Слайд 1Формы продуктов проектной и исследовательской деятельности. Паспорт проекта. Оформление папки.
Виды презентации. Системы оценивания проектной и исследовательской деятельности.
Слайд 2Формы продуктов проектной деятельности
Слайд 3От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта
будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные
решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.
Слайд 4Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме
проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские
школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики.
Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Слайд 7Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности:
Web-сайт;
Анализ данных социологического опроса;
Атлас;
Атрибуты несуществующего
государства;
Бизнес-план;
Видеофильм;
Видеоклип;
Выставка;
Газета;
Действующая фирма;
Журнал;
Законопроект;
Игра;
Карта;
Коллекция;
Слайд 8Костюм;
Макет;
Модель;
Музыкальное произведение;
Мультимедийный продукт;
Оформление кабинета;
Пакет рекомендаций;
Письмо в ...;
Праздник;
Прогноз;
Публикация;
Путеводитель;
Серия ил люстрации;
Система школьного
самоуправления;
Сказка;
Справочник;
Сравнительно-сопоставительный анализ;
Статья;
Сценарий;
Учебное пособие;
Чертеж;
Экскурсия.
Слайд 9 Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и
по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);
Популярное
пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);
частотный словарь английского молодежного сленга;
Главы из учебника будущего « Биология и экология »;
Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:
Слайд 11 Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким
он мог бы быть;
Экологические программы мониторинга и лабораторного
анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу Управы района);
Сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;
Коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Слайд 14Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и
трижды.
Вначале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы
утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.
Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.
Слайд 15Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов*:
Название проекта.
Руководитель
проекта.
Консультант(ы) проекта.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
Учебные
дисциплины, близкие к теме проекта.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
Заказчик проекта.
Слайд 16Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов*:
Цель проекта
(практическая и педагогическая цели).
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих
задачах!).
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе
его выполнения).
Необходимое оборудование.
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект,
кратко — содержание).
Предполагаемые продукты проекта.
Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Слайд 19Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных
выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите
— показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет: четко организовать работу каждого участника проектной
группы;
стать удобным коллектором информации и справочником
на протяжении работы над проектом;
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
судить о личных достижениях и росте каждого участника
проекта на протяжении его выполнения;
сэкономить время для поиска информации при проведении
в дальнейшем других проектов, близких по теме.
Слайд 20В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
паспорт проекта;
планы выполнения проекта
и отдельных его этапов *;
промежуточные отчеты группы;
вся собранная информация по
теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
результаты исследований и анализа;
записи всех идей, гипотез и решений;
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях,«мозговых штурмах» и т. д.;
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации (сценарий);
другие рабочие материалы и черновики группы.
Слайд 21В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи учащихся
должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и
аннотаций.
В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
Слайд 24Виды презентаций проектов
Выбор формы презентации проекта — задача не менее,
а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной
деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).
Слайд 25Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Воплощение (в роль человека,
одушевленного или неодушевленного существа).
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного
на основе
информационных технологий.
Диалог исторических или литературных персонажей.
Защита на Ученом Совете.
Игра с залом.
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов,
событий, эпох, цивилизаций...
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Слайд 26Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Научный доклад.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Путешествие.
Реклама.
Ролевая
игра.
Соревнования.
Спектакль.
Спортивная игра.
Телепередача.
Экскурсия.
Слайд 29Примеры удачных презентаций проектов:
инсценировка-диалог Сознания, Самосознания и Бессознательного;
пресс-конференция участников экспедиции
на неизвестный
материк;
ролевая игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида в
муравейнике;
инсценировка драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных химических опытов-парадоксов;
диалог с участием Чацкого, представителей «Фамусовской
Москвы» и «современных людей» по теме «Проблема ума и безумия»
Слайд 31Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие
вопросы:
Предполагается ли включение самооценки участников
проектных групп в общую оценку проекта?.
Предполагается
ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?
Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?
Слайд 32Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по
числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.
Критерии
должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Слайд 33Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударственной школы*:
самостоятельность работы над проектом;
актуальность
и значимость темы;
полнота раскрытия темы;
оригинальность решения проблемы;
артистизм и выразительность выступления;
как
раскрыто содержание проекта в презентации;
использование средств наглядности, технических средств;
ответы на вопросы.
Слайд 34Критерии оценок, использовавшиеся в практике государственной школы:
важность темы проекта;
глубина исследования
проблемы;
оригинальность предложенных решений;
качество выполнения продукта;
убедительность презентации.
Слайд 36Критерии оценивания проекта
Тема работы:
Глубина раскрытия темы
Насколько точно тема отражает содержание
работы
Соответствие возрасту
Актуальность темы:
С точки зрения её научной значимости
С точки зрения
социальной значимости
Цель работы:
Соответствие цели работы выдвинутой гипотезе
Соответствие планируемых результатов поставленной цели
Слайд 37Критерии оценивания проекта
Используемые методы:
Эффективность используемых методов для получения требуемых данных
Практическая
ценность работы:
Эффективность используемых методов для получения требуемых данных
Результат (продукт) работы:
Наличие
в работе практических достижений автора
Апробация продукта и результата
Слайд 38Критерии оценивания проекта
Изучение источников информации:
Использование известных результатов и научных фактов
Знание
современного состояния проблемы
Полнота цитируемой литературы
Ссылки на учёных и исследователей, занимающихся
данной проблемой
Гипотеза:
Наличие гипотезы и её подтверждение
Слайд 39Критерии оценивания проекта
Исследование (эксперимент):
Наличие исследовательской (практической) части
Глубина (обоснованность) выводов
Значимость исследования
Выводы
(заключения):
Формулировка выводов
Степень достижения цели
Слайд 40Критерии оценивания проекта
Доклад и его презентация:
Логика изложения материала
Умение правильно и
убедительно раскрыть основное содержание работы в устном выступлении
Чёткость изложения
Слайд 41Критерии оценивания проекта
Дискуссия
Владение материалом
Умение отвечать на заданные вопросы
Умение отстаивать свою
точку зрения
Владение аудиторией при защите
Культура презентации:
Умение презентовать себя как личность
аккуратность и дизайн оформления
Слайд 42Спасибо за внимание! Успеха и удачи всем!