Слайд 1
Директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А.М.Лавров
Семинар «Задачи
и перспективы бюджетных реформ»
27-29 августа 2008 г., п. Дагомыс
Формирование бюджетов
на 2009-2011 гг.
в условиях нового бюджетного законодательства
Слайд 2Субъекты бюджетных правоотношений
Публично-правовые образования:
Российская Федерация
Субъекты Российской Федерации
Муниципальные образования
Участники бюджетного
процесса
Законодательные органы власти
Исполнительные органы власти
высшие» (правительства)
«финансовые» (минфины, финорганы, казначейство)
ведомственные (главные
распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов, главные администраторы источников финансирования дефицита)
Получатели бюджетных средств – только бюджетные учреждения
Слайд 3Формирование и исполнение обязательств
публично-правовых образований
Расходные обязательства
Бюджетные обязательства
Бюджетные ассигнования
Лимиты бюджетных
обязательств
Денежные обязательства
Оплата денежных обязательств (кассовые выплаты, кассовые расходы)
Слайд 4Разграничение расходных полномочий
Слайд 5Основные виды расходных обязательств
Слайд 6«Жизненный цикл» расходных обязательств
Слайд 7
Плановый период
(2 года)
Плановый период
(2 года)
Очередной
год
Очередной
год
Плановый период
(2 года)
Очередной
год
t +1
t
+2
t +3
t +4
t +5
корректировка
корректировка
разработка
разработка
«Скользящая трехлетка»:
предсказуемость
гибкость
резерв (5%)
Слайд 8Формат бюджета: изменения закона + изменения ГРБС = сводная бюджетная
роспись
Слайд 9Прогноз основных макроэкономических параметров
на 2009-2011 годы
Слайд 10Основные направления налоговых реформ
1) поддержка человеческого капитала и инновационного
развития страны:
налоговые льготы для расходов на профессиональное образование, здравоохранение,
пенсионное обеспечение, на уплату процентов по ипотечным кредитам;
создание благоприятных налоговых условий для деятельности некоммерческих организаций, оказывающих социально значимые услуги;
увеличение размеров вычетов по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу;
ускоренное отнесение на расходы затрат на приоритетные НИОКР
2) создание стимулов для инвестиций и развитие промышленности и малого бизнеса:
совершенствование амортизационной политики, оптимизация налоговой нагрузки на добычу нефти;
дифференциация акцизов на моторное топливо;
уменьшение налоговой и административной нагрузки на малый бизнес;
создание консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций
3) повышение качества налоговой системы, устранение пробелов и противоречий:
налоговый контроль за трансфертным ценообразованием;
создание комфортных налоговых условий для деятельности на рынке ценных бумаг;
дальнейшее улучшение администрирования НДС, налога на прибыль, прочих налогов, устранение неясностей и неточностей в Налоговом кодексе
Слайд 11Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и плановый период
2010 и 2011 годов
* показатели, установленные Федеральным законом «О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 122-ФЗ)
Слайд 12Темпы роста расходов федерального бюджета (в % к предыдущему году)*
*
в порядке снижения темпов роста в 2009 году (к установленному
законом на 2008 г.)
Слайд 13Расходы федерального бюджета по основным функциям с учетом межбюджетных трансфертов
другим бюджетам бюджетной системы РФ*
Млрд.руб.
* в порядке снижения объемов расходов
в 2009 году; ** включая межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ; *** включая ассигнования, предусмотренные по Инвестиционному фонду
Слайд 14Параметры индексация пенсий, учтенные при формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета
Слайд 15Предложения по оплате труда, учтенные при формировании проекта федерального бюджета
Слайд 16Оценка ресурсов для принимаемых
расходных обязательств
Млрд.руб
Слайд 17Базовая схема бюджетного планирования
на федеральном уровне
Ненефтегазовые
доходы
Нефтегазовый
трансферт, в %
к ВВП
Источники
дефицитного
финансирования
РЕСУРСЫ
РЕСУРСЫ
ДРО
ПРО
1 год
2 год
3 год
изменение
ДРО
новые РО
1%
ВВП
корректировка
объём
включают все доходы,
кроме нефтегазовых
доходов и доходов от
управления Резервным
фондом и ФНБ.
Слайд 18Принципы планирования бюджетных ассигнований,
установленные Бюджетным кодексом
ст.6 - «Обоснование бюджетных ассигнований
(БА) - документ, характеризующий БА в очередном финансовом году и
плановом периоде» (= объемы и результаты)
ст. 65 - «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами….» (см.также ст. 84 – 86)
ст. 174.2, п. 1 - «Планирование БА осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом»
ст. 174.2 – «Планирование БА осуществляется раздельно по БА на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств» (положение вступает в силу с 1.01.2009, в 2008 г. – может применяться в случаях и порядке устанавливаемых соответствующими финансовыми органами)
Слайд 19Принципы планирования бюджетных ассигнований (2)
На очередной финансовый год и 1-й
год планового периода – расчет изменений объемов БА (корректировка действующих
+ принимаемые РО) по сравнению с объемами, утвержденными законом (решением) о бюджете
На 2-й год планового периода – расчет объемов БА на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств
Слайд 20Особенности разделения действующих расходных обязательств (ДРО) и принимаемых расходных обязательств
(ПРО)
Слайд 21Примеры действующих расходных обязательств (ДРО) и принимаемых расходных обязательств (ПРО)
Слайд 22Приказ Минфина России от 17.04.2008 № 47н
Определяет порядок и
методику планирования бюджетных ассигнований на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов (единые для Минфина России и СБП):
Минфин России доводит до СБП методические указания по составлению РРО, методические рекомендации по учету отраслевых (ведомственных) особенностей планирования БА
СБП участвует в формировании предельных объемов – представляет в Минфин России расчеты объемов (изменений объемов) БА на исполнение ДРО по установленным формам и предложения по объему и структуре ПРО
Минфин России доводит после рассмотрения на заседании Правительства РФ предельные объемы БА
СБП представляет распределение предельных объемов БА по ГРБС, разделам, подразделам, ЦСР, ВР классификации расходов федерального бюджета
Слайд 23Виды бюджетных ассигнований и методы их расчета (1)
Слайд 24Виды бюджетных ассигнований и методы их расчета (2)
Слайд 25
Корректировка объема бюджетного ассигнования на исполнение действующих расходных обязательств методом
индексации
БА(2009)= БАроспись 2008-2010(2009)* Инд(2009)/ Индзакон 2008-2010(2009)
БА(2009) – объем бюджетного
ассигнования в 2009 г.;
БА роспись 2008-2010 (2009) – объем бюджетного ассигнования в 2009 г., предусмотренный росписью расходов федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. с учетом изменений;
Инд(2009) – прогнозируемый индекс потребительских цен в 2009 г.;
Индзакон 2008-2010(2009) – значение индекса потребительских цен в 2009 г., применявшееся при расчете объема бюджетного ассигнования в 2009 г., утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Слайд 26Темп роста тарифов на услуги
(продукцию) естественных монополий
Слайд 27
Корректировка объема бюджетного ассигнования на исполнение действующих расходных обязательств нормативным
методом
Изм_БА(2009) = БА(2009) – БА закон 2008-2010 (2009)
Изм_БА(2009) –
изменение объема бюджетных ассигнований в 2009 г.;
БА(2009) – объем бюджетного ассигнования в 2009 г.;
БА закон 2008-2010(2009) – объем бюджетных ассигнований в 2009 г., утвержденный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Слайд 28Структура обоснования бюджетного ассигнования (1)
Слайд 29Структура обоснования бюджетного ассигнования (2)
Слайд 30
Пример предварительного обоснования бюджетного ассигнования на 2009 год и на
плановый период 2010 и 2011 гг. (1)
1. Правовые основания действующего
расходного обязательства
2. Объем бюджетного ассигнования на исполнение действующего расходного обязательства (тыс. руб.)
Слайд 31
Предварительное обоснование бюджетного ассигнования на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 гг. (2)
3. Объем бюджетного ассигнования, утвержденный
ФЗ о ФБ на 2008-2010 гг., (тыс. руб.)
4. Изменение объема бюджетного ассигнования на исполнение действующего расходного обязательства (тыс. руб.)
Слайд 32Определения
Непосредственный результат использования БА - количественная характеристика оказанных для третьей
стороны государственных услуг, выполненных государственных функций в процессе осуществления деятельности
ГРБС, обусловленная объемом и структурой предусмотренных ГРБС бюджетных ассигнований
Конечный результат - целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно-значимых интересов и потребностей в сфере ведения СБП, вызванное достижением непосредственных результатов деятельности ГРБС, а также внешними по отношению к СБП факторами.
Слайд 33
Предварительное обоснование бюджетного ассигнования на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 гг. (3)
5. Сведения о непосредственных результатах
6.
Сведения о конечных результатах
Слайд 34Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в доходах консолидированного бюджета
РФ, %
Слайд 35Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов РФ
Слайд 36Темпы роста основных доходов консолидированного бюджета субъектов РФ (%)
Слайд 37Целевые межбюджетные трансферты субъектам РФ
Млрд.руб
Слайд 38Завершение реформы бюджетного процесса
Удлинение горизонта бюджетного прогнозирования (до 15 лет)
Интеграция
капитальных и «текущих» расходов
Реальный переход к действующим и принимаемым обязательствам
Новая
классификация (ЦСР – ВР), объекты инвестиций?
Программный бюджет (ДЦП – ВЦП)
Слайд 39Стратегия
(концепция) долгосрочного
развития
ДРОНД
(Стратегия Министерства)
Модель управления результатами
3-хлетний
бюджет и
долгосрочный бюджетный прогноз
Долгосрочные целевые программы
Планы реформ (регулирование)
ВЦП (ОБАС)
(бюджетные ассигнования и
непосредственные результаты)
Годовой отчет
(оценка результативности)
Слайд 40Альтернативы развития программно-
целевого планирования
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы) и ведомственные целевые
программы – 2 самостоятельных «бюджетных» инструмента
Ведомственные целевые программы – составные
(«бюджетные») части долгосрочных целевых программ
Слайд 41Условный пример второго подхода:
ДЦП «Обеспечение доступного и качественного образования»
(Минобрнауки России)
Слайд 42Основные этапы бюджетной реформы
С 1 января 2000 года вступил в
силу Бюджетный кодекс, установивший базовые принципы организации бюджетной системы и
бюджетного процесса;
В 2004 – 2007 гг. функционировал Стабилизационный фонд, послуживший основой для создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
В 2004 году приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс по вопросам межбюджетных отношений (разграничению расходных обязательств и доходных источников, ликвидации «необеспеченных мандатов», формализации трансфертов);
В 2007 году приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс по вопросам организации бюджетного процесса (в том числе переходу к трехлетнему бюджету), использования нефтегазовых доходов, управления государственным долгом;
В 2008 году планируется внести комплексные поправки в Бюджетный кодекс по вопросам государственного (муниципального) финансового контроля и мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства;
С 1 января 2010 года предлагается ввести в действие новую редакцию Бюджетного кодекса, создающую, на основе бюджетных реформ 2000-х годов, законодательную базу модернизации управления общественными финансами на период до 2020 года.