Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Челябинский институт переподготовки и
повышения квалификации работников образования
Кафедра естественно-математических дисциплин
Тараканова Оксана Михайловна
Формирование познавательных универсальных
учебных действий с использованием проектных методов обучения на уроках естествознания
Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания естествознания»
Научный руководитель:
Старший преподаватель КЕМД
Ольга Борисовна Пяткова
Челябинск – 2015
Слайд 2Объект исследования - проектные методы обучения естествознанию в старшей школе.
Предмет
исследования - изучение возможностей метода проектов в формировании познавательных универсальных
действий обучающихся на уроках естествознания в старшей школе.
Цель исследования - раскрытие потенциала проектной деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий и усвоение учебного материала на уроках естествознания в старшей школе.
Гипотеза исследования - использование метода проектов на уроках естествознания способствует более эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Слайд 3
Задачи:
рассмотреть особенности проектной деятельности школьников, проанализировав литературу, цифровые источники информации;
исследовать
влияние проектной деятельности на формирование познавательных универсальных учебных действий;
дать оценку
современного использования метода проектов и перспектив его применения при формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках естествознания в старшей школе;
выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для формирования и развития универсальных учебных действий у школьников.
Слайд 4Методы исследования
теоретический анализ литературы по проблеме исследования
анализ, синтез теоретических
положений
педагогический эксперимент
статистические методы
наблюдение, опрос
Слайд 5Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий:
«Тетрадь открытий».
Приемы и
методы технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности.
Технология развития критического мышления через
чтение и письмо (ТРКМЧП).
Приемы технологии французских мастерских.
Приемы учебной деятельности.
Слайд 6Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе
Проект – это
жизненно важное задание (В. Кильпатрик), это реальное дело (Е. Паркхерст)
Проект
как прототип, прообраз предполагаемого объекта, состояния (Н.Ю. Пахомова)
Проект – «план, замысел какого-либо действия» (Н.В. Матяш), «например, архитектурный проект, воплощенный в чертеже или макете…» (К.Н. Поливанова)
Метод проектов – «совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» (М.А. Ступницкая)
Слайд 7Формируемые познавательные УУД
на этапах проекта:
Обсуждение и составление плана проекта:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Сбор информации: поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Изготовление изделия: виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов.
Оформление проекта: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений.
Слайд 8Результаты исследования
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
Слайд 9Методика «Интеллектуальная лабильность»
в модификации С.Н. Костроминой
Результаты исследования
Слайд 10Результаты работы
74% обучающихся стали выше оценивать свои познавательные возможности и
способности;
абсолютно все обучающиеся отметили, что уроки естествознания в форме проектирования
были интересны;
возросло стремление обучающихся к творческой деятельности;
благоприятный психологический климат на уроке;
повышение успеваемости по предмету;
активное участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, предметных конференциях.
Слайд 11Выводы
1. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность способствует формированию познавательных универсальных
учебных действий.
2. Проектная деятельность развивает способности принимать нестандартные решения,
умение ориентироваться в сложных проблемах, учит формулировать личную точку зрения на исследуемые процессы и явления и соотносить её с интересами и мнениями окружающих.
3. Растет самостоятельность обучающихся в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности.
Слайд 12
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Челябинский институт переподготовки и
повышения квалификации работников образования
Кафедра естественно-математических дисциплин
Тараканова Оксана Михайловна
Формирование познавательных универсальных
учебных действий с использованием проектных методов обучения на уроках естествознания
Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания естествознания»
Научный руководитель:
Старший преподаватель КЕМД
Ольга Борисовна Пяткова
Челябинск – 2015