Слайд 1Глагол
Цель: закрепление навыков, полученных в начальной школе, получение новых знаний
по теме.
Слайд 2Глагол как часть речи
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает
действие и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Глаголы изменяются
по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени - по родам (в единственном числе) и по числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Слайд 3НЕ с глаголами
НЕ пишется с глаголами раздельно.
Например:
Не решил, не был,
не может, не хочет
Исключение составляют глаголы, которые
не употребляются без
НЕ.
Например:
Недоумевать, негодовать, ненавидеть
Слайд 4Неопределённая форма глагола
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы
ЧТО
ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
У глаголов в неопределенной форме НЕЛЬЗЯ определить время,
число, лицо и род!!!
Неопределенная форма глагола имеет окончание -ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах с основой на –ЧЬ.
В неопределенной форме после буквы Ч пишется мягкий знак.
Например
БЕРЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ, ПРИВЛЕЧЬ
Слайд 5Правописание –тся и –ться в глаголах
Если глагол отвечает на вопросы
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или
ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ?, то
этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –СЯ буква Ь не пишется.
Например
ОН (что делает?) ХВАЛИТСЯ
Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед – СЯ буква Ь пишется.
Например
ОН БУДЕТ (что делать?) ХВАЛИТЬСЯ
Слайд 6Виды глагола
Глаголы бывают СОВЕРШЕННОГО и НЕСОВЕРШЕННОГО вида.
Глаголы несовершенного вида отвечают
на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ
ДЕЛАТЬ?
Например
РЕШАТЬ, РЕШАЛ, РЕШАЮ, БУДУ РЕШАТЬ
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЮ?
Например
РЕШИТЬ, РЕШИЛ, РЕШУ
Слайд 7ЗАДАНИЕ 1
Не с глаголом (орф.№21) Слитно или раздельно?
Слайд 8ЗАДАНИЕ 2
Стр.104, выполните упр. 622
Обозначьте орфограмму № 22, как это
показано в образце.
2. Разберите по составу слова:
Перепишет, выбегают, разморозиться, рассердиться,
отцветают, перечитываю.
Слайд 9ЗАДАНИЕ 3
К данным глаголам подбери противоположные по смыслу глаголы- антонимы:
Печалиться,
молчать, находить, медлить, уезжать, любить, заходить, темнеть, подобреть, просыпаться.
Слова для
справок:
Смеяться, рассказывать, работать, сверкать, гневаться, дремать, размышлять, торопиться, светлеть, терять, торопиться, возвратиться, ненавидеть, покидать, кормить.
Слайд 10ЗАДАНИЕ 4
1. Образуй от данных глаголов глаголы неопределенной формы:
Ловлю, ношу,
тащу, хожу, пилю, строю, крашу, везу, несу, хожу, свечу.
Подчеркни гласную И перед
– ть.
2. Используя приставки, образовать от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида: верить(н.в.)- поверить(с.в.) .
Чувствовать ,ужинать, делить, вязать, прятать ,возить, шить, стараться, таять, верить, видеть, делать, шутить ,чертить ,тонуть ,гасить, учиться ,брать, пугаться, мучить, помнить, желать, гордиться, готовить.
3. От глаголов совершенного вида с помощью суффиксов образовать глаголы несовершенного вида :успеть (с.в.) –успевать(н.в.).
Открыть, завоевать, доказать, вылечить, выдержать ,воспитать, сложить, взвесить, учесть, указать, спросить , сплотить, достать, вытолкнуть.
Слайд 11ЗАДАНИЕ 5
1. В нашей стране все должны трудит…ся. 2. Надо
хорошо учит…ся и честно работать. 3. Молодежь любит занимат…ся спортом.
4. Зимой приятно катат…ся на коньках и лыжах. 5. Летом проводят…ся соревнования по бегу, гребле, плаванию на разные расстояния. 6. Каждый стремит…ся летом хорошо отдохнуть, освежит…ся и развлеч…ся. 7. В нашем лесу легко заблудит…ся. 8. Кто имеет компас, тот и в темном лесу не заблудит…ся. 9. Если удаст…ся хорошая погода, экспедиция состоит…ся. 10. В лесу водит…ся разная дичь. 11. Особенно интересно охотит…ся за тетеревами. 12. Заря догорала, и начинали спускат…ся сумерки. 13. Солнце не могло пробит…ся через густую чащу ветвей. 14. Мы продолжали забират…ся в глубь леса.