Слайд 1Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым
«Крымская республиканская универсальная научная библиотека
им. И. Я. Франко»
Информационно-библиографический отдел
Виртуальный библиографический
обзор
Симферополь, 2020
Дмитрий Мережковский
– мыслитель и поэт
(155 лет со дня рождения)
Слайд 2Родословие
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 (14) августа 1865
года в Санкт-Петербурге в многодетной дворянской семье нетитулованного рода Мережковских.
В
семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери.
Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.
Константин Сергеевич Мережковский
Слайд 3 Отец, Сергей Иванович Мережковский (1823–1908), служил у оренбургского губернатора Талызина,
потом у обер-гофмаршала графа Шувалова, наконец, на момент рождения сына,
– в Дворцовой конторе при Александре II в должности столоначальника с чином действительного статского советника, вышел в отставку в 1881 году в чине тайного советника.
Мать писателя – Варвара Васильевна Мережковская, урождённая Чеснокова, дочь управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера (известно, что в числе её предков были князья Курбские).
Слайд 4 Прадед, Фёдор Мережки служил войсковым старшиной в городе Глухов (город
областного подчинения на севере Украины в Сумской области).
Дед, Иван
Фёдорович, в последних годах XVIII века, в царствование императора Павла I, приехал в Петербург и в качестве дворянина поступил младшим чином в Измайловский полк. Из Петербурга Иван Фёдорович был переведён в Москву и принимал участие в войне 1812 года.
Слайд 5Детство и юность
Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на
попечении старой немки-экономки Амалии Христьяновны и старой няни, которая рассказывала
русские сказки и жития святых: впоследствии высказывались предположения, что именно она была причиной экзальтированной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере будущего писателя.
Обстановка в доме Мережковских была простая, стол «не изобиловал», в доме царил режим бережливости: отец таким образом заранее отучал детей от распространённых пороков – мотовства и стремления к роскоши.
Слайд 6О своем детстве и отрочестве Мережковский достаточно подробно рассказывает в
«Автобиографической заметке», помещённой в знаменитом сборнике С. А. Венгерова «Русская
литература XX века» и в поэме «Старинные октавы».
Чувство семьи у Д. С. Мережковского во многом было связано с матерью, оказавшей заметное влияние на его духовное становление. В остальном он с детства сроднился «с чувством одиночества, которое находило сокровенную отраду в поэзии уединения среди болотистых рощ и прудов наводнённого тенями прошлого елагинского парка».
Слайд 7Начало творчества
Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав
писать стихотворения, правда стихи Мережковского в тот момент были далеки
от совершенства.
Несмотря на сложные отношения с отцом, именно он первым замечает литературное дарование Дмитрия.
Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского.
Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет.
Великий писатель нашёл стихи слабыми, сказал начинающему автору, что для того, чтобы хорошо писать, нужно страдать.
В это же время Мережковский Дмитрий Сергеевич познакомился с Надсоном. На первых порах он ему подражал в своих стихотворениях и именно через него впервые вошёл в литературную среду.
Слайд 8В 1888 выходит первый сборник Мережковского, названный просто – «Стихотворения»
Поэт
здесь выступает учеником Надсона. Однако, как замечает Вячеслав Брюсов, Дмитрий
Мережковский сразу же смог взять самостоятельный тон, начав говорить о радости и о силе, тогда как последователи Надсона творили больше в минорных нотах.
В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества.
Первая книга
Мережковский Д. С. Стихотворения. (1883–1887).
Слайд 9Мережковский обращается к символизму
Знакомство с поэзией Владимира Соловьева и европейскими
символистами значительно изменило мировоззрение поэта. Дмитрий Сергеевич отказывается от «крайнего
материализма» и переходит к символизму.
В 1892 году вышел его сборник стихов «Символы», а в 1893 году – книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», ставшая первым эстетическим манифестом русского символизма.
Слайд 10Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы»
В произведении провозглашается возрождение «художественного идеализма» в искусстве,
пришедшего на смену «мертвенному позитивизму».
Мережковский называет «тремя главными элементами нового искусства» «мистическое содержание», «символы» и «расширение художественной впечатлительности». Через эту призму рассматривает творчество Тургенева, Гончарова, Некрасова, Кольцова, Л. Толстого, Чехова, Гаршина и Короленко.
Книга вызвала большое количество отзывов, по большей части отрицательных.
Лишь критик «Московских ведомостей» назвал автора «прозревающим» за отход от революционных традиций 60-х – 70-х годов и за обращение к «бесконечному и бессмертному».
Слайд 11Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус
Слайд 12В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие –
он женится на Зинаиде Гиппиус
18-летняя Зинаида Гиппиус и 22-летний Дмитрий
Мережковский познакомились в Боржоми летом 1888 года.
Сердце девушки сразу покорили серьезность, ум и молчаливость поэта.
Мережковский же увидел в Гиппиус единомышленника, эрудированного и понимающего собеседника.
Они обвенчались 8 января 1889 года и за все
52 года их брака не расстались ни на одну ночь. Во всяком случае, по их словам.
Их отношения не были полны влечения или сердечной привязанности, а скорее основывались на полном совпадении взглядов и стремлений.
Слайд 13
Дмитрия Сергеевича Мережковского и Зинаиду Николаевну Гиппиус, наверное, можно назвать
образцовой семейной парой
Их представления о супружестве намного опередили свой век.
Они сразу сошлись на том, что не будут ограничивать творческие интересы друг друга и заводить детей.
Инициатором этого соглашения была Зинаида Николаевна, которая отнюдь не собиралась прозябать в тени знаменитого мужа.
Супружеские отношения Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус заштампованы определениями: «духовный брак», «плодотворный творческий союз».
Но уникальность их семейного дуэта в другом: это был союз самого умного мужчины и самой умной женщины Серебряного века.
Слайд 14
Мережковский проповедовал особую форму отношений, а именно – «тройственное устройство
мира». Он грезил об установлении Царства Третьего Завета, в котором
не было бы конфликта между плотью и духом. Гиппиус разделяла взгляды мужа, так как супруг не интересовался ей как женщиной – и у них обоих часто возникали романы на стороне.
Владимир Злобин, секретарь Гиппиус, уточнял, что их брак был в первую очередь творческим тандемом и духовным союзом, но не был по-настоящему супружеским.
Поэт-символист Вячеслав Иванов вспоминал, что «З. Н. гораздо талантливее Мережковского… Многие идеи, характерные для Мережковского, зародились в уме З. Н., Д. С. принадлежит только их развитие и разъяснение».
Слайд 15На бытовом уровне Гиппиус и Мережковский мечтали создать союз из
нескольких людей, объединённых не только интимной, но и глубокой духовной
и интеллектуальной связью, и выбрали для «тройственного союза» красивого, изящного и утонченного публициста и литературного критика Дмитрия Философова.
Этот союз существовал почти 15 лет. Философов был соратником, союзником и товарищем семьи Мережковского и Гиппиус.
Они жили под одной крышей, вместе принимали гостей и путешествовали только втроем. Исследователи полагают, что Гиппиус искренне любила его как мужчину, хоть он и отверг её.
На фото: З. Гиппиус, Д. Философов, Д. Мережковский
Слайд 16 Разрыв Мережковских с Дмитрием Философовым произошел в 1920 году: супруги
уехали в эмиграцию в Париж, а он остался в Варшаве
для подпольной борьбы с большевиками.
За свою поэтическую карьеру Гиппиус лишь однажды написала стихотворение от женского лица и посвятила его именно Д. Философову.
Слайд 17Франция. Париж.
Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется
во Францию.
В Париже, они проживут до 1908 года.
Именно
там выходит в свет их совместный с Дмитрием Философовым труд «Le Tsar et la Revolution» (Царь и Революция).
Слайд 18Там же, в Париже, Мережковский начинает работу над «Царство Зверя»
– трилогия на тему русской истории XVIII–XIX веков.
В 1908 году
публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство.
Вторая часть трилогии – «Александр I» публикуется спустя пять лет в 1913 году.
Завершает трилогию «14 декабря» также спустя пять лет в 1918 году.
Слайд 19 В неё вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908
–1909 годах в газете «Речь».
Книжное товарищество Вольфа издало в
период с 1911 по 1913 годы 17-томное собрание его сочинений,
а Сытин в 1914 году выпустил четырехтомное издание.
«Больная Россия» – книга, которая появилась
в 1910 году
Слайд 20Проза Мережковского была переведена на многие языки, она была очень
популярна в Европе. В России произведения Дмитрия Сергеевича были подвергнуты
жесткой цензуре – писатель высказывался против официальной церкви и самодержавия.
На фото:
В. А. Злобин,
З. Н. Гиппиус,
Д. С. Мережковский,
Д. В. Философов.
Исход из Советской России.
Конец 1919 – начало 1920 гг.
Слайд 21Жизнь вокруг неразлучно прожившей 52 года пары изменилась трагически и
бесповоротно
Дмитрий и Зинаида неуклонно беднели и старели в парижском изгнании,
ставшем в 1940 году концентрационным лагерем.
Марина Цветаева в 1933 году так описывала поэтическую пару:
«Он весь перекривлен, как старый древесный корень; она – раскрашенная кость, нет, даже страшнее кости: смесь остова и восковой куклы».
(М. Цветаева –А. Тесковой, 24.11.1933).
Жизнь эта казалась горькой и бессмысленной: «Ужасная тоска. Пустые дни. Как я завидую тем, кто давно умер, т.е. уже привык быть «там»… или не быть».
(Дневник Гиппиус, 02.02.1939).
В 1941 году Дмитрий Сергеевич Мережковский ослабел…
Слайд 22Дмитрий Сергеевич Мережковский умер
7 декабря 1941 года от кровоизлияния
в мозг
Пригород Парижа Сент-Женевьев-де-Буа
(Sainte-Geneviève-des-Bois), где располагается русское кладбище, находится
примерно в 30 минутах езды от столицы Франции. Здесь кроме Мережковского и Гиппиус похоронены многие русские эмигранты – писатели, философы, поэты, военные, политики.
За 2 дня до этого они посетили католическую церковь св. Терезы.
Они очень любили Маленькую Терезу и чаще всего посещали именно эту церковь недалеко от их дома.
Могила Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус
Слайд 23 Могила Дмитрия Сергеевича Мережковского на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа
«Троица» работы
Андрея Рублёва на могиле Мережковского и Гиппиус
Слайд 24
Библиографический материал
из фондов КРУНБ им. И. Я. Франко
Un peu
de Russie en France... / comp. D. Alekseyeva // La
Langue Française = Французский язык. – 2009. – № 9. – P. 19–21. : il.
В статье рассказывается о русских писателях-эмигрантах: Зинаиде Гиппиус, Нине Берберовой, Дмитрии Мережковском.
В конце дан небольшой словарик.
2. Антонова Е. А. Петербург как образ-символ в трилогии Д. С. Мережковского «Царство зверя» / Е. А. Антонова // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Филология. – 2016. – № 1. – С. 275–281. – Библиогр.: с. 280.
Проанализированы особенности раскрытия образа Петербурга , обозначены основные типы мифов, включенных в трилогию, выявлено их значение в создании историософской мифопоэтики.
3. Ахунзянова Фарида Тагировна. Платоновские мотивы в образной системе Д. Мережковского / Фарида Ахунзянова // Вопросы литературы. – 2016. – № 6. – С. 284–287. – Библиогр.: с. 296–297.
Анализ поисков оптимальных литературных форм, в которых Мережковский активно использует метафоры и символы Античности, возводя их на уровень мифологем и органично встраивая в свою концепцию Третьего Завета.
4. Бавин С. Дмитрий Мережковский / С. Бавин, И. Семибратова // Судьбы поэтов серебряного века / С. П. Бавин, И. В. Семибратова. – Москва : Кн. палата, 1993. – С. 307–321. – Библиогр.: с. 314.
5. Баликова Мария Сергеевна. Сферы эстетического и этического в осмыслении старших символистов : (на примере
Д. С. Мережковского и В. Я. Брюсова) / М. С. Баликова // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). – 2016. – № 3 (май). – С. 51–55. – Библиогр.: с. 54–55 (12 назв.).
В статье рассматривается проблема соотношения сфер эстетического и этического в творчестве старших символистов, выделяется сходство и различия в интерпретации этих сфер Мережковским и Брюсовым.
6. Безелянский Юрий. Юбиляры 2015 года / Юрий Безелянский // Наука и религия. – 2015. – № 1. – С. 44–47.
7. Бонгард-Левин Г. М. Кто вправе увенчивать? / Г. М. Бонгард-Левин // Наше наследие. – 2001. – № 59/60. – С. 140–149 : фот.
О материалах Нобелевского Комитета, связанных с И. А. Буниным, Д. С. Мережковским и И. С. Шмелевым – номинантами на Нобелевскую премию.
Слайд 25 8. Бонецкая Наталья Константиновна. Тела и тени (герменевтика Д. Мережковского в
1920-е годы) / Н. К. Бонецкая // Вопросы философии. –
2017. – № 4. – С. 159–169. – Библиогр.: с. 169.
Исследуется герменевтика и новая экзегеза позднего (1920–1930) Мережковского. Ставит вопрос о трансформации философских интересов Д. Мережковского на протяжении его творческого пути. От ницшеанской по сути этики к философии религии: таким видится вектор этих метаморфоз.
9. Гладышева С. Н. Дмитрий Сергеевич Мережковский, 1866–1941. Поэт, писатель // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 8. – С. 21 : фот.
Справка об основных этапах творчества русского писателя и поэта.
10. Дмитрий Сергеевич Мережковский // Библио-поле. – 2006. – № 4. – С. 53. – (Календари «Знаменательные даты – 2006»).
14 августа 2006 года исполняется 140 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866–1941).
11. Киреев Руслан. Дмитрий Мережковский: «Буду ждать вас, как чуда» / Руслан Киреев // Наука и религия. – 2001. – № 7. – С. 40–43.
О влюблённости Мережковского Д. в женщину, с которой отдыхал на Кавказе.
12. Корыхалов А. Л. Поиски истинного Христа в творчестве Д. Мережковского: истоки, контекст, идейное содержание /
А. Л. Корыхалов // Вопросы философии. – 2015. – № 4. – С. 93–103.
О том, что Д. Мережковского необходимо понимать не как религиозного реформатора и проповедника новой религиозности, а как мыслителя, укорененного в философской традиции поиска истинного, первоначального христианства.
13. Мережковский Д. Акрополь / Д. Мережковский. – Москва : [б. и.], 1991. – 351 с.
14. Мережковский Д. С. Александр I и декабристы / Д. С. Мережковский. – Берлин : [б. и.], 1925. – 464 с.
15. Мережковский Д. С. Больная Россия : избранное / Д. С. Мережковский. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. – 267 с. : ил. – (История российской культуры). – ISBN 5-288-00964-3.
16. Мережковский Д. С. В тихом омуте ; Статьи и исследования разных лет : художественная литература / Д. С. Мережковский. – Москва : Сов. писатель, 1991. – 489 с. : портр. – ISBN 5-265-02172-8.
17. Мережковский Д. С. Гоголь и черт / Д. С. Мережковский ; составитель и вступительная статья В. Макарова. – Москва : Кн. Клуб Книговек, 2010. – 382 с. – (Поэты в стихах и прозе). – ISBN 978-5-4224-0103-1.
Слайд 2618. Мережковский Д. С. Драматургия : художественная литература / Д. С. Мережковский
; вступительная статья, составитель, подготовка текста и комментарии Е. А.
Андрущенко. – Томск : Водолей, 2000. – 768 с. – ISBN 5-7137-0115-8.
19. Мережковский Д. С. Избранное : роман, стихотворения, эссе, исследования / Дмитрий Мережковский ; [составитель и автор послесловия А. И. Горло]. – Кишинев : Лит. артистикэ, 1989. – 544 с. – ISBN 5-368-00248-1.
20. Мережковский Д. С. Лица святых от Иисуса к нам : [трилогия] / Д. С. Мережковский ; редколегия: О. А. Коростелев,
А. Н. Николюкин, С. Р. Федякин. – Москва : Республика, 1997. – 366 с. – ISBN 5-250-02635-4.
21. Мережковский Д. С. Мысль и слово : монография / РАН; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва : Наследие, 1999. –
349 с. – ISBN 5-201-13314-2.
Мережковский Д. С. Павел I / Д. С. Мережковский. – Петербург : [б. и.], 1920. – 224 с.
22. Мережковский Д. С. Павел I : пьеса ; Александр I : роман : художественная литература / Д. С. Мережковский. – Москва : СП «Слово», 1991. – 383 с. – ISBN 5-85050-259-9.
23. Мережковский Д. С. Павел I. Александр I. Больная Россия : драма для чтения. Роман. Эссе / Д. С. Мережковский. – Москва :
[б. и.], 1989. – 769 с.
24. Мережковский Д. С. Петр и Алексей / Д. С. Мережковский. – Краснодар : [б. и.], 1990. – 432 с.
25. Мережковский Д. С. Петр и Алексей : роман / Д. С. Мережковский. – Москва : [б. и.], 1994. – 510 с.
26. Мережковский Д. С. Собрание сочинений : в 4 томах / Д. С. Мережковский. – Москва : Правда. – (Библиотека «Огонек»).
Т. 4. – 1990. – 671 с. : ил.
27. Мережковский Д. С. Тайна трех / Д. С. Мережковский ; составитель и подготовка текста А. Н. Николюкина. – Москва : Республика, 1999. – 608 с. – ISBN 5-250-02718-0.
28. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : трилогия / Д. С. Мережковский. – Киев : Дніпро.
Т. 1 : Смерть богов : роман. – 1992. – 287 с.
29. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : трилогия / Д. С. Мережковский. – Киев : Дніпро.
Т. 2 : Воскресшие боги: (Леонардо да Винчи) : роман. – 1992. – 608 с.
Слайд 27
30. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : трилогия /
Д. С. Мережковский. – Киев : Дніпро.
Т. 3 : Антихрист: (Петр и Алексей)
: роман. – 1992. – 461 с.
31. Мережковский Д. С. Эстетика и критика : в 2 томах / Д. С. Мережковский ; вступительная статья, составители и примечания
Е. А. Андрущенко и Л. Г. Фризмана. – Москва : Искусство ; Харьков : СП «Фолио». – (История эстетики в памятниках и документах). – ISBN 5-210-02189-0.
Т. 1. – 1994. – 670 с.
32. Мережковский Дмитрий. М. Ю. Лермонтов поэт сверхчеловечества / Д. Мережковский // Наше наследие. – 1989. – № 5 (11). –
С. 41–51. : фот.
Лермонтовская тема в русской культуре - неисчерпаема. Выход лермонтовской энциклопедии не развеял всех тайн вокруг его имени. Краеведы открывают новые адреса, связанные с жизнью поэта.
33. Мережковский Дмитрий. Поэт сверхчеловечества / Дмитрий Мережковский // Наука и религия. – 2014. – № 11. – С. 19–21.
Рассказывается о творчестве и влиянии характера на поэзию.
34. Мурашов Александр. Рефлексия fin de siecle в историографии первой трилогии Д. Мережковского / А. Мурашов // Новое литературное обозрение. – 2018. – № 1 (149). – С. 475–488. – Библиогр.: с. 487–488 (15 назв.).
Рассматривается формирование сознания «конца века» в русском символизме на материале романов первой трилогии
М. С. Мережковского и его литературно-публицистических работ этого периода.
35. Никитина М. А. «Заветы» реализма в романах старших символистов («Христос и Антихрист» Дм. Мережковского. «Мелкий бес» Ф. Сологуба) / М. А. Никитина // Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX–начала XX века. – Москва : Наследие, 1992. – С. 205–224. – Библиогр. в конце ст.
О новой интерпетации высших достижений литературы реализма, представшая в манифесте символизма, легла в основу литературно-критических статей и исследований Мережковского.
36. Октябрьская революция 1917 года в публицистике Д. С. Мережковского периода эмиграции / С. Н. Гладышева // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. – 2018. – № 1. – С. 91–94. – Библиогр.: с. 94 (5 назв.).
37. Осьминина Е. А. Г. Масперо и Дм. Мережковский: французский ученый и русский писатель / Е. А. Осьминина // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. – 2009. – № 1. – С. 93. – 106. – Библиогр. в конце ст.
Слайд 28
38. Осьминина Е. А. Египетские мифологемы у Д. С. Мережковского
/ Е. А. Осьминина // Русская речь. – 2009. – № 2.
– С. 21–28. – Библиогр. в конце ст.
Исследуется творчество Д. С. Мережковского, который к теме русского Серебряного века пришел позднее, в эмиграции и досказал недосказанное.
39. Сподарец Н. В. Литературно-критическая оценка А. С. Пушкина поэтами серебряного века. Модель Д. Мережковского /
Н. В. Сподарец // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество : крымский Ахматовский научный сборник / [ответственный научный редактор Г. М. Темненко]. – Симферополь : Крымский архив, 2004. – Вып. 2. – С. 93–100. – Библиогр. в конце ст.
О концепции поэтического феномена А. С. Пушкина, разработанной Д. Мережковским.
40. Три тысячи верст и четверть века пролегли между нами: Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус в переписке с О. А. Флоренской / Флоренская Ольга Александровна, Мережковский Дмитрий Сергеевич, Гиппиус Зинаида Николаевна [и др.] ; подготовка публикации: А. И. Олексеенко, В. П. Флоренского, П. В. Флоренского, Т. А. Шутовой // Наше наследие. – 2007. – № 82. – С. 26–47 : ил. – Окончание. Начало см. в № 79–80 за 2006 г.
Публикация составлена по материалам архива семьи священника Павла Флоренского.
41. Холиков А. «Мало ли что из подлости можно сделать» / А. Холиков // Вопросы литературы. – 2009. – № 3. – С. 454–468.
Об эволюции взглядов Д. Мережковского на учение Л. Толстого.
42. Холиков А. А. Мережковсковедение: становление, развитие и современное состояние / А. А. Холиков // Библиография. – 2011. –
№ 4. – С. 114–122 : портр.
Обзор отечественной и зарубежной литературы о жизни и творчестве Д. С. Мережковского. Статья дополнена библиографическим указателем книг о Д. С. Мережковском и публикаций эпистолярного наследия.
43. Черников И. Н. Жанровые функции анамнезиса в историософской «драме для чтения» Д. С. Мережковского «Павел Первый» /
И. Н. Черников // Вопросы русской литературы : межвузовский научный сборник / главный редактор В. П. Казарин. – Симферополь : Крымский Архив, 2012. – Вып. 22 (79). – С. 41–50. – Библиогр. в конце ст.
44. Эдельштейн Михаил. Биография как текст и контекст : рецензия / М. Эдельштейн // Новый мир. – 2009. – № 8. – С. 181–184.
О книге из серии «Жизнь замечательных людей» Ю. Зобнина «Дмитрий Мережковский. Жизнь и деяния», 2008 г.
Слайд 29Библиография к обзору
1. Бавин С. Дмитрий Мережковский / С. Бавин,
И. Семибратова // Судьбы поэтов серебряного века / С. П.
Бавин, И. В. Семибратова. – Москва : Кн. палата, 1993. – С. 307–321. – Библиогр.: с. 314.
2. Зобнин Ю. В. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния / Юрий Владимирович Зобнин. – Текст : электронный // ВикиЧтение : [сайт]. – URL: https://biography.wikireading.ru/136748 (дата обращения: 27.07.2020).
3. Киреев Руслан. Дмитрий Мережковский: «Буду ждать вас, как чуда» / Руслан Киреев // Наука и религия. – 2001. – № 7. – С. 40–43.
4. Любовные треугольники русских поэтов. – Текст : электронный // Культура.РФ : [сайт]. – URL: https://www.culture.ru/materials/177916/lyubovnye-treugolniki-russkikh-poetov (дата обращения: 29.07.2020).
5. Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865–1941). – Текст : электронный // Мережковский.ру : [сайт]. – URL: http://merezhkovski.ru/ (дата обращения: 29.07.2020).
6. Пятьдесят два года вместе, ни дня разлуки. – Текст : электронный // БИБЛИО-ГЛОБУС. Челябинск. – URL: https://vk.com/wall-30155437_24133 (дата обращения: 29.07.2020). – Дата публикации: 14.08.2018.
7. Супруги Мережковские – в жизни, воспоминаниях, разговорах / Сергей Эдуардович Цветков. – Текст : электронный // livejournal : [сайт]. – URL: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/379672.html (дата обращения: 27.07.2020). – Дата публикации: 21.12.2014.
8. Три тысячи верст и четверть века пролегли между нами: Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус в переписке с О. А. Флоренской / Флоренская Ольга Александровна, Мережковский Дмитрий Сергеевич, Гиппиус Зинаида Николаевна [и др.] ; подготовка публикации: А. И. Олексеенко, В. П. Флоренского, П. В. Флоренского, Т. А. Шутовой // Наше наследие. – 2007. – № 82. – С. 26–47 : ил.
Слайд 30Благодарим
за просмотр!
Виртуальный библиографический обзор подготовил
заведующий
информационно-библиографическим отделом
Вишневская Светлана Викторовна