Разделы презентаций


Институт фундаментальной подготовки

Содержание

Психология лекция 11 Общение и его психологические механизмыНовых Лариса Владимировна

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Институт фундаментальной подготовки

Институт фундаментальной подготовки

Слайд 2Психология лекция 11 Общение и его психологические механизмы
Новых Лариса Владимировна

Психология лекция 11 Общение и его психологические механизмыНовых Лариса Владимировна

Слайд 3Современный человек – Нomo Сommunicans – человек общающийся
Нет ни

одной профессии, которая бы не требовала общения. Общение обусловлено потребностью

человека в совместной деятельности. Умение строить отношения с людьми, расположить к себе, оказать влияние связано с достижением человеком жизненного и профессионального успеха.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Современный человек – Нomo Сommunicans – человек общающийся Нет ни одной профессии, которая бы не требовала общения.

Слайд 4Общение – это психологическая категория
Существует много различных определений и понятий

«общения», обусловленных различными подходами и взглядами на его предмет и

проблемы.
Общение – это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Общение – это психологическая категорияСуществует много различных определений и понятий «общения», обусловленных различными подходами и взглядами на

Слайд 5Общение и отношения
На практике часто путают или отождествляют два понятия

«общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение – процесс

реализации тех или иных отношений.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Общение и отношенияНа практике часто путают или отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают.

Слайд 6Деятельность и общение – два вида социальных контактов, взаимосвязанные друг

с другом
Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют

определенные различия. Результатом деятельности является создание какого-либо предмета, продукта. Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Деятельность и общение –  два вида социальных контактов, взаимосвязанные друг с другомМежду общением и деятельностью как

Слайд 7Деятельность и общение
Деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны

социальной активности человека.
В реальной жизни общение и деятельность могут выступать

в единстве, но могут быть реализованы и независимо друг от друга.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Деятельность и общениеДеятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны социальной активности человека.В реальной жизни общение и

Слайд 8Общение как понятие
Содержание категории общения многообразно: это вид человеческой деятельности,

это условие и результат этой деятельности, это обмен информацией, социальным

опытом, чувствами и настроениями.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Общение как понятиеСодержание категории общения многообразно: это вид человеческой деятельности, это условие и результат этой деятельности, это

Слайд 9Определение термина «общение» Б.Д. Парыгина
Термин «общение» имеет один корень со

словами «общность», «общее». В процессе общения между людьми, действительно, складывается

некая общность, в первую очередь, на базе совпадения ценностей, интересов, задач, целей.
Общение – сложный и многогранный процесс взаимодействия индивидов, в котором выражаются отношения людей, протекает обмен информацией, сопереживание и взаимное понимание, оказываются взаимовлияния их друг на друга.

Лекция «Основы делового общения»

Определение термина  «общение» Б.Д. ПарыгинаТермин «общение» имеет один корень со словами «общность», «общее». В процессе общения

Слайд 10Общение как понятие
Эффективное общение – это настоящее искусство.
Чтобы в

нем преуспевать, нужно обладать врожденными качествами, такими как коммуникабельность, умение

правильно и красиво говорить, убеждать, а так же знаниями о механизмах и законах протекания процедуры общения.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Общение как понятиеЭффективное общение – это настоящее искусство. Чтобы в нем преуспевать, нужно обладать врожденными качествами, такими

Слайд 11Общение как понятие
Д. Карнеги писал, что успех человека в финансовых

делах на 15 % зависит от его профессионализма и на

85 % от умения общаться с людьми.
Компетентность в сфере общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Общение как понятиеД. Карнеги писал, что успех человека в финансовых делах на 15 % зависит от его

Слайд 12Общение как понятие
В качестве субъектов общения могут выступать как отдельные

люди, так и целые группы.
В процессе общения люди обмениваются

между собой:
информацией,
деятельностью,
предметами,
умениями и навыками,
производственным опытом,
мотивами, побуждениями,
целями, интересами,
эмоциями и психическими состояниями.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Общение как понятиеВ качестве субъектов общения могут выступать как отдельные люди, так и целые группы. В процессе

Слайд 13Общение как понятие
На характер протекания общения влияют пол, возраст, социальный

статус, семейное положение, профессия, должность, характер, темперамент, осознание человеком своего

места в мире, а так же условия пространства и времени, в которых происходит общение.


Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Общение как понятиеНа характер протекания общения влияют пол, возраст, социальный статус, семейное положение, профессия, должность, характер, темперамент,

Слайд 14В развернутом виде в общении можно выделить пять этапов:
Лекция «Общение

и его психологические механизмы»

В развернутом виде в общении можно выделить пять этапов:Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Слайд 15Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению. Защитные психологические

механизмы нередко мешают нам сразу принять другого человека таким, как

он есть на самом деле.
При установлении контакта нужно демонстрировать доброжелательность и открытость. Это достигается мягкой улыбкой, небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз.

Этапы общения

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению. Защитные психологические механизмы нередко мешают нам сразу принять другого

Слайд 16Далее следует словесное обращение, приветствие.
После этого нужно обязательно выдержать

паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в

общение. Мы должны убедиться, что контакт установлен, партнер откликнулся на наше обращение.

Этапы общения

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Далее следует словесное обращение, приветствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку

Слайд 17Этапы общения
Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику общения, вовлечь

партнера в круг совместных интересов. На этом этапе выясняется, каким

по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации: вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение; выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Этапы общенияЭтап ориентации помогает определить стратегию и тактику общения, вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом

Слайд 18Этапы общения
Обсуждение проблемы является главным этапом общения. Важно научиться убеждать,

а не навязывать свою точку зрения. Нужно помнить, что знания,

преподносимые без эмоциональной окраски, не могут полноценно усваиваться и, следовательно, переноситься в практику поведения.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Этапы общения	Обсуждение проблемы является главным этапом общения. Важно научиться убеждать, а не навязывать свою точку зрения. Нужно

Слайд 19Этапы общения
Принятие решения – это заключительная часть общения. Снятие противоречий

и общее согласие достигается успешностью всех этапов общения. Но иногда

предмет обсуждения бывает сложным, и в первом обсуждении не удается прийти к согласию. В таких случаях целесообразно продолжить обсуждение возникших противоречивых вопросов в другой раз.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Этапы общенияПринятие решения – это заключительная часть общения. Снятие противоречий и общее согласие достигается успешностью всех этапов

Слайд 20Этапы общения
Последним этапом общения является выход из контакта, когда высказываются

надежды на дальнейшее сотрудничество и будущие встречи, выражается взаимная благодарность.
Лекция

«Общение и его психологические механизмы»

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Этапы общенияПоследним этапом общения является выход из контакта, когда высказываются надежды на дальнейшее сотрудничество и будущие встречи,

Слайд 21Психология общения
Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Психология общенияЛекция «Общение и его психологические механизмы»

Слайд 22Виды общения
Самый массовый вид делового общения – межличностное, или субъект

– субъектное взаимодействие между двумя людьми. Все люди ведут внутренние

диалоги. Этот вид общения называется внутриличностным. Каждый человек вступает в разные формы группового общения: личностно-групповое, внутригрупповое, межгрупповое и массовое.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Виды общенияСамый массовый вид делового общения – межличностное, или субъект – субъектное взаимодействие между двумя людьми. Все

Слайд 23Виды общения
Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и

развития организма, удовлетворения основных физиологических потребностей.
Социальное общение преследует цели

расширения и укрепления межличностных контактов.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Виды общенияБиологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, удовлетворения основных физиологических потребностей. Социальное

Слайд 24Виды общения
Открытое общение – желание и умение партнеров по диалогу

выразить максимально полно свою точку зрения и готовность учесть позиции

других.
Закрытое общение – нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения и свое отношение к проблеме.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Виды общенияОткрытое общение – желание и умение партнеров по диалогу выразить максимально полно свою точку зрения и

Слайд 25Виды общения
По содержанию общение может быть материальным, связанным с обменом

продуктов и предметов деятельности, когнитивным – обменом знаниями, деятельным –

обменом действиями, умениями, навыками.
Выделяется общение кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями и мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Виды общенияПо содержанию общение может быть материальным, связанным с обменом продуктов и предметов деятельности, когнитивным – обменом

Слайд 26Виды общения
По характеру и содержанию общение может выступать формальным (деловым,

ролевым, функциональным) и неформальным (светским, обыденным).
Прямое общение – это

общение «лицом к лицу», при визуальном контакте. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения лишь органов чувств человека.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Виды общенияПо характеру и содержанию общение может выступать формальным (деловым, ролевым, функциональным) и неформальным (светским, обыденным). Прямое

Слайд 27Виды общения
Опосредствованное общение протекает через «дополнительного» участника как посредника, через

которого происходит передача информации.
Непосредственное общение с помощью письменных или

технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между его участниками.


Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Виды общенияОпосредствованное общение протекает через «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации. Непосредственное общение с

Слайд 28Виды общения
Вербальное общение осуществляется посредством речи в устной или письменной

форме. По количеству участников, вовлеченных в такое общение, оно может

быть монологом, диалогом или полилогом.
Неязыковые средства (визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные) позволяют осуществлять невербальное общение.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Виды общенияВербальное общение осуществляется посредством речи в устной или письменной форме. По количеству участников, вовлеченных в такое

Слайд 29Виды общения
Среди других видов общения выделяют инструментальное и целевое.
Инструментальное

– общение не является самоцелью, оно не стимулируется непосредственной потребностью

вступить в контакт, а преследует какую-то иную цель.
Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности в общении.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Виды общенияСреди других видов общения выделяют инструментальное и целевое. Инструментальное – общение не является самоцелью, оно не

Слайд 30Психология общения
Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Психология общенияЛекция «Общение и его психологические механизмы»

Слайд 31Уровни общения
В общении выделяются разные уровни взаимодействия.
Примитивное общение предполагает

оценку партнера по диалогу как нужный или ненужный (мешающий) объект.

Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает – «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Уровни общенияВ общении выделяются разные уровни взаимодействия. Примитивное общение предполагает оценку партнера по диалогу как нужный или

Слайд 32Уровни общения
Гуманистическое общение характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, это творческий вид

общения.
Игровой уровень общения связан с импровизацией. Обычно игры создают

атмосферу радости, говорят о богатстве, неповторимости личностного взаимодействия ее участников. Не случайно наши деды и прадеды любили устраивать домашние театры, хороводы и карнавалы.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Уровни общенияГуманистическое общение характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, это творческий вид общения. Игровой уровень общения связан с импровизацией.

Слайд 33Уровни общения
В ритуальном общении партнер выступает как определенный атрибут или

элемент ритуала или церемониала. Основная задача человека в таком общении

выполнить предназначенную ему ритуальную роль, с которой он должен быть хорошо знаком. Ритуальное общение можно, в определенной степени, назвать также ролевым. В реальной жизни существует огромное количество ситуаций, в которых человек вольно или невольно играет определенные роли.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Уровни общенияВ ритуальном общении партнер выступает как определенный атрибут или элемент ритуала или церемониала. Основная задача человека

Слайд 34Уровни общения
На уровне масок общение страдает обезличенностью. В следствие необходимости

ежедневно вступать в многочисленные контакты, человек психологически оказывается неспособным вложить

душу в общение, и поневоле оно свертывается, формализуется. Так появляется маска вежливости, безразличия, брезгливости. Каждый может насчитать их у себя с десяток. Постоянное общение в маске становится препятствием на пути к самовыражению.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Уровни общенияНа уровне масок общение страдает обезличенностью. В следствие необходимости ежедневно вступать в многочисленные контакты, человек психологически

Слайд 35Уровни общения
При анонимном общении его участники бывают даже не знакомы

друг с другом, видят друг друга впервые и относятся друг

к другу как к случайному знакомому: например, пассажиры в транспорте, пешеходы на улице, покупатели в магазинах, посетители в приемной чиновника. Стиль анонимного общения несколько формален, характеризуется ориентацией на общечеловеческие ценности и общепринятые в данной культуре правила этикета.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Уровни общенияПри анонимном общении его участники бывают даже не знакомы друг с другом, видят друг друга впервые

Слайд 36Уровни общения
Духовный уровень характеризуется наибольшей степенью обращенности к личности, требует

значительных внутренних усилий, на которые бывают не все способны.
Встречается

термин «фатическое общение». представляющее

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Уровни общенияДуховный уровень характеризуется наибольшей степенью обращенности к личности, требует значительных внутренних усилий, на которые бывают не

Слайд 37Уровни общения
Деловой уровень общения предписывает партнеру считаться с вашим характером,

возрастом, личными взглядами, вкусами. При этом во главу отношений ставится

общая связывающая вас цель, которая и определяет ход контакта.


Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Уровни общенияДеловой уровень общения предписывает партнеру считаться с вашим характером, возрастом, личными взглядами, вкусами. При этом во

Слайд 38Уровни общения
Манипулятивное общение определяется отношением к партнеру как к средству

достижения собственных, как правило, корыстных целей. Достоинства партнера по общению

не уважаются, его фактически превращают в некую вещь, инструмент выгоды, марионетку.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Уровни общенияМанипулятивное общение определяется отношением к партнеру как к средству достижения собственных, как правило, корыстных целей. Достоинства

Слайд 39Манипулятивное общение
Манипуляция – это скрытое управление поведением человека, совершаемое ради

какой-либо выгоды того, кто его применяет. Человека, который в своих

интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.
Американский психолог Эверет Шостром разделил манипуляторов на активных, пассивных, соревнующихся и безразличных.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Манипулятивное общениеМанипуляция – это скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто его применяет. Человека,

Слайд 40Манипулятивное общение
Основные способы манипуляций:
вам навязывают роль;
вас делают другом;
у вас есть

доброжелатель;
вам предлагают дружбу против общего врага;
у вас есть соратник

по общему делу;
вам делают туманные намеки;
вас берут измором.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Манипулятивное общениеОсновные способы манипуляций:	вам навязывают роль;вас делают другом;	у вас есть доброжелатель;	вам предлагают дружбу против общего врага; у

Слайд 41Манипулятивное общение
Манипуляции могут строиться на чувствах беспокойства и страха, вины

и обиды, стыда и совести, сочувствия и жалости, на жадности

и зависти. Манипуляцию на страхе используют бандиты и рэкетиры. Церковь манипулирует на страхе: будешь грешить – попадешь в ад, будешь вести праведную жизнь – попадешь в рай.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Манипулятивное общение	Манипуляции могут строиться на чувствах беспокойства и страха, вины и обиды, стыда и совести, сочувствия и

Слайд 42Манипулятивное общение
Процент манипуляции содержится во многих ситуациях общения. В переговорах,

коммерции, торговле, любой успешный продавец знает, не сманипулируешь – не

продашь. Даже совершенно невинное подчеркнуто вежливое и качественное обслуживание несет в себе элемент манипуляции.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Манипулятивное общение	Процент манипуляции содержится во многих ситуациях общения. В переговорах, коммерции, торговле, любой успешный продавец знает, не

Слайд 43Манипулятивное общение
С попыткой манипуляции на жадности и выгоде мы встречаемся

каждый раз, когда в магазине или на рынке слышим о

скидках. Из года в год потенциальные покупатели попадаются на фразы: «Торопитесь! Количество мест ограничено! Предложение действует только до 12 мая! С января повышаются цены!». Торговые акулы придумали систему дисконтных карт, купив которую вы автоматически получаете скидку в несколько процентов.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Манипулятивное общениеС попыткой манипуляции на жадности и выгоде мы встречаемся каждый раз, когда в магазине или на

Слайд 44Аттракция – возникновение привлекательности одного человека для другого, способность расположить

к себе, стать приятным для другого.
Лекция «Общение и его

психологические механизмы»
Аттракция – возникновение привлекательности одного человека для другого, способность расположить к себе, стать приятным для другого. Лекция

Слайд 45Приемы аттракции
Одним из приемов аттракции является улыбка. Улыбка – это

действие, означающее: «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь,

мне хорошо с вами, я рад вам». Всем это приятно сознавать. Улыбка является своего рода завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное расположение.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракцииОдним из приемов аттракции является улыбка. Улыбка – это действие, означающее: «Я к вам хорошо отношусь.

Слайд 46Приемы аттракции
Обращение к человеку по имени – проявление к нему

особого внимания, что вызывает естественное удовлетворение потребности человека в уважении

к своей персоне, в его желании утвердиться как личность. В результате у него появляются положительные эмоции, формируется к вам расположение и благодарность как к источнику этих эмоций.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракцииОбращение к человеку по имени – проявление к нему особого внимания, что вызывает естественное удовлетворение потребности

Слайд 47Приемы аттракции
Имя человека – самый сладостный и самый важный для

него звук на любом языке. Император Наполеон знал не только

по имени сотни солдат своей гвардии, но также и их семейное положение, в каких битвах этот солдат принимал участие, и даже помнил о его маленьких слабостях и пристрастиях. Поэтому не случайно воины обожали своего полководца и готовы были идти за ним до конца.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракцииИмя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Император Наполеон

Слайд 48Приемы аттракции
У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и

личные интересы, увлечения и личная жизнь. Если с человеком повести

разговор в русле его выраженного личного интереса, это тоже вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями, поможет вам расположить его к себе.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракцииУ каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. Если

Слайд 49Приемы аттракции
Выслушивать комплименты любят все, мужчины и женщины, однако реакция

мужчин бывает не так заметна. Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность

человека – в положительных эмоциях. Человек, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракцииВыслушивать комплименты любят все, мужчины и женщины, однако реакция мужчин бывает не так заметна. Комплимент удовлетворяет

Слайд 50Приемы аттракции
Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть

в себе.
Комплимент нужно отличать от лести. Нельзя отождествлять комплимент

и похвалу. Похвала – это положительная оценка деятельности человека, она чаще всего ассоциируется с приятным высказыванием вышестоящего начальства или влиятельных людей.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракции	Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе. 	Комплимент нужно отличать от лести.

Слайд 51Приемы аттракции
Самый главный прием аттракции – активное слушание. Внешним проявлением

этого приема является подсказывание собеседнику слов, когда тот озабочен их

поиском в своем уме. Второй прием – активная поза слушающего: корпус слегка склонен в сторону говорящего. Третий прием – уточняющие вопросы, это оживляет слушание.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракцииСамый главный прием аттракции – активное слушание. Внешним проявлением этого приема является подсказывание собеседнику слов, когда

Слайд 52Приемы аттракции
Визуальный контакт тоже является исключительно важным для аттракции и

способствует взаимопониманию. Благодаря взгляду обеспечивается обратная связь и определяется степень

вовлеченности в коммуникацию.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракцииВизуальный контакт тоже является исключительно важным для аттракции и способствует взаимопониманию. Благодаря взгляду обеспечивается обратная связь

Слайд 53Приемы аттракции
Подстройка – это способ имитировать вербальные и невербальные реплики,

которые дает собеседник.
Лучше всего подстраиваться к жестам рук партнера. Исполнение

противоположных жестов – отзеркаливание.
Взаимная подстройка собеседников включает в себя соответствие речи, ее скорости, громкости и тона, копирование нюансов мимики друг друга.
Другим важным элементом является подстройка к дыханию.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Приемы аттракцииПодстройка – это способ имитировать вербальные и невербальные реплики, которые дает собеседник.Лучше всего подстраиваться к жестам

Слайд 54Психология общения
Три стороны общения
Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Психология общения Три стороны общенияЛекция «Общение и его психологические механизмы»

Слайд 55Три стороны общения
Эффективное общение образуют одновременно действующие три компонента:
– коммуникативная

сторона общения (обмен информацией между людьми);
– интерактивная сторона (организация взаимодействия

между индивидами);
– перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания между ними).

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Три стороны общенияЭффективное общение образуют одновременно действующие три компонента:– коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);– интерактивная

Слайд 56Коммуникативная сторона общения
Термин «коммуникация» (от латинского «communicatio» – сообщение) имеет

три значения:
средства связи любых объектов материального и духовного мира;


общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативная сторона общенияТермин «коммуникация» (от латинского «communicatio» – сообщение) имеет три значения: средства связи любых объектов материального

Слайд 57Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации

между людьми по разным каналам с помощью вербальных и невербальных

коммуникативных средств.
Целями коммуникации являются: обмен информацией, эмоциями, деятельностью, технологиями, предметами; формирование умений и навыков, отношения к себе и другим людям, изменение мотиваций поведения.

Коммуникативная сторона общения

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации между людьми по разным каналам с помощью

Слайд 58Коммуникативный процесс
Производство информации, ее распространение, прием и использование называется коммуникативным

процессом.
Целью коммуникационного процесса является обеспечение понимания передаваемой и получаемой

информации.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессПроизводство информации, ее распространение, прием и использование называется коммуникативным процессом. Целью коммуникационного процесса является обеспечение понимания

Слайд 59Коммуникативный процесс
Моделей коммуникативного процесса разработано около 40.
Одной из первых

была модель Аристотеля, выделившего три компонента процесса коммуникации: Оратор –

Речь – Аудитория.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессМоделей коммуникативного процесса разработано около 40. Одной из первых была модель Аристотеля, выделившего три компонента процесса

Слайд 60Коммуникативный процесс

Во второй половине ХХ века ученые Стэнфордского университета США

создали более сложную модель коммуникативного процесса:
- Источник сообщения -

Коммуникатор,
- Кодирующее устройство - Сообщение,
- Канал передачи,
- Декодирующее устройство,
- Коммуникант,
- Результат кодирования – Обратная связь.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессВо второй половине ХХ века ученые Стэнфордского университета США создали более сложную модель коммуникативного процесса: -

Слайд 61Коммуникативная сторона общения
Коммуникатор
Коммуникант
Канал связи
Коммуникативный процесс
Обратная связь
Лекция «Общение и его

психологические механизмы»

Коммуникативная сторона общенияКоммуникаторКоммуникантКанал связи Коммуникативный процессОбратная связьЛекция «Общение и его психологические механизмы»

Слайд 62Коммуникативный процесс
Коммуникатор, индуктор или отправитель – это лицо, генерирующее идею,

которую важно сообщить другому человеку – коммуниканту (получателю, адресату, реципиенту).

Тем и другим может быть индивид, а так же группа лиц или организация.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессКоммуникатор, индуктор или отправитель – это лицо, генерирующее идею, которую важно сообщить другому человеку – коммуниканту

Слайд 63Коммуникативный процесс
Источник информации передает получателю сообщение – осмысленную и закодированную

идею.
Коды – это символы или знаки, переводящие сообщение на

язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессИсточник информации передает получателю сообщение – осмысленную и закодированную идею. Коды – это символы или знаки,

Слайд 64Коммуникативный процесс
К вербальным средствам относятся: говорение (письменная и устная речь),

слушание, чтение, к невербальным – взгляды, позы, интонация, имидж, мимика,

жесты, походка, пространственная организация среды.
Знаки имеют явное (denotative) и подразумеваемое (connotative) значение в зависимости от выбора, который делает «кодировщик».

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессК вербальным средствам относятся: говорение (письменная и устная речь), слушание, чтение, к невербальным – взгляды, позы,

Слайд 65Коммуникативный процесс
На первом этапе кодирования коммуникатор словесно оформляет возникшую идею

во внутренней речи, затем переводит ее во внешнюю речь, т.е.

высказывает.
Произнесенное высказывание должно быть услышано и понято коммуникантом, т. е. быть декодировано, переведено из внешней речи во внутреннюю до уяснения им идеи отправителя.
Декодированный смысл может не совпадать с закодированным.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессНа первом этапе кодирования коммуникатор словесно оформляет возникшую идею во внутренней речи, затем переводит ее во

Слайд 66Коммуникативный процесс
Закодированная информация отправляется по каналу связи.
Канал – это

средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора к коммуниканту.

Это – маршрут передачи сообщения, реальная или воображаемая линия связи, по которой движется сообщение.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессЗакодированная информация отправляется по каналу связи. Канал – это средство, с помощью которого сообщение передается от

Слайд 67Коммуникативный процесс
Каналы могут быть естественными, использующими органы чувств и искусственными

– с помощью телефона или транспорта, техническими (СМИ, электронные средства)

и межличностными (непосредственный обмен информацией между источником и получателем).

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессКаналы могут быть естественными, использующими органы чувств и искусственными – с помощью телефона или транспорта, техническими

Слайд 68Коммуникативный процесс
Обратная связь – это изменения в поведении коммуниканта, которые

происходят в результате приема сообщения. Она позволяет отправителю установить, получено

ли сообщение, насколько понятен его смысл и какую реакцию получателя оно вызвало.
Когда получатель отвечает отправителю, их роли меняются, формируется обратный коммуникативный поток, так устанавливается двусторонний коммуникативный процесс.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессОбратная связь – это изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Она позволяет

Слайд 69Коммуникативный процесс
На каждом этапе общения коммуникатора и коммуниканта происходят потери

информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется общим несовершенством

человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, наличием или отсутствием доверия к собеседнику, личными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), совпадением или несовпадением словарного запаса и многими другими факторами.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативный процессНа каждом этапе общения коммуникатора и коммуниканта происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь

Слайд 70Эффективное слушание
Успешность общения во многом зависит не только от умения

говорить, но и от умения слушать собеседника.
Неумение слушать –

основная причина неэффективного общения, именно она приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам коммуникации.
Слушать – это не значит просто помалкивать, слушание – сложный процесс, требующий волевого усилия и психологического напряжения, навыков и коммуникативной культуры.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушаниеУспешность общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника.

Слайд 71Эффективное слушание
Согласно Иствуду Атватеру, человек 45% времени бодрствования занят слушанием.


Различается четыре уровня умения слушать. Пассивный слушатель сидит молча и

никак не реагирует на ваши слова. Избирательный слушатель слышит лишь то, что хочет услышать, и игнорирует то, что ему не интересно.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушаниеСогласно Иствуду Атватеру, человек 45% времени бодрствования занят слушанием. Различается четыре уровня умения слушать. Пассивный слушатель

Слайд 72Эффективное слушание
Внимательный слушатель поддерживает зрительный контакт с собеседником и с

помощью вопросов пытается глубже понять смысл сказанного, однако обращает внимание

только на вербальную часть сообщения, игнорируя эмоциональную – интонации голоса, мимику и пантомимику. Активный слушатель схватывает все сообщение полностью – факты и эмоции, вербальные и невербальные компоненты.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушаниеВнимательный слушатель поддерживает зрительный контакт с собеседником и с помощью вопросов пытается глубже понять смысл сказанного,

Слайд 73Активное слушание – это внимательное и уважительное выслушивание и принятие

того, что говорит собеседник. Оно является единственным видом слушания, которое

помогает выяснить смысл высказывания и точку зрения собеседника, не вынося при этом оценочных и критических суждений. Активный слушатель дает собеседнику вербальную обратную связь, разъясняя и подтверждая понимание сказанного.

Эффективное слушание

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Активное слушание – это внимательное и уважительное выслушивание и принятие того, что говорит собеседник. Оно является единственным

Слайд 74Эффективное слушание
Трудности эффективного слушания могут заключаться в отключении внимания, высокой

скорости умственной деятельности, антипатии к чужим мыслям, избирательности внимания, потребности

в реплике. Известно, что обычный человек способен воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как средняя скорость устной речи составляет от 125 до 150 слов в минуту.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушаниеТрудности эффективного слушания могут заключаться в отключении внимания, высокой скорости умственной деятельности, антипатии к чужим мыслям,

Слайд 75Эффективное слушание
Мужчины более плохие слушатели, нежели женщины. Мужчина слушает женщину

внимательно обычно только первые 20-30 секунд, после чего начинает слушать

вполуха.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушаниеМужчины более плохие слушатели, нежели женщины. Мужчина слушает женщину внимательно обычно только первые 20-30 секунд, после

Слайд 76Эффективное слушание
Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности,

характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, конкретной ситуации.
Американский

исследователь Гарольд Келли выделил четыре вида слушания: критическое, эмпатическое, нерефлексивное и рефлексивное.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушаниеСтиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения,

Слайд 77Эффективное слушание
Критическое слушание ориентировано на анализ информации. Эмпатическое слушание предполагает

понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания

этих чувств.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушаниеКритическое слушание ориентировано на анализ информации. Эмпатическое слушание предполагает понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное

Слайд 78Эффективное слушание
Рефлексивное слушание – это обратная связь с говорящим с

целью контроля точности восприятия услышанного. Слушающий более активно использует словесную

форму для подтверждения понимания сообщения. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, резюмирование.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушаниеРефлексивное слушание – это обратная связь с говорящим с целью контроля точности восприятия услышанного. Слушающий более

Слайд 79Эффективное слушание
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь

в речь собеседника своими замечаниями. Внешне пассивное поведение в действительности

требует большого напряжения, физического и психологического внимания.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Эффективное слушание	Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Внешне пассивное

Слайд 80Коммуникативные барьеры общения - препятствия, связанные с эффективным обменом информацией.


Виды коммуникативных барьеров:
1. технические шумы, помехи и препятствия;
2. языковые

и культурные различия участников общения;
3. социальные и профессиональные преграды:
4. психологические и эмоциональные проблемы.

Лекция «Психологические механизмы делового общения»

Коммуникативные барьеры общения - препятствия, связанные с эффективным обменом информацией. Виды коммуникативных барьеров:1. технические шумы, помехи и

Слайд 81Коммуникативный процесс
Лекция «Психологические механизмы делового общения»

Коммуникативный процессЛекция «Психологические механизмы делового общения»

Слайд 82Коммуникативные барьеры общения
В процессе общения коммуникатора и коммуниканта нередко возникают

препятствия, связанные с эффективным обменом информацией.
Первую группу составляют технические

барьеры. В коммуникационных каналах могут возникать шумы и помехи. Шумы имеют естественное физическое происхождение, а помехи могут создаваться умышленно.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияВ процессе общения коммуникатора и коммуниканта нередко возникают препятствия, связанные с эффективным обменом информацией. Первую

Слайд 83Коммуникативные барьеры общения
К техническим барьерам относятся вибрация, гудение, щелчки, третий

голос, неправильно набранный адрес, а так же неумение работать с

техническими средствами – персональным компьютером, мобильным телефоном или факсом.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияК техническим барьерам относятся вибрация, гудение, щелчки, третий голос, неправильно набранный адрес, а так же

Слайд 84Коммуникативные барьеры общения
Акустические помехи могут быть вызваны ремонтными работами, телефонными

звонками, хлопающими дверями, шепотом. Отвлекать может окружающая обстановка, например, яркий

солнечный свет, тусклое освещение, дисгармоничная окраска стен, пейзаж за окном, картина на стене. На эффективность восприятия информации сказываются неблагоприятный температурный режим (жарко, холодно) и плохие погодные условия (пониженное давление, сильный ветер и дождь).

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияАкустические помехи могут быть вызваны ремонтными работами, телефонными звонками, хлопающими дверями, шепотом. Отвлекать может окружающая

Слайд 85Коммуникативные барьеры общения
Вторую группу барьеров создают языковые различия участников коммуникации.

Население нашей планеты говорит на 5000 языках. Во многих из

них присутствуют наречия и диалекты. Многочисленные попытки создания единого международного языка так и не увенчались успехом.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияВторую группу барьеров создают языковые различия участников коммуникации. Население нашей планеты говорит на 5000 языках.

Слайд 86Коммуникативные барьеры общения
Барьеры непонимания могут быть обусловлены фонетическими и грамматическими

причинами, невыразительной быстрой речью, дефектами речи и дикции. Семантический барьер

связан с различием в системах значений сигналов (тезаурусах). Это касается, прежде всего, жаргонов и сленга.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияБарьеры непонимания могут быть обусловлены фонетическими и грамматическими причинами, невыразительной быстрой речью, дефектами речи и

Слайд 87Коммуникативные барьеры общения
Социальные барьеры возникают между людьми, говорящими на одном

и том же языке, но принадлежащими к различным социальным группам.

Затруднено взаимопонимание поколений («отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, жителей города и села, мужчин и женщин, людей с разным уровнем образования.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияСоциальные барьеры возникают между людьми, говорящими на одном и том же языке, но принадлежащими к

Слайд 88Коммуникативные барьеры общения
Барьеры могут создавать социальные, политические, религиозные и профессиональные

различия, приводя к иной интерпретации понятий и слов, употребляемых в

процессе коммуникации.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияБарьеры могут создавать социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводя к иной интерпретации понятий и

Слайд 89Коммуникативные барьеры общения
Четвертая группа – психологические барьеры, обусловленные особенностями субъективного

восприятия.
Субъективные особенности общения формируются на базе темперамента, характера и

типа акцентуации личности. В коммуникативном процессе участвуют доминантные и недоминантные субъекты, мобильные и регидные, экстраверты и интроверты.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияЧетвертая группа – психологические барьеры, обусловленные особенностями субъективного восприятия. Субъективные особенности общения формируются на базе

Слайд 90Коммуникативные барьеры общения
Участники коммуникацтивного процесса имеют различные этические и эстетические

критерии, стили и мотивации общения, формирующиеся под влиянием воспитания, окружения

или профессии. Человек склонен в условиях дефицита времени ориентироваться на стереотипы и предубеждения.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияУчастники коммуникацтивного процесса имеют различные этические и эстетические критерии, стили и мотивации общения, формирующиеся под

Слайд 91Коммуникативные барьеры общения
Большая возможность искажения смысла информации бывает связана с

эмоциональными состояниями общающихся. Барьер плохого настроения также входит в группу

барьеров, вызванных эмоциями.
Существуют барьеры этнокультурных различий, барьеры отношений. Может возникнуть чувство неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое невольно распространится и на передаваемую им информацию.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияБольшая возможность искажения смысла информации бывает связана с эмоциональными состояниями общающихся. Барьер плохого настроения также

Слайд 92Коммуникативные барьеры общения
Барьер «авторитета» выражается в доверии или недоверии, которое

испытывает человек при общении с людьми.
Барьер «избегания» – психологический

механизм защиты от источников информации и определенных ситуаций.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияБарьер «авторитета» выражается в доверии или недоверии, которое испытывает человек при общении с людьми. Барьер

Слайд 93Коммуникативные барьеры общения
Нередко встречаются барьеры некомпетентности, вызывающие чувство досады, ощущение

потерянного времени. Другими барьерами будут неумение выражать свои мысли (логический

барьер), неумение слушать, барьер модальностей, барьер характера. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской», «детской» логики. Невежливость – барьер, который сильнее всего мешает правильно воспринимать партнера и понимать, что он говорит.

Лекция «Общение и его психологические механизмы»

Коммуникативные барьеры общенияНередко встречаются барьеры некомпетентности, вызывающие чувство досады, ощущение потерянного времени. Другими барьерами будут неумение выражать

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика