Слайд 1ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ СНГ
Слайд 2План лекции (вопросы на зачете)
Понятие инновации.
Связанные с инновациями понятия.
Виды и роль инноваций в экономике.
Тенденции инновационного развития в мировой
экономике.
Примеры инновационных проектов СНГ.
Слайд 3Как определяется понятие «инновация» в официальной терминологии?
Официальными российскими терминами в области инновационной
деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000
годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации:
«Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Слайд 4Какие еще понятия связаны с термином «инновация»?
С термином «инновация» тесно связаны понятия
«изобретение» и «открытие».
Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.
Под
открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.
Слайд 5Какую роль играют инновации в современной экономике?
В современной экономике роль инноваций значительно
возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую
высокую степень наукоемкости и новизны.
Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Слайд 6 Во многих странах мира развитие инноваций является безусловным государственным приоритетом,
что находит свое отражение в госпрограммах, бюджетах центральных и местных
властей, законотворческой деятельности и пр.
Вместе с тем, в условиях рыночной экономики наибольший вклад в развитие технических средств и совершенствование результатов мирового производства, а также экономической инфраструктуры вносит частный сектор. Главными новаторами мировой экономики являются транснациональные корпорации, которые расходуют огромные средства на исследования и разработки.
Слайд 7Research and Development (R&D) — англ. исследования и разработки, эквивалент
отечественного термина НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Под исследованиями
понимается научная деятельность, а разработками — конструкторская и техническая, направленная на создание образцов новых изделий, подготовку чертежей и документации по их производству и применению. Для лаконичности далее по тексту понятия «исследовательские бюджеты», «кадры» и т.д. употребляются и в широком смысле, включая разработческое звено.
Слайд 8Виды инноваций в мировой экономике
По масштабам охвата
Региональные
Страновые
Глобальные
По уровню новизны
Модернизационные
Имитационные
Опережающие
Пионерные
Слайд 9По фазе инновационного процесса
Высшего уровня (фундаментальные исследования) Среднего уровня (конструкторские
решения)
Низшего уровня (производственные технологии)
По объекту инновационной деятельности
Продуктовые инновации —
новые виды продукции и услуг
Технологические — инновации в области процессов
Организационные (управленческие) инновации
Слайд 10В масштабах страны непосредственными участниками инновационного процесса являются: научно-исследовательские институты,
компании-новаторы, изобретатели и рационализаторы. В этот процесс также вовлечены в
качестве вспомогательных, но очень важных институтов:
«бизнес-ангелы», т.е. компании, осуществляющие поддержку новых идей уже на ранних стадиях инноваций;
бизнес-инкубаторы, где формируются новые компании, предлагающие интересные и новаторские бизнес-решения;
Слайд 11венчурные фонды, финансирующие различные инновационные проекты;
образовательные учреждения, крупные университеты,
на базе которых создаются технопарки;
государственные органы, регистрирующие изобретения и
выдающие охранные документы в области интеллектуальной собственности.
Инновационная деятельность всегда сопряжена с высоким риском экономических или финансовых потерь, особенно на ранних стадиях.
Слайд 12В среднем только 1 из 100 или даже 200 проектов,
получивших поддержку венчурных фондов, впоследствии доводится до прибыльной фазы.
Слайд 13 Мировой инновационный процесс находится в постоянном развитии. В последние годы
в нем четко обозначились некоторые тенденции:
усиливается его интернациональный характер, что
заметно по материальной базе проводимых исследований (иностранное лабораторное оборудование, импортные приборы и иные технические средства), многонациональному кадровому составу специалистов, гибкости в выборе стран и их территорий для проведения и внедрения разработок;
Слайд 14 ужесточились требования к результатам новаторства: новые виды продукции и технологии
должны быть, прежде всего, безопасными для экологии и здоровья человека,
а также энергоэффективными и сберегающими природно-ресурсный потенциал. Эти задачи сегодня решаются как в промышленном производстве, так и в сфере услуг.
трансформируется механизм создания новшеств. В прошлое уходит традиционная линейная схема, в которой все новшества являлись результатом последовательно сменяющихся этапов инновационной деятельности сотрудничающих долгие годы исследовательских институтов и промышленных предприятий.
Слайд 15По этой схеме зависимые от результатов деятельности друг друга участники
были связаны в единую цепочку: исследовательские центры с опытно-конструкторскими предприятиями,
те, в свою очередь, с крупносерийным производством (рис.).
Слайд 17 Сегодня каждая стадия инновационного процесса выступает отправной точкой для создания
новшеств и подключения новых участников, в том числе независимых друг
от друга, и даже конкурентов. То, что в теории инноватики — науки об организации и управлении инновационными процессами — получило название «открытых инноваций». К тому же система обратных связей позволяет создавать новые рыночные продукты, отталкиваясь не только от результатов фундаментальных исследований и научных открытий, находя им практическое применение.
Слайд 18Накопленный в производстве опыт и запросы потребителей нередко первыми ставят
задачи ученым — исследователям и разработчикам.
Слайд 19В экономической науке устоялось понятие национальная инновационная система (НИС), объединяющая
все факторы и всех участников инновационной деятельности в стране, а
также включающая инфраструктуру проведения и внедрения исследований и разработок. На входе такой системы находятся новые идеи и концепции, на выходе — конкретные новаторские решения, технологии и новые виды продукции.
Слайд 20Для оценки состояния и успехов, достигнутых НИС, используется набор показателей.
Среди них важнейшими выступают: корпоративные и государственные расходы на НИОКР
в соотношении с ВВП и темпы роста этих расходов, число полученных патентов и научных публикаций, а также индексы цитирования, численность учены/х и технических работников и др. Методология расчета инновационных индикаторов постоянно корректируется международными организацими и национальныи ведомствами: ОЭСР, ПРООН, Директоратом предпринимательства и промышленности ЕС и др.
Слайд 21См., например, European Innovation Scoreboard methodology report 2008 на сайте
http://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/
Слайд 26Анализ этих показателей позволяет выявить некоторые закономерности в развитии НИС
разных стран. Например, существует определенная пропорциональная зависимость между относительной долей
ученых-исследователей и относительными расходами на НИОКР в стране (на рис. показано пунктирной линией).
Слайд 27В странах с показателями выше средней величины, т.е. выше пунктирной
линии, численность ученых избыточна или отсутствует адекватная количеству исследовательских кадров
финансовая поддержка НИОКР К таким странам относится Финляндия, Исландия, Норвегия, Сингапур, Россия и другие страны.
Слайд 2820 июня 2008 года Совет глав правительств СНГ поддержал предложение
Украины об инновационном сотрудничестве.
http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2448
Слайд 29
Решение Совета Глав правительств от 31 мая 2013 года «О Перечне
пилотных межгосударственных инновационных проектов Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств –
участников СНГ на период до 2020 года»
http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3870
Слайд 30
29 мая 2015 года совет глав правительств принял к сведению
Информацию о ходе реализации в 2014 году Межгосударственной программы инновационного
сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и Комплекса мероприятий на 2012–2014 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года
Слайд 31 Ежегодные отчеты о ходе инновационного сотрудничества выявили ряд проблем, связанных
с отсутствием конкретных механизмов ее выполнения, четко обозначенных функций органов
управления и участников программы, сложностью обеспечения полномасштабного взаимодействия участников программы.
Начиная с 2013 года, в соответствии с решениями Экономического совета СНГ от 18 июня 2013 года и 14 марта 2014 года проводится работа по актуализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.
Слайд 32Рекомендуемые источники
Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по
экономическим специальностям / под ред. В.Е. Рыбалкина. — 9-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 647 с.
Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года. http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3186
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ» http://cis.minsk.by/reestr/ru/#reestr/view/text?doc=717
О ходе реализации в 2014 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и Комплекса мероприятий на 2012–2014 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=5130
О ходе реализации Соглашения о создании информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств – участников СНГ в форме распределенной информационной системы и портала СНГ «Информация для инновационной деятельности государств – участников СНГ» от 19 мая 2011 года http://cis.minsk.by/reestr/ru/#reestr/view/text?doc=5085
Слайд 33
6. О Комплексе мероприятий на 2015–2016 годы по реализации Межгосударственной
программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до
2020 года http://cis.minsk.by/reestr/ru/#reestr/view/text?doc=5131
7. О перечне пилотных межгосударственных инновационных проектов Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года http://cis.minsk.by/reestr/ru/#reestr/view/text?doc=3870