Витальные инстинкты
Пищевой
Питьевой
Оборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик)
Регулирования цикла «сон-бодрствование»
Экономии
энергии (сил )
Слайд 10Ролевые инстинкты
Половые - выбор партнера
Родительские - разделение ролей отца и
матери
Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов
Эмоциональный резонанс -
ускорение социа-лизации - путь возникновения сопереживания сочувствия, в конце концов - сознания
Групповая иерархия - альтруистический эгоизм
Слайд 12БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЕ ЗООСОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИНКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕЗОНАНСА У ДЕЛЬФИНОВ
Слайд 14ФОРМИРОВАНИЕ ИЕРАРХИИ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ – РАЗНОВИДНОСТЬ ЗООСОЦИАЛЬНОГО ИНСТИНКТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 16Инстинкты саморазвития
Исследовательский
Новизны
Свободы
Имитационный (подражательный)
Игровой
Слайд 17ЦИТАТА
« Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю
свою собаку» - говорил глупец.
«Чем больше я узнаю человека,
тем больше я его люблю» - говорила собака.
«Чем больше я узнаю человека и собаку, тем больше я люблю ЖИЗНЬ!» - говорил умный человек.
Жан Марсенак
Слайд 18Приобретаемые формы поведения создаются путем научения
Слайд 19Формы научения
Облигатное неассоциативное научение (привыкание - ослабление, суммация- усиление, импритинг,
подражание)
Факультативное ассоциативное (классические и инструментальные условные рефлексы)
Когнитивное и произвольное (образное
психонервное поведение, элементарная рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование)
Слайд 20НАУЧЕНИЕ РЕАКТИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ
ПРИВЫКАНИЕ И УСИЛЕНИЕ
ИМПРИНТИНГ И ИЗБЕГАНИЕ
КЛАССИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Слайд 21Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову
Фистула для сбора слюны
Звонок
(условный раздражитель)
Пища
(безусловный
раздражитель)
Слайд 22Условные рефлексы
Условные рефлексы - индивидуально приобретенные системные приспосо-бительные реакции животных
и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе
временнōй связи между условным (сигнальным) раздражи-телем и безусловно-рефлекторным актом
Слайд 23САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫУЧИТЬ
1. Основные характеристики
условного рефлекса (по И.П.Павлову)
2. Условия выработки
условных рефлексов
3. Классификация условных рефлексов
Слайд 24ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ПО СКИННЕРУ ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
Педаль
Кормушка
Слайд 25НАУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ
(результат обусловлен выполнением определенной операции)
ПРОБЫ
И ОШИБКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ
ПОДРАЖАНИЕ И ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ
Слайд 26Пробы и ошибки в поведении ребенка
Слайд 27КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки
- последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт
и интуиция (озарение, эврика!)
ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
НАУЧЕНИЕ ПУТЕМ РАССУЖДЕНИЙ:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
Слайд 29Латентное научение переходит в психомоторные навыки
Слайд 30Инсайт (озарение)
или «ага - реакция»
Слайд 31ИНСАЙТ
Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан
Слайд 32В ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА НАУЧЕНИЯ РЕАКТИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЕЖИТ МЕХАНИЗМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИ
Слайд 33МЕХАНИЗМ ЗАМЫКАНИЯ ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИ
Теория двух корковых очагов И.П.Павлова - проторение
пути
Теория корково-подкорковых связей
Теория конвергенции на 1 нейроне П.К.Анохина - 1
стадия: генерализация, 2 стадия: концентрация или конвергенция
Механизмы памяти
Слайд 34Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову
Ориентировочный
рефлекс
Слайд 35МЕХАНИЗМ ЗАМЫКАНИЯ ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИ
Теория двух корковых очагов И.П.Павлова - проторение
пути
Теория корково-подкорковых связей
Теория конвергенции на 1 нейроне П.К.Анохина - 1
стадия: генерализация, 2 стадия: концентрация или конвергенция
Механизмы памяти
Слайд 36Цитата
«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было
бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно
исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков…»
Рубинштейн
Слайд 37Временные виды памяти
Иконическая, эхоическая или сенсорная память - до 500
мс
Кратковременная память - до 10 мин
Промежуточная память - до 30
мин
Долговременная память - часы, дни и более
Слайд 38ФОРМЫ ПАМЯТИ
Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания,
или бессознательная память (например, процедурная память)
Эксплицитная память — это осознаваемая
память, сознательная попытка вспомнить что-либо, усвоенное ранее (декларативная память)
Слайд 39ФОРМЫ ПАМЯТИ
ПАМЯТЬ
ИМПЛИЦИТНАЯ ЭКСПЛИЦИТНАЯ
НЕАССОЦИАТИВНАЯ
ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ
АССОЦИАТИВНАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ
Слайд 40ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ
ВОСПРИЯТИЕ
ПОВТОРЕНИЕ
ЗАПОМИНАНИЕ
ХРАНЕНИЕ
ЗАБЫВАНИЕ
УЗНАВАНИЕ
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Привычка записывать – главный секрет хорошей памяти
Слайд 41ТЕОРИИ ПАМЯТИ
Электро-физиологическая
Мембранно-синаптическая
Нейрохимическая - пептидная
Иммунологическая
Генетическая
Нейроглиальная
Слайд 42Цитата
« Все жалуются на свою память, но никто не жалуется
на свой ум»
Франсуа Ларошфуко (17 век)