Слайд 1Интерактивные технологии
в аудировании
Русский язык как иностранный
Слайд 2Аудирование в современном методическом контексте
залог успеха в изучении иностранного языка;
неограниченные
возможности при поиске аудио-/ видеоматериалов;
яркая наглядность;
средство обучения на других аспектах;
большой
ресурс для включения в межкультурную коммуникацию.
Слайд 3Аудирование в современном методическом контексте
объективные трудности как вида рд;
наименьшая изученность;
отсутствие
в учебных планах как самостоятельного аспекта;
периферия научно-методических интересов;
необеспеченность адекватной учебно-методической
литературой;
профессиональная некомпетентность многих авторов учебных пособий по аудированию.
Слайд 4Основные принципы обучения инофонов аудированию
исключение письменной опоры
использование валидных текстов
системность
Слайд 5Принцип первый: исключение письменной опоры
аудирование ≠ чтение
Особенности восприятия звучащих текстов:
Слайд 6Принцип первый: исключение письменной опоры
аудирование ≠ чтение
Особенности восприятия звучащих текстов:
Слайд 7Казусы сегментации
Задело — за дело.
И дико мне — иди
ко мне.
Покалечилась — пока лечилась.
Мы женаты — мы же
на ты.
Елена шла — еле нашла.
Слайд 8Принцип второй: использование валидных текстов
Валидность обучающего текста – комплексная характеристика,
обеспечивающая запуск механизма рефлексии обучаемых и отражающая пригодность аудиотекста для
целей обучения аудированию.
Критерии валидности:
аутентичность
соответствие уровню обучения
привлекательность
наличие жанровых характеристик (типовые модели предложений)
отражение программной тематики
правдоподобие
этичность
эстетичность
качество записи и воспроизведения
Слайд 14Принцип третий: системность
М
О
Д
Е
Л
Ь
В аудитории. Дома. Тренировка. (1
тема ≈ 2 недели)
Говорение. Чтение. Письмо. Лексика/Грамматика. Страноведение. …
Слайд 19В педагогике различают несколько моделей обучения:
пассивная — ученик выступает в
роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
активная — ученик выступает «субъектом»
обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
интерактивная — inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Слайд 20Интерактивное обучение:
все обучающиеся вовлечены в процесс познания;
возможность понимать и рефлексировать;
исключается
доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи;
атмосфера доброжелательности и
взаимной поддержки;
диалоговое обучение;
критическое мышление, альтернативные мнения;
участие в дискуссиях, общение с другими людьми.
Слайд 21Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки,
помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает
обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку учит работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Слайд 22технология работы в парах или тройках, как постоянных, так и
ротационных (сменных).
групповая работа (ротационные малые группы).
Технология «Аквариум». Несколько
студентов разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Технология «Броуновское движение» предполагает движение студентов по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое!» или «Кто сегодня одет в розовую футболку?». Преподаватель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на русском языке.
Слайд 23Технология «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение, и студенты должны подойти
к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они
объяснили свою позицию. Как логичное продолжение можно использовать групповую работу.
Технология «Дерево решений». Группа делится на 3 или 4 подгруппы. Каждая подгруппа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), все меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон. Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.
Слайд 24Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических
тренингов. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо —
это сидящие неподвижно студенты, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это студенты, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Слайд 25Технология «Свеча». По кругу передается зажженная свеча, и обучающиеся высказываются
о разных аспектах обучения. Подобная технология используется также под названием
«живой мяч». Передается плюшевый мишка, например, при отработке рассказа о себе.
Технология «Мозговой штурм». Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).
Слайд 26Технология «Незаконченное предложение». Студенту предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро
продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения
начинаются весьма неопределенно, поэтому у студентов практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
Технология «Групповой рассказ». Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу.