Слайд 1Голова дана человеку
с рождения, чтобы думать,
осуществлять мыслительные процессы
Слайд 2Подготовка к тесту. Повторение.
Слайд 3Фонетика. Почему суждения ошибочны?
Спешить – все согласные имеют пару по
твердости – мягкости
В слова чутье все звуки глухие
В слове кочевка
все согласные звуки твердые
Проживать – все согласные звуки имеют пару по глухости - звонкости
Слайд 4Парность согласных звуков
«Прятки» для звуков
Буква звука не дает:
Ь, Ъ (въявь)
Непроизносимый
согласный (солнце)
Буква дает два звука:
Въезд (все ли звуки в этом
слове твердые?)
Ельник (одинаково ли количество букв и звуков?)
Поют (все ли звуки в этом слове глухие?)
Слайд 5Чередование гласных в корне слова
Заря – зорька
Тварь – творить
Клониться –
кланяться
Гореть – загар
Блестеть – блистать
Тереть - утирать
Слайд 6Грамматическая основа. Подлежащее.
Подлежащее всегда грамматически независимо – именительный падеж!!!
Я хочу
спать – Мне хотелось спать.
Срезали три розы. Росли три розы.
Подошли
трое ребят. – Из пятнадцати подростков с нами поздоровались трое.
Слайд 7
Сказуемое
!!! не теряем однородные члены и узнаем составное глагольное
или составное именное
Значения вспомогательного глагола
Слайд 8Обособленные члены предложения
Обособленные уточняющие обстоятельства:
Мы не сразу оказались здесь, в
небольшом городке, похожем на сказочное Лукоморье.
Обособленные приложения:
С нами, детьми, впервые
заговорили о таком серьезном вопросе.
С неба полетели снежинки, маленькие легкие звездочки, и мы остановились, очарованные.
Слайд 9Считаем грамматические основы
Лет с семи мне хотелось определить, откуда отмеряют
длину автомобильных дорог и где та точка, начиная с которой
по всей России измеряют километры.
Я расспрашивал взрослых, рассматривал атласы, а ответ все не находился, ни один меня не устраивал, мне казалось, что отвечали не так, говорили не о том, я продолжал свои расспросы, не унимался до той самой поездки в Москву.
Слайд 10Сочинительная и подчинительная связь между частями сложного предложения
Пока мы рассуждаем
спокойно, нас готовы выслушать и признать нашу правоту, однако мы
должны понимать, что резкое изменение тональности вызовет раздражение слушателя, и поэтому не переходить на крик при первом же несогласии с нами.
1
2
3
4
Слайд 11Какой тип подчинения?
Дом – это там, где вас поймут, там,
где надеются и ждут, там, где забудешь о плохом, это
твой дом.
Все мы догадались, что если идти по тропинке прямо, то мы выйдем к озеру.
Осталось только выяснить, в какую из двух деревень уехал лесничий и где эта деревня.
Слайд 12Рассуждение
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо
положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и
чувствах.
В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения, как рассуждение-объяснение и рассуждение-умозаключение.
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого
В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей: Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин)
Слайд 13Как строится рассуждение?
Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование
(аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод
Разновидности рассуждения:
1) рассуждение - доказательство
Почему так,
а не иначе? Что из этого следует?
2) рассуждение - объяснение
Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
3) рассуждение - размышление
Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)
Слайд 14Работа с текстом при анализе типа речи
Определить, на какую тему
написан текст, написать, о чем рассуждает автор, в чем он
убеждает читателя.
Выяснить, какие доказательства автор приводит: способ аргументации (суждения, доказательства, примеры, иллюстрации, эмоциональные оценки) в микротемах абзацев.
Показать, как связаны доказательства автора между собой, какие лексические и грамматические средства использованы:
Вопросно-ответная форма
Параллельная связь между абзацами
Вводные слова, оформляющие порядок мыслей
Использование повтора слова как средства связи
Слайд 15Характеристика выразительных средств языка
Назвать, какие средства языка могут быть выразительными:
Подбор
определенных звуков – звукопись, звукоподражание
Использование выразительных возможностей словообразования: приставок и
суффиксов с определенными значениями, например, оценки
Использование лексики: слов в переносном значении – метафоры, синонимов и антонимов
Использование слов определенных частей речи: глаголы и их формы – динамика, существительные – статика, прилагательные и наречие – многообразие признаков.
Использование различных синтаксических конструкций: фигур речи (инверсия, антитеза, параллелизм, риторические восклицания, вопросы и обращения, многосоюзие), рядов однородных членов, предложений с обособленными членами, вводными и вставными конструкциями.
2. Определить тему текста, описать цель автора, использующего выразительные средства.
3. Найти разные примеры выразительности, не использовать 2 из лексики.