Разделы презентаций


И Д Е И В Е Щ И ТЕЛО ИДЕЯ ЗНАНИЕ

Содержание

ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: ПОЗНАНИЕ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1И
Д
Е
И
В
Е
Щ
И

ТЕЛО
ИДЕЯ
ЗНАНИЕ

ИДЕИВЕЩИТЕЛОИДЕЯЗНАНИЕ

Слайд 2ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: ПОЗНАНИЕ

ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: ПОЗНАНИЕ

Слайд 3Любое познание выражает не только познанное, но одновременно содержит указание

на непознанное. С. Л. Франк

Самая большая трагедия для мыслящего человека —

остывание страсти к познанию. Е. Богат

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств. Ф. Патрици
Любое познание выражает не только познанное, но одновременно содержит указание на непознанное. С. Л. ФранкСамая большая трагедия

Слайд 4Содержание
1. Сущность процесса познания
2. История развития вопроса опознании мира
3. Принципы

научной гносеологии
4. Процесс познания
5. Истина: концепции, свойства, критерии
5.1 Концепции
5.2 Свойства:

объективность – субъективность, абсолютность – относительность, конкретность
5.3 Критерии
6. Научное и вне научное познание
7. Научное познание. Уровни, формы и методы
7.1 Эмпирический и теоретический уровни
7.2 Формы эмпирического теоретического познания
7.3 Методы: эмпирический, теоретический и универсальный
8. Дополнительные темы


Содержание1. Сущность процесса познания2. История развития вопроса опознании мира3. Принципы научной гносеологии4. Процесс познания5. Истина: концепции, свойства,

Слайд 5Сущность процесса познания
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным

содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а

результатом — получение нового знания об окружающем мире.

содержание

Сущность процесса познанияПознание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в

Слайд 6История развития вопроса о познаваемости мира
Главный вопрос- «познаваем ли мир?»

«Я

знаю, что ничего не знаю» Сократ
содержание




«Что я могу знать?»

Кант

История развития вопроса о познаваемости мираГлавный вопрос- «познаваем ли мир?»«Я знаю, что ничего не знаю» Сократ содержание«Что

Слайд 7Гераклит
«Все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность»
Демокрит
Темное познание

– это чувственное восприятие вещей. Истинное познание- мысль, или познание

посредством мышления. Однако само мышление такое же движение атомов, что и все остальное.


Гераклит «Все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность»ДемокритТемное познание – это чувственное восприятие вещей. Истинное познание-

Слайд 8Платон
Процесс познания как процесс припоминания
Аристотель
Истина- знание, соответствующее действительности

Платон Процесс познания как процесс припоминанияАристотельИстина- знание, соответствующее действительности

Слайд 9Средневековье
Гносеология иррациональна
Эпоха Возрождения
Познание бесконечно
Новое время
эмпиризм (в основе познания лежит опыт- Ф. Бэкон,

 Т. Гоббс, Дж. Локк)
рационализм (в основе познания лежит разум-  Р. Декарт, Б.

Спиноза, Лейбниц)
СредневековьеГносеология иррациональнаЭпоха ВозрожденияПознание бесконечноНовое времяэмпиризм (в основе познания лежит опыт- Ф. Бэкон,  Т. Гоббс, Дж. Локк)рационализм (в основе познания лежит

Слайд 10Ф.Бэкон три пути познания:
1)«путь паука» — выведение истин из чистого сознания


2) «путь муравья» —сбор разрозненных фактов без их обобщения
3) «путь

пчелы» —сочетание способностей опыта и рассудка

Р. Декарт
«Cogito ergo sum»- мыслю, следовательно существую
Ф.Бэкон три пути познания: 1)«путь паука» — выведение истин из чистого сознания 2) «путь муравья» —сбор разрозненных фактов без их

Слайд 11И.Кант
три основных способности познания — чувственность, рассудок и разум.

В.Гегель

Абсолютная идея представляет собой процесс познания себя в каждом этапе

становления
 
Л.Фейербах
Взаимная связь чувственного сознания и мышления в процессе познания
И.Кант  три основных способности познания — чувственность, рассудок и разум.В.Гегель  Абсолютная идея представляет собой процесс познания себя

Слайд 12XVII–XIX вв
1) созерцательность —познание как пассивный акт восприятия окружающего мира;
2) метафизичность —

неспособность познать мир как процесс
3) механистичность — стремление все явления объяснить

только на основе законов механики
XVII–XIX вв1) созерцательность —познание как пассивный акт восприятия окружающего мира;2) метафизичность — неспособность познать мир как процесс3) механистичность — стремление

Слайд 13XIX-ХХвв
Неопозитивизм
Венский кружок  (М. Шлик, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Нагель, К.

Гёдель)
Принцип верификации. Он применим только к высказываниям эмпирического характера, т.е. проверяемым

наблюдениям.
Принцип унификации знаний- сведение всех наук к наиболее развитой научной дисциплине.
XIX-ХХввНеопозитивизмВенский кружок  (М. Шлик, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Нагель, К. Гёдель)Принцип верификации. Он применим только к высказываниям

Слайд 14XIX-ХХвв
Постпозитивизм
(К. Поппер, Т. Кун , И. Лакатос )
Принцип фальсификации.

Законы науки не сводимы к наблюдению.
Научным может считаться такое утверждение,

которое возможно опровергнуть опытным путем. Если опровержение теории отсутствует, то она считается истинной.
XIX-ХХввПостпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун , И. Лакатос )Принцип фальсификации. Законы науки не сводимы к наблюдению.Научным может

Слайд 15Принципы научной гносеологии

Гносеология - наука о познании
(от греч. gnosis

- знание, logos - учение)
принципы:
материализма
монизма
диалектики
практики

содержание

Принципы научной гносеологииГносеология - наука о познании (от греч. gnosis - знание, logos - учение)принципы: материализма монизма

Слайд 16Процесс познания
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний

о явлениях и закономерностях объективного мира.


Чувственное познание
Рациональное мышление
Представление
Восприятие
Ощущение
Умозаключение
Суждение
Понятие
Практическая деятельность человека
содержание

Процесс познанияПознание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.Чувственное познаниеРациональное

Слайд 17Формы познания
Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и

дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и

т.д.).
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.
Представление –форма чувственного познания , которая представляет обобщенный чувственно наглядный образ предмета (при помощи памяти)

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).
Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание

Формы познания Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта

Слайд 18Истина: концепции, свойства, критерии
содержание
содержание

Истина: концепции, свойства, критериисодержаниесодержание

Слайд 19Концепции
Общепризнанная  Классическая концепция (корреспондентская, концепция соответствия), в которой истина понимается

как соответствие знаний действительности
Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания,

которая устанавливается на разных уровнях
Прагматическая концепция истины. В ней истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху
Семантическая концепция истины основными критериями истины непротиворечивость знания с формальной точки зрения и необходимость соответствия знания действительности(А. Татарский )
Концепция Фальсификации К. Поппера ,человеческое познание направлено на создание истинного описания мира

содержание

КонцепцииОбщепризнанная  Классическая концепция (корреспондентская, концепция соответствия), в которой истина понимается как соответствие знаний действительностиКогерентная концепция рассматривает истину

Слайд 20Объективность - субъективность
Важнейшая характеристика истины- ее объективность, т.е. независимость от

познающего субъекта. Ведь содержание истины определяется объектом познания, которому она

должна соответствовать. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания( взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом( человеком). Все это достаточно очевидно, но неполно. Ибо истина есть все-таки знание, а знание представляет собой форму субъективной деятельности, принадлежит субъекту( человеку).
Значит, любая истина еще и субъективна, т.е. зависит от познающего субъекта. Объективная и субъективная- это одна единая истина, обладающая двумя противоположными характеристиками, которые слиты воедино в любом знании. Субъективность истины не означает ее искаженности, произвольности. Эта характеристика указывает лишь на то, что системой отсчета является человек с его специфическими особенностями.

содержание

Объективность - субъективностьВажнейшая характеристика истины- ее объективность, т.е. независимость от познающего субъекта. Ведь содержание истины определяется объектом

Слайд 21Абсолютность - относительность
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о

бесконечном мире как целом; знания, которые не могут быть опровергнуты

в будущем.
Относительность – неверность истинны с других позиций. Истина, которая не является истинной с других позиций, есть истина относительная.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения…а синтеза результатов в процессе познания.

содержание

Абсолютность - относительностьАбсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; знания, которые не

Слайд 22Конкретность
Конкретность истины (лат. concretus - сгущенный, сросшийся) - свойство истины,

основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или

иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д.

содержание

КонкретностьКонкретность истины (лат. concretus - сгущенный, сросшийся) - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий

Слайд 23Критерии
чувственный опыт
всеобщность
необходимость
ясность
отчетливость
простота
красота
согласованность
логическая непротиворечивость
практика
содержание

Критериичувственный опытвсеобщностьнеобходимостьясностьотчетливостьпростотакрасотасогласованностьлогическая непротиворечивостьпрактикасодержание

Слайд 24Научное и вне научное познание
Познание делят на научное и ненаучное.

Ненаучное подразделяют в свою очередь на : донаучное, обыденное и

паранаучное.

содержание

Научное и вне научное познаниеПознание делят на научное и ненаучное. Ненаучное подразделяют в свою очередь на :

Слайд 25Научное познание. Уровни, формы и методы
содержание

Научное познание. Уровни, формы и методы содержание

Слайд 26Уровни научного познания
Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном

индуктивное, изучение объекта.
Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого

объекта.

содержание

Уровни научного познанияЭмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением

Слайд 27Формы научного познания
содержание
научный вопрос ,форма знания, содержанием которой является то,

что еще не познано человеком, но что нужно познать
предположительное решение

проблемы, форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве

система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и лежащих в основе научного предвидения.

Формы научного познаниясодержаниенаучный вопрос ,форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что

Слайд 28Методы научного познания
содержание

Методы научного познаниясодержание

Слайд 29Дополнительные темы
Соотношение мысли, веры, понимания Познание, понимание, объяснение.
Псевдонаучное знание

в современной культуре, интерпретации и знания
содержание

Дополнительные темыСоотношение мысли, веры, понимания Познание, понимание, объяснение. Псевдонаучное знание в современной культуре, интерпретации и знаниясодержание

Слайд 30Список литературы
Гуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.

– М.: Гардарики, 2007.
Введение в философию: учеб. пособие для

вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / И.Т. Фролов [и др.] – М.: Культурная революция: Республика, 2007. –
Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах / В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Философия науки: учеб. пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академ. проект, 2007.

Список литературыГуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. Введение в философию:

Слайд 31СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
содержание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!содержание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика