Слайд 1Инновационные формы и методы
осуществления воспитательной деятельности в ОО
Слайд 2Инновации в воспитании
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется
по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно
выделить:
Инновация как результат творческого процесса.
Инновация как процесс внедрения новшеств.
Слайд 3
Инновационные программы воспитания:
Федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;
Целевые
программы: «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».
Слайд 4Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе образовательных учреждений:
создание развернутой системы
дополнительного образования внутри учебного учреждения;
информационно – коммуникативные технологии (создание сайтов,
банка идей, видеосюжеты, медиотека и др.);
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, предметные недели, интеллектуальный марафон и др.);
организационно-деятельностные игры (ОДИ);
технология исследовательской деятельности;
технология проектов;
технология дидактической игры;
здоровьесберегающая технология;
Экологообразовательные технологии;
кейс – технологии;
арт-технологии
Слайд 5ШОУ - технологии
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих
(«сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
В
любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Слайд 6Ток - шоу
- обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и
достаточно известной для них форме;
аудитория делится на группы, отстаивающие или
придерживающиеся различных точек зрения;
- ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
- в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
- особая роль отводится ведущему ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.
Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
Слайд 7Арт-педагогика
Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства.
Техника и приемы арт-педагогики:
музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие.
Все выше
перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Слайд 8Социальное проектирование
Это особый вид деятельности, результатом которой является создание реального
социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования
является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих обучающихся.
Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
Слайд 9Технология «КТД»
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
Технология
КТД( по Иванову) - 6 этапов:
совместное решение о проведении дела,
коллективное планирование,
коллективная подготовка,
проведение дела,
коллективный анализ,
решение о последействии.
Слайд 10Проектная технология
Это организация исследовательской деятельности.
Типы проектов: творческие, информативные, фантастические,
исследовательские и т.д.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Сроки реализации проекта: неделя, месяц,
полгода, год и т.п.
Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.
Слайд 11
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)
Кейс-технология – технология, основанная на использовании в
учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях
анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Слайд 12Ивантеевский филиал Московского политехнического университета