Разделы презентаций


Функциональные особенности жестовой речи

Содержание

Функции жестовой речиРЖЯ – неформальное общение глухих. КЖР – обслуживание нужд глухих в формальное обстановке.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сафонова Елена
Функциональные особенности жестовой речи

Сафонова ЕленаФункциональные особенности жестовой речи

Слайд 2Функции жестовой речи
РЖЯ – неформальное общение глухих.
КЖР – обслуживание

нужд глухих в формальное обстановке.

Функции жестовой речиРЖЯ – неформальное общение глухих. КЖР – обслуживание нужд глухих в формальное обстановке.

Слайд 3Особенности усвоения РЖЯ

Особенности усвоения РЖЯ

Слайд 4В слышащей семье
У малыша, растущего в семье, где родители и

другие родственники нормально слышащие люди, естественные жесты и пантомимические движения

появляются как выражение потребностей в общении вместо отсутствующей пока словесной речи. Постепенно, с расширением круга интересов ребенка, обогащением его жизненного опыта, количество жестов увеличивается, появляются также условные жесты.
В слышащей семьеУ малыша, растущего в семье, где родители и другие родственники нормально слышащие люди, естественные жесты

Слайд 5В слышащей семье
Создателями условных жестов наряду с ребенком становятся окружающие

его взрослые. Складывается система жестового общения, которой пользуются только в

данной конкретной семье. Состав и количество жестов такой системы зависят от разных причин от индивидуальных особенностей ребенка (любознательности, находчивости и т. д, от воспитательной активности взрослых, от времени начала обучения словесной речи и эффективности этих занятий и т. д. Обычно жесты широко используются ив тех семьях, где обучение речи в домашних условиях начинается рано.
В слышащей семьеСоздателями условных жестов наряду с ребенком становятся окружающие его взрослые. Складывается система жестового общения, которой

Слайд 6В слышащей семье
Несмотря на локальность семейных жестовых систем, их возникновение

и функционирование имеет большое значение для развития глухого ребенка, его

коммуникативных способностей и мыслительной деятельности ведь даже самые простые естественные жесты уже имеют обобщающий характер.
Кроме того, общение при помощи жестов служит своеобразной тренировкой, в процессе которой накапливается опыт четкого исполнения жестов, формируются навыки их зрительного восприятия.
Это способствует сравнительно быстрому усвоению такими детьми русского жестового языка, который является основным средством общения в детском коллективе специального учреждения, где они начинают учиться.
В слышащей семьеНесмотря на локальность семейных жестовых систем, их возникновение и функционирование имеет большое значение для развития

Слайд 7В семье глухих
Глухой ребенок, у которого родители — люди с

нарушениями слуха, разговаривающие друг с другом на РЖЯ, овладевает этим языком

в процессе общения в семье.
В этом случае основные закономерности усвоения жестового языка глухим ребенком и словесного языка слышащим малышом во многом совпадают. Это относится к усвоению фонологической структуры языка, лексики, морфологии, к овладению началами синтаксиса. 
В семье глухихГлухой ребенок, у которого родители — люди с нарушениями слуха, разговаривающие друг с другом на

Слайд 8В семье глухих
Усваивая структуру жеста, глухой ребенок вначале умеет исполнять лишь

некоторые основные конфигурации. Он использует их в тех жестах, составными

компонентами которых эти конфигурации действительно являются. Но малыш пользуется ими ив других жестах, заменяя знакомыми уже конфигурациями более сложные, которые ему пока не удаются. Точно также ведут себя и маленькие слышащие дети они заменяют звуками, которым уже научились, звуки, которые еще не умеют произносить (например, вместо рука — «ука» или лука и т. д.).
В семье глухихУсваивая структуру жеста, глухой ребенок вначале умеет исполнять лишь некоторые основные конфигурации. Он использует их

Слайд 9В семье глухих
Первые жесты и одножестовые высказывания глухого ребенка сходны

по составу и семантике с первыми словами и однословными высказываниями

слышащего малыша. Вначале жесты глухого ребенка включаются в высказывания в начальной форме, морфологические изменения отсутствуют. Постепенно в жестах изменяется направление, качество движения и т. д. Специальные исследования показали, что к школьному возрасту дети из семей глухих, как правило, свободно владеют русским жестовым языком.
В семье глухихПервые жесты и одножестовые высказывания глухого ребенка сходны по составу и семантике с первыми словами

Слайд 10Общая коммуникация
Глухие дети в специальной школе попадают в условия, стимулирующие

активный процесс усвоения РЖЯ, — ведь межличностная коммуникация в детском

коллективе осуществляется, главным образом, при помощи РЖР.
В этих условиях дети из семей слышащих очень быстро догоняют своих сверстников, которые уже овладели РЖР дома.
Ученики четвертых классов свободно владеют русским жестовым языком. Структура используемых ими жестовых высказываний полностью совпадает со структурой высказываний, которыми пользуются учащиеся 8-10 классов и взрослые глухие. 
Общая коммуникацияГлухие дети в специальной школе попадают в условия, стимулирующие активный процесс усвоения РЖЯ, — ведь межличностная

Слайд 11Вывод по РЖЯ
Русской жестовой речью глухие дети овладевают в процессе

непринужденного, неофициального общения с членами коллектива глухих.

Вывод по РЖЯРусской жестовой речью глухие дети овладевают в процессе непринужденного, неофициального общения с членами коллектива глухих.

Слайд 12Особенности усвоения КЖР

Особенности усвоения КЖР

Слайд 13Основной момент
Учащиеся школ-интернатов начинают овладевать КЖР после того, как они

уже научились (хотя бы в минимальной степени) пользоваться словесной речью.

Основной моментУчащиеся школ-интернатов начинают овладевать КЖР после того, как они уже научились (хотя бы в минимальной степени)

Слайд 14Кратко об усвоении
Обучаясь русскому языку, овладевая его лексикой и грамматикой,

глухие дети вовремя детских праздников, собраний и т. д. обычно

сопровождают устные выступления калькирующей жестовой речью. КЖР глухих учащихся постепенно совершенствуется, отражая их успехи в изучении русского языка. Усвоение значений новых жестов, как правило, происходит в тесной связи совладением значениями соответствующих русских слов.
После окончания школы КЖР глухих продолжает совершенствоваться
Кратко об усвоенииОбучаясь русскому языку, овладевая его лексикой и грамматикой, глухие дети вовремя детских праздников, собраний и

Слайд 15Двуязычие глухих

Двуязычие глухих

Слайд 16Языковые системы, которые используются глухими
Словесная речь
КЖР
РЖЯ или РЖР

Языковые системы, которые используются глухимиСловесная речьКЖРРЖЯ или РЖР

Слайд 17Специализация функций
Специализация функций начинаетсяс поступлением глухого ребенка в школу-интернат.
Словесная

речь, которая формируется в условиях организованного педагогического процесса и совершенствуется

в общении на уроках, воспитательных занятиях и т. д., становится главным средством коммуникации со слышащими людьми.
Развитие русской жестовой речи в непосредственном непринужденном общении со сверстниками, старшими учащимися и взрослыми глухими приводит к выделению коммуникативной функции РЖР как основного средства межличностного общения.
В условиях официального общения часто появляется потребность в сопровождении устной речи выступающих жестами, поскольку значительное расстояние затрудняет восприятие устной речи. Складывающаяся таким образом КЖР принимает на себя функции обслуживания общения глухих в официальной обстановке.
Специализация функцийСпециализация функций начинаетсяс поступлением глухого ребенка в школу-интернат. Словесная речь, которая формируется в условиях организованного педагогического

Слайд 18Специализация функций
Развиваясь и совершенствуясь, словесная речь, РЖР, КЖР сохраняют свое

основное назначение в коммуникативной деятельности и учащихся школ-интернатов, и взрослых

глухих (хотя РЖР начинает проникать в сферу официального общения). Уровень владения глухими учащимися каждой речевой системой, определяющий успешность коммуникации, различен.

Специализация функцийРазвиваясь и совершенствуясь, словесная речь, РЖР, КЖР сохраняют свое основное назначение в коммуникативной деятельности и учащихся

Слайд 19Словесная речь
Усвоение словесного языка во многом зависит от времени начала

обучения и его эффективности.
Ранняя диагностика, повышение эффективности дошкольного воспитания,

внедрение в школьную практику коммуникационной системы обучения словесному языку (С.А. Зыков), концентрического метода формирования произношения (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина), широко развернувшаяся целенаправленная работа по развитию и использованию остаточного слуха (Е.П. Кузьмиче-ва и др.) позволяют достигать значительных результатов в общем и речевом развитии глухих детей.
Однако такого уровня владения словесной речью, который обеспечивает успешность устного общения, достигают пока далеко не все глухие учащиеся.
Словесная речьУсвоение словесного языка во многом зависит от времени начала обучения и его эффективности. Ранняя диагностика, повышение

Слайд 20Ржя
Все сложные и разнообразные структуры РЖЯ — зрительно воспринимаемые конструкции.

Поэтому, овладевая ими, глухой не должен преодолевать специфические трудности, связанные

с дефектом его слуха. Это ускоряет овладение русской жестовой речью и ведет к расширению сферы использования РЖР, стимулирует ее дальнейшее совершенствование.
РжяВсе сложные и разнообразные структуры РЖЯ — зрительно воспринимаемые конструкции. Поэтому, овладевая ими, глухой не должен преодолевать

Слайд 21КЖР
Калькирующая жестовая речь, развивающаяся как вторичная знаковая система, черпает основные

жесты из лексического фонда РЖЯ.
Таким образом, КЖР можно рассматривать

как результат взаимодействия систем словесного и русского жестового языков.
Однако в процессе своего развития КЖР вырабатывает и собственные лексические средства (например, общественно-политические, научные термины и т. д.), необходимые ей для успешного обслуживания коммуникации в официальных условиях.
Следовательно, уровень овладения КЖР определяется степенью усвоения словесного языка, знанием лексики, принадлежащей только КЖР, и формированием прочных связей между значениями жестов и соответствующих им слов.
КЖРКалькирующая жестовая речь, развивающаяся как вторичная знаковая система, черпает основные жесты из лексического фонда РЖЯ. Таким образом,

Слайд 22Хорошо ли двуязычие?
«Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что

полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии

сурдопедагогики есть неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания глухонемого ребенка»
Выготский Л.С
Речь идет о устной, письменной и жестовой речи.
Хорошо ли двуязычие?«Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи,

Слайд 23Выводы

Выводы

Слайд 24Первый вывод
Глухие дети овладевают РЖР в процессе общения с членами

коллективов глухих: в семье (где родители глухие) или в специальном

учебном заведении, куда они поступают учить ся. РЖР — основное средство межличностного общения глухих. Однако в настоящее время к РЖР начинают переходить функции (выступления, перевод на конференциях и др.), традиционно принадлежавшие КЖР.
Первый выводГлухие дети овладевают РЖР в процессе общения с членами коллективов глухих: в семье (где родители глухие)

Слайд 25Второй вывод
КЖР формируется на основе изучения глухими учащимися словесного языка

и используется преимущественно в официальной обстановке.

Второй выводКЖР формируется на основе изучения глухими учащимися словесного языка и используется преимущественно в официальной обстановке.

Слайд 26Третий вывод
Уровни владения глухими РЖР и КЖР, как правило, различны.

Большинство учащихся (по крайней мере старших классов школ-интернатов) свободно владеют

РЖР. Уровень владения КЖР зависит от успехов глухих в усвоении словесного языка, а также от знания лексики КЖР. КЖР успешно осуществляет свои коммуникативные функции только в общении глухих с хорошо развитой словесной речью.
Третий выводУровни владения глухими РЖР и КЖР, как правило, различны. Большинство учащихся (по крайней мере старших классов

Слайд 27Четвертый вывод
Что касается педагогических проблем, учитывая важную роль РЖР в

коммуникативной и познавательной (когнитивной) деятельности глухих, можно высказать предположение о

целесообразности шире использовать русский жестовый язык в образовании глухих.
Четвертый выводЧто касается педагогических проблем, учитывая важную роль РЖР в коммуникативной и познавательной (когнитивной) деятельности глухих, можно

Слайд 28Пятый вывод
Словесно-жестовое двуязычие глухих характеризуется: распределением коммуникативных функций между контактирующими

речевыми системами, различным уровнем владения каждой из них, взаимным влиянием

сосуществующих речевых систем.
Пятый выводСловесно-жестовое двуязычие глухих характеризуется: распределением коммуникативных функций между контактирующими речевыми системами, различным уровнем владения каждой из

Слайд 29Использованная литература
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш.

учеб. заведений . -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

- 192 с. - (Коррекционная педагогика)
Использованная литератураЗайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений . -- М.: Гуманит. изд.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика