Слайд 1Гуманистические воспитательные системы
Слайд 2план
Воспитательная система: сущность, структура.
Этапы и методика становления и развития
воспитательной системы, критерии оценки.
Характеристика воспитательных систем.
Технология КТД.
Слайд 3Литература
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!. Теория и
практика школьных воспитательных систем. –– М., 1996.
Гуманистические воспитательные системы вчера
и сегодня / под общей редакцией Н.Л. Селивановой. – М., 1998.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
Педагогический поиск / под ред. И.Н. Бажановой. – М., 1988.
Слайд 4
В науке общепризнанным является факт существования и развития воспитательных технологий
на уровне системы
Слайд 5Воспитательная система
– сложное социальное психолого-педагогическое образование, саморазвивающееся и управляемое. Оно
охватывает весь педагогический процесс, интегрирует урочную и внеурочную жизнь детей,
разнообразную деятельность и общение
Слайд 6Основа воспитательной системы ––
теоретическая концепция, которая включает: цель, задачи, принципы,
ведущие идеи педагогической теории, позитивный опыт.
Концепция –– совокупность идей,
взглядов, принципов, отражающих основные знания ученых о сущности какого-либо явления.
Слайд 7Организация воспитательной системы ––
реализация теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе
на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств и методов, соответствующих
условий, результата
Слайд 8Структура воспитательной системы:
- цели, выраженные в исходной концепции,
- деятельность,
обеспечивающая достижение целей;
- субъекты деятельности, ее реализующие;
- отношения,
рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в некую общность;
- среда системы, освоенная субъектом;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.
-
Слайд 9Задачи воспитательной системы:
- формирование у растущей личности целостной картины мира;
- формирование гражданского самосознания;
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
и формирование опыта поведения, адекватного этим ценностям;
- формирование у воспитанников креативности, т.е. творческости как характеристики личности;
- формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь в самореализации
Слайд 10Признаки гуманистических воспитательных систем (ВС):
1. Субъекты ВС – это
и дети, и взрослые;
2. Ядро ВС – коллектив как
объединение педагогов и воспитанников;
3. Творческая и личностно-значимая совместная деятельность;
4 Открытость ВС, что является фактором ее развития.
5. Развитие личности каждого субъекта воспитания как условие эффективности развития ВС
Слайд 11Основные этапы создания ВС:
Становление ВС
Отработка ВС
Окончательное оформление ВС
Слайд 121.Становление системы
разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы;
моделируется ее структура;
устанавливаются
связи между ее компонентами.
Цель –– выработка нового педагоги-ческого мышления, формирование
коллектива единомышленников.
Слайд 132. Отработка системы:
развитие коллектива, органов самоуправления и соуправления;
утверждаются системообразующие виды
деятельности и приоритетные направления развития ВС;
закрепляются традиции;
отработка эффективных педагогических технологий.
Слайд 143. Окончательное оформление системы
коллектив - содружество детей и взрослых, связанных
общей целью и деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
в центре внимания
– воспитание свободной, гуманной, духовной и творческой личности;
развитие демократического стиля руководства;
преобладание методов самовоспитания, саморазвития, самоконтроля и самооценки;
происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению;
ВС и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
Слайд 15Технология создания и развития воспитательной системы
выявление ведущих идей;
формулировка основных целей
и задач;
формирование на их основе теоретической концепции;
конкретизация составляющих системы и
механизмов их взаимодействия;
определение и использование вариативных педагогических технологий и методик;
проектирование необходимых для этого условий.
Слайд 16Воспитательные системы в социуме
детские и молодежные организации и объединения
(пионерская организация,
скауты, гайды, БРСМ и др.)
Слайд 17Воспитательные системы массовой школы
Воспитательная система школы №825 г.Москвы В.А.Караковского
Слайд 18Воспитательные системы сельской школы
Воспитательная система Павлышской сельской школе (В.А.Сухомлинский
),
Воспитательная система Сахновской школы Черкасской области (А.А.Захаренко) и др.
Слайд 19Технология коллективного творческого дела (КТД)
- коллективная – планируется, организуется и
осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по
реализации общих и индивидуальных целей, при отношениях ответственной зависимости;
- творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия;
- деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.
Слайд 21КТД -
способ организации любой деятельности, взаимодействия, внеклассного дела, учебной
деятельности.
Любой урок, семинар, экскурсию, классный вечер и т.п. можно
прекратить в КТД, если следовать определенному алгоритму действий.
Слайд 22основные этапы КТД:
подготовки, организации дела;
проведения дела;
анализа, рефлексии
дела
Слайд 23ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛА
а) проведение стартовой беседы:
педагог обсуждает с
детьми вопросы:
что лучше сделать?
когда?
для кого?
где проводить?
кто будет участвовать?
;
Слайд 24ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛА
б) создание микрогрупп (творческих групп):
- класс (отряд
в загородном оздоровительном лагере) делится на микрогруппы численностью 5-7 человек;
Варианты
деления на микрогруппы: по умениям; по желанию: кто с кем хочет; по интересам; по жребию:
Способы: разрезать цветные листы бумаги; вырезать геометрические фигуры; разрезать несколько открыток; и т.д.
- определяется руководитель микрогруппы;
Слайд 25обсуждение дела в микрогруппах:
в) обсуждение дела в микрогруппах:
коммуникация организуется по
кругу (по цепочке);
возможность высказаться предоставляется каждому участнику микрогруппы;
-
руководит организацией коммуникации руководитель микрогруппы;
- обсуждается целесообразность предстоящего дела для участников микрогруппы, способы подготовки и проведения дела, роли в этом микрогруппы;
- обсуждение дела проходит очень оперативно, в течение 10-15 минут (иногда 5-7 минут, в зависимости от масштабности дела);
Слайд 26обсуждение дела в микрогруппах:
Приемы помощи педагога:
подсказки (спросите у того-то, посмотрите
такую-то книгу, вспомните о том-то и т.д.);
«заговоры» с отдельными членами
группы;
анонсирование деятельности (проговорить с детьми примерный план выполнения дела);
эмоциональное «поглаживание» (комплименты, одобрение, похвала);
предложить сделать выбор из нескольких вариантов;
прямое участие педагога в работе микрогруппы;
сюрпризы (выполнение микрогруппой части общего дела по секрету от других);
помощь советом;
доверие ответственным поручением (только вы можете это сделать очень хорошо);
обращение с просьбой о помощи;
требование коллектива;
конструктивная критика; и др.
Слайд 27г) проведение сбора-старта:
на сбор-старт собираются все микрогруппы;
идет обсуждение формы,
содержания дела, способов его подготовки и проведения;
каждая микрогруппа представляет
свои предложения по организации и проведению дела;
сбор-старт заканчивается созданием совета дела;
успех сбора во многом зависит от ведущего (им может быть как педагог, так и кто-то из учащихся )
Слайд 28д) создание совета дела:
в состав совета дела каждая микрогруппа делегирует
по 1 человеку (это может быть руководитель микрогруппы);
совет дела
формирует сценарий дела;
совет дела определяет задания микрогруппам по реализации сценария дела;
задания микрогруппам могут быть самыми разнообразными;
возглавлять совет дела может педагог (или кто-то из учащихся): он организует коммуникацию, взаимодействие между представителями микрогрупп, корректирует обсуждение дела, выдвигает объединяющие идеи, создает ситуацию успеха в деятельности для участников совета дела
Слайд 29е) выполнение заданий микрогруппами:
на выполнение задания микрогруппам предлагается от
15-20 минут (например, при подготовке прессбоя , разнобоя, концерта-молнии, конкурса-ромашки
и т.д.) до нескольких дней (например, классный вечер, турнир, игра-путешествие и т.д.);
микрогруппы обсуждают полученное от совета дела задание и организуют работу по его выполнению;
решение по распределению заданий в микрогруппе принимают все члены микрогруппы, при распределении заданий между членами микрогруппы учитываются их интересы и потребности, индивидуальные особенности.
Слайд 30 2 ЭТАП. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛА.
это итог всей подготовительной работы
микрогрупп, совета дела
Содержание КТД соответствует его целям, возрастным и
индивидуальным особенностям участников педагогического взаимодействия, социокультурной ситуации
Слайд 31 позиция педагога:
прямое руководство проведением дела;
участие в работе жюри;
проведение
одной из частей дела;
выполнение роли «спасательной команды», если что-то не
получается
Слайд 323 ЭТАП. АНАЛИЗ, РЕФЛЕКСИЯ ДЕЛА
- подведение итогов дела, определение
его личностной значимости.
Осуществляются сначала в микрогруппах, а затем на
общем сборе коллектива
Слайд 33в основе КТД :
СХЕМА БОЯ: несколько команд предлагают друг другу
задания, ставят вопросы, этими вопросами «Атакуют», а ответами на них
«обороняются». Примеры: КВН, разнобой, прессбой и др.;
СХЕМА «ЗАЩИТЫ»: каждая из творческих групп, команд показывает программу, защищающую что-либо (страну, профессию, интерес, имя, растение, науку и т.д.). Примеры: защита фантастических проектов, защита времен года, защита знаков зодиака и др.;
Слайд 34В основе КТД:
СХЕМА «ЭСТАФЕТЫ»: команды в строгой последовательности, заботясь о
взаимосвязи каких-либо компонентов, представляют содержание дела. Примеры: устный журнал, турнир,
ранг и др.;
СХЕМА «ПУТЕШЕСТВИЯ»: команды (экипажи), творческие группы «путешествуют « от станции к станции (от этапа на этап), выполняя задания, отвечая на вопросы. Пример: игра-путешествие»;
СХЕМА «РОЛЕВОЙ ИГРЫ»: воспроизведение творческими группами деятельности и системы отношений в специально создаваемой условной ситуации. Пример: пресс-конференция.