Слайд 1Информационные технологии в отрасли (области знаний)
Слайд 2Знания – это результаты обобщения фактов и установления определенных закономерностей
в какой либо предметной области, которые позволяют ставить и решать
задачи в этой области.
Управление знаниями – совокупность стратегических и оперативных усилий, направленных на увеличение и повышение эффективности использования интеллектуального капитала организации в целях повышения результативности деятельности.
Слайд 4Источники и виды знаний
Источники знаний зависят от отраслей
индустрии, но как правило, к ним
относятся:
корпоративные стандарты;
методики;
бизнес-правила;
технологии;
информационные массивы;
руководства;
Слайд 5письма;
схемы;
чертежи;
документальные материалы, а также знания навыки и умения персонала
(рис.1)
Слайд 7Явные (формализованные) знания – знания которые можно получить в документах
организации в форме:
сообщений;
писем;
статей;
справочников;
патентов;
чертежей;
видео и аудиозаписей;
программного обеспечения …
Слайд 8
Неявные знания – это персональные
знания, неразрывно связанные с индивидуальным опытом. Его можно передавать только
прямого контакта – «с глазу на глаз».
Между явными и неявными знаниями происходит непрерывный обмен и трансформация. Это циклический процесс
Слайд 12Знания с длинным и коротким периодом полураспада
Слайд 13Подходы к управлению знаниями с использованием ИТ
Слайд 15Архитектура управления знаниями
Архитектура «файл-сервер»
Слайд 16 При использовании технологии файл-сервер вся
обработка информации сосредоточивается
на
компьютерах отдельных рабочих мест. Если программе
требуются данные, размещенные
на сервере, то они
передаются ей по каналу сети. Сетевое программное
обеспечение занято только передачей данных от
сервера к рабочей станции, не различая, нужна вся
информация или только ее часть. Отбор необходимых
для решения задачи данных осуществляется
прикладной программой, запросившей данные с
сервера.
Такая организация требует высокой пропускной способности коммуникационной системы.
Слайд 18Клиентом называется аппаратный или программный компонент вычислительной системы, посылающий запросы
серверу и в ответ получающий от него данные.
Программа‑клиент взаимодействует с
сервером, используя определенный протокол, устанавливающий правила обмена данными. Клиент может запрашивать с сервера какие‑либо документы, манипулировать данными непосредственно на сервере, запускать на нем новые программы и т. п. Полученные от сервера данные клиент может предоставлять пользователю или формировать на их основе новый запрос.
Трафик в таких системах обычно ниже, чем в файл-серверных, за счет того, что наиболее интенсивная работа с данными происходит на сервере.
Слайд 19 Клиент-серверные системы подразделяют на две группы:
системы, в которых
клиент, решая свои задачи на сервере, использует своё прикладное программное обеспечение (такие
системы называют системами с толстым клиентом);
системы, в которых клиент, решая свои задачи на сервере, прибегает к прикладному программному обеспечению, размещенному на сервере (такие системы обычно называют системами с тонким клиентом)
Слайд 20Рынок знаний
Покупатели знаний – это специалисты или организации, которые пытаются
решить проблемы, сложность которых выше их априорных знаний.
Продавцы знаний
– это, как правило специалисты (эксперты) с высокой репутацией на внутреннем рынке компании, обладающие значительными ресурсами знаний по определенным проблемам.
Брокеры знаний выполняют роль связующего звена между теми, кто нуждается в знаниях, и теми, кто их имеет, то есть между покупателями и продавцами.
Слайд 21Программные средства по управлению знаниями
Категория А. «Технологии доступа к информации»
Что включает понятие доступа? В первую очередь - поиск
по ключевым словам и сложные запросы (например: «Найти все отчеты отдела маркетинга, которые писал Иванов?”). Также важен поиск с использованием классификации (или таксономии) документов по группам.
Слайд 22 Некоторые программы могут сами аннотировать любой входной
документ и строить автоматически классификации по текстам документов.
Лидерами в данной категории в соответствие с являются продукты компаний:
Autonomy (IDOL™ Server),
Fast Search&Transfer (FAST ESP, Convera RetrievalWare),
Endeca,
IBM
Слайд 23Категория В. «Совместная работа групп и социально-ориентированное ПО»
Эти программные продукты
поддерживают коммуникации (мгновенные сообщения, почту, IP-телефонию, видео-конференции) и предоставляют единую
виртуальную рабочую среду, включающую wiki, совместную работу с документами, рабочие доски и пр.. Так можно организовать совместную разработку отчета в едином пространстве, выделив сообщество участников.
Слайд 24Программы этой категории создают персональные профили сотрудников с описанием интересов,
компетенции, опыта работ и т.п., а также каталоги экспертов.
Лидерами в
данной группе являются продукты компаний:
BEA (BEA Aqualogic),
SpikeSource (SuiteTwo),
Socialtext (Socialtext),
IBM и Microsoft.
Слайд 25Категория С. «Системы управления контентом (Enterprise Content Management)»
Эта группа программ включает различные инструменты для гибкой и надежной
работы с документами, например,
регистрацию,
управление версиями,
безопасность,
сканирование и распознавание.
Также сюда относят создание архивов, наполнение, обновление и структурирование содержимого сайтов, организация взаимодействия с посетителями сайтов.
Слайд 26 Лидерами в данной категории являются продукты компаний:
IBM (Content
Manager, Filenet P8),
EMC (EMC Documentum),
Opentext (Livelink ECM
10).
Слайд 27 Основными поставщиками интегрированных решений для разработчиков программных
средств управления знаниями являются компании IBM, EMC, Opentext и Microsoft.
Эти компании стараются покрыть функциональными возможностями своих программных продуктов весь комплекс задач управления знаниями.
Компания IBM занимает лидирующие позиции во многих классах программных продуктов, поэтому далее будет детально рассмотрена ее продуктовая линейка.
Программы других поставщиков имеют сходный функционал, отличаясь лишь технологиями реализации, а также качеством и эффективностью работы.
Слайд 28Продукты компании IBM
Продукты категории А - «Технологии доступа к информации»
а) IBM OmniFind
OmniFind ориентирован на поиск информации
для работников организации и клиентов. Поиск может одновременно проводиться по всем ресурсам - в интрнете, по внешним корпоративным сайтам компании, в базах данных, и т.д.
Слайд 29 OmniFind предоставляет полнотекстовый поиск
по ключевым словам
и фразам для начинающих
пользователей, а также расширенные виды
поиска
для продвинутых пользователей.
Система позволяет также задавать правила
для автоматической классификации документов.
Слайд 30б) IBM Classification Module
Данный модуль автоматически классифицирует неструктурированный контент по
заданным категориям, а также позволяет создавать и настраивать таксономии (таксономия позволяет
группировать различные объекты).
Эта программа выступает дополнением к IBM Omnifind, которое позволяет повысить эффективность и точность поиска с помощью навигации (browsing) и наложение ограничений на результаты поиска (например, поиск только в определенной категории).
Слайд 31в) WebSphere Portal
WebSphere Portal - это программная
среда,
реализующая единую точку индивидуального
взаимодействия людей и программ. С
точки
зрения управления знаниями особенно важно в
портале сочетание персонализации контента с
возможностями совместной работы и обмена
знаниями.
Слайд 32Продукты категории В - средства совместной работа
а) IBM Lotus Notes and Domino
IBM
Lotus Notes - это главная часть программного обеспечения IBM Lotus
Domino, который обладает функциями планирования (календарь) и работы с электронной почтой.
Продукт является платформой для совместной работы и повышения гибкости предприятия в целом. Близок к известному продукту от Microsoft – почтовой системе Outlook.
Слайд 33б) IBM Lotus Sametime
IBM Lotus Sametime – это
программа для общения и совместной работы с возможностью проведения Web-конференций
(телеконференций через Интернет).
Lotus Sametime позволяет:
предавать голосовые и видео-сообщения,
определять местонахождение участников,
поддерживать связь с мобильными устройствами (например, мобильными телефонами).
Слайд 34в) IBM Lotus Quickr
IBM Lotus Quickr –
это программный продукт для обеспечения совместной работы нескольких пользователей, который
помогает организовать совместную работу сотрудников в интерактивном режиме как внутри организации, так и за ее пределами.
Слайд 35г) IBM Lotus Connections
IBM Lotus Connections
представляет собой решение для социализации бизнес-процессов, расширяющее инновационные возможности и
ускоряющее работу с помощью объединения сотрудников, партнеров и заказчиков в динамические сети.
Если Lotus Quickr - это управление контентом в контексте проекта, то Lotus Connections предоставляет средства для объединения людей, которые должны сотрудничать в работе над проектом.
Слайд 36Продукты категории С – системы управления контентом
Далее представлены не все компоненты системы управления контентом, а только
те, которые используются для реализации системы управления знаниями.
а) IBM Content Manager
Это программный продукт для хранения, контроля, распределения и интеграции информации. Интегрирует данные различных форматов (документ, изображение, Web, медиа и другие) и сопрягается с различными профессиональными системами сканирования.
Слайд 37б) BM WebSphere Information Integrator
WebSphere Information Integration обеспечивает
доступ к данным, хранящимся в разнородных
системах, интегрируя содержимые порталов,
бизнес-приложений и других программ. Этот
интегратор делает так, что множество
разнородных хранилищ данных выглядят и
функционируют как единый архив.
Слайд 38Отечественные программы
1. Система «Айкумена Аналитик» компании IQMen
обеспечивает информационно-аналитическую поддержку принятия решений c помощью таких современных технологий
как:
Автоматический сбор информации из разнородных источников: электронные СМИ, аналитические агентства, специализированные базы данных.
Автоматическое составление и рассылка индивидуальных тематических отчетов экспертам и руководству.
Слайд 39Средства графического анализа событий по любой тематике, оперативное выявление в
новостном потоке горячих тем.
Мгновенная подготовка досье по любому вопросу.
Выборка наиболее
важной фактической информации - дат, финансовых данных, персон и организаций.
Автоматическое выявление физических и юридических лиц, имеющих отношение к любому вопросу и анализ взаимосвязей между ними.
Слайд 40 2. Система «Галактика ZOOM» - инструмент для создания
хранилища текстовой информации, который обладает возможностями для проведения поиска и
аналитических исследований.
Поиск информации в больших информационных массивах.
Выявление значимых слов и словосочетаний документа, отражающих содержание текста.
Сравнение документов - обнаружение сходства, различия и аномалий изучаемых объектов.
Динамика во времени - отслеживание изменений во времени слов или словосочетаний характеризующих изучаемый объект.
Слайд 41 3. Система DocsVision также предназначена для
задач управления документами
и процессами.
Система DocsVision "Делопроизводство" для создает
архивы документов,
автоматизирует делопроизводство
в организации.
Слайд 424. Система ЕВФРАТ-Документооборот –
комплексное решение по организации
электронного документооборота на
предприятии.
Внедрение системы обеспечивает:
систематизацию учета и хранения документов;
оперативный доступ к
документам и отчетной информации;
управление процессами движения и обработки документов;
Слайд 435. Яndex.Server - программа для поиска
информации в интернете или в
локальной сети с
учетом морфологии русского языка.
Слайд 44Веб 2.0 инструменты для работы со знаниями
В 2005
году Тим О’Рейли (создатель первого в интернете каталога ссылок) описал
концепцию «эволюционировавшей всемирной паутины», которую он обозначил термином Web 2.0, подчеркнув тем самым ее значимость как следующего поколения интернет-систем. Под этим понятием он объединил уже сформировавшиеся к тому времени признаки веб-сайтов «новой волны», основным из которых, с пользовательской точки зрения, можно считать использование «коллективного разума» или, точнее, «коллективной деятельности».
Слайд 45 Вот неполный список инструментов Веб 2.0:
интернет почта (mail.ru,
yandex.ru, gmail.com),
средства обмена сообщениями (ICQ, google-чат)
блоги (например, Живой
Журнал, корпоративные
блоги Яндекса, Google) - он-лайн журналы и
дневники, позволяющие обмениваться
мнениями, размещать новости.
социальные сети (например, vkontakte.ru, moikrug), позволяющие узнать о знаниях, опыте, интересах других людей и представить свои.
Слайд 46средства интеграции и чтения новостных RSS (Really Simple Syndication) -
потоков (Яндекс Лента, Google Reader).
средство подписки на обновления новостей
сайтов, записей блогов, результатов поиска по определенному запросу и на любые другие обновляемые материалы - фотографии, видео, веб-закладки и т.д.
Слайд 47Peer-to-peer сети (иногда P2P-сети) – средство эффективного обмена файлами (музыкой,
видео, текстами) либо через интернет, либо между ограниченным числом пользователей.
Данное средство открывает доступ к
содержимому персональных компьютеров
пользователей и обеспечивает высокую скорость
передачи информации, благодаря специальной
технологии разделения файла на отдельные
фрагменты.
Слайд 48веб-закладки, позволяющие пользователям не только сохранять ссылки на интересные для
них ресурсы, но и сопровождать их ключевыми словами, обмениваться этими
ссылками, анализировать популярность ресурсов (количество ссылок) и тенденции, находить других пользователей со схожими интересами.
средства для размещения фотографий (photosight.ru, flickr.com), презентаций (slideshare) и видео (youtube), с богатыми возможностями описания материалов (теги, категории), поиска, обсуждения.
Слайд 49 wiki - средства (pbwiki.com, wikispaces.com) – средства создания и
функционирования веб-сайтов по типу Википедии (см. ru.wikipedia.org). Страницы вики-сайта совместно редактируются
сотрудниками организации с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом и выступают альтернативой письмам и вложениям электронной почты.
программы для коллективного редактирования документов в онлайне (Google Docs),
Слайд 50гибридные приложения (mashups), объединяющие несколько инструментов Web 2.0 между собой
или с другими приложениями (например, интеграция географических карт от Google,
Yahoo cо средствами размещения фотографий - Panoramio, flickr позволяет пользователям привязывать фотографии к местности).
средства планирования – календари (Google Календарь) и т.п.
Слайд 51 Инструменты Web 2.0 подходят для поддержки
совместной
работы в системах управления
знаниями: они просты, эффективны и уже
знакомы некоторым пользователям.
По оценкам компании McKinsey основной целью
использования инструментов Web 2.0 в бизнесе
является поддержка совместной работы в компании
– 75% опрошенных менеджеров (70% -
взаимодействие с покупателями, 51% -
взаимодействие с поставщиками и партнерами).
Слайд 52 При этом большая часть респондентов рассматривает совместную работу
как инструмент управления знаниями.
Представленные ниже рисунки отражают
мнения пользователей о пользе и препятствиях инструментов Web 2 для бизнеса.
Слайд 55На рисунках:
RSS – это один из форматов для предоставления и передачи
информации в Интернет. С помощью этого формата очень удобно получать
и читать новости блогов, не заходя в блоги. Для этого необходимо подписаться на RSS-потоки (RSS подписку, RSS-ленту и т.п.)
Click-to-Call - это бесплатный плагин для браузера, позволяющий совершать звонки без ручного набора номеров на телефоне.
Слайд 56Ajax - подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений, заключающийся
в «фоновом» обмене данными браузера с веб-сервером. В результате, при обновлении
данных веб-страница не перезагружается полностью.
ROI (return on investment) – финансовый коэффициент иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса.
Слайд 57
Семантический веб и онтологии в управлении знаниями
Сегодняшние поисковые системы
зачастую выдают бесчисленное множество совершенно не относящихся к запросу «хитов»,
обрекая пользователя на длительный ручной отбор материала. Например, если вы ввели для поиска слово «орган», то компьютеру совершенно непонятно, имеете ли вы в виду музыкальный инструмент, часть человеческого тела или орган исполнительной власти. Вся проблема в том, что для компьютера слово «орган» не имеет чёткого смысла, или другими словами, семантического содержания.
Слайд 59 Онтологии дают возможность производить запросы
на основе понятий,
а не на основе совпадения строк.