Слайд 2
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в
античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится
мировой державой.
Слайд 3
Римское искусство сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских
племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим
искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.
Слайд 4
Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три
основных периода:
1. Искусство дорийской Италии (3 тысячелетие до н.э.
- 3 в. до н.э.).
2. Искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.).
3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).
Слайд 5Римский скульптурный портрет
Слайд 7
Во многих музеях мира хранятся скульптурные изображения древних римлян,
создававшиеся на протяжении пяти столетий (I в. до н.э. -
IV в. н.э.)
Слайд 9Греческий скульптор Кефисодот. Эйрена с Плутосом.
«Греция, взятая в плен, победителей
диких пленила». Эта строка из Горация – свидетельство тому, что
культура Эллады, которую римляне завоевали во II веке до н.э., пробудила в них эстетическое чувство
Слайд 10В этрусских захоронениях найдены урны с масками, изображающими человеческое лицо,
а крышка урны-канопы целиком делалась в виде головы.
Римляне испытали также
сильное влияние этрусков – древнего народа, населявшего земли Северной и Центральной Италии.
В религии этрусков был очень развит культ мертвых, особенности которого и определили расцвет портретного искусства.
Слайд 11По изображениям на крышках саркофагов можно судить, что этруски стремились
к передаче портретного сходства
Слайд 12А в так называемом портрете Брута этрусский скульптор попытался показать
характер. Этот портрет в особенности выразителен, оттого что сохранились инкрустированные
слоновой костью и темным камнем глаза.
Слайд 13Римляне, так же как и этруски, изготавливали маски, но это
были строго портретные маски, снятые с лица умершего. Отлитые по
ним восковые изображения реалистически передавали индивидуальные черты.
Статуя римлянина с масками предков
Слайд 14Отличие римского скульптурного портрета от древнегреческого
Древняя Греция - изображения богов
Древний
Рим – государствен-ные и общественные деятели
Слайд 15
Самые ранние из известных нам римских портретов – это,
по преимуществу, портреты стариков. Непреклонное стремление к правде, к достоверности
руководило древним скульптором. С топографической точностью обозначена каждая морщина, воссоздано в камне деформированное годами лицо.
Слайд 16
Искусству скульптурного портрета из мрамора римляне учились у греков.
Слайд 18
Нетрудно узнать руку римского мастера в надгробиях из известняка.
В них дольше оставалась неизменной староримская традиция, отличающаяся особенной жесткостью.
Слайд 19 Гней Помпей Великий
середина I в. до н. э.
Постепенно
вырабатывался собственный римский стиль. У скульптора проснулся интерес к личности,
не только к ее внешнему облику, но и к внутреннему состоянию. Отказываясь от рабского подражания модели, он делает форму обобщенно, в то же время не забывая о главном – чтобы портрет был похож.
Слайд 20
Не одними художественными влияниями объясняются перемены в искусстве. Они
– следствие перемен в общественной жизни. В 49 г. до
н.э. Цезарь, встав во главе верных ему легионеров, начал борьбу за единовластие, в итоге которой оказался монархом Рима.
Слайд 21
Двадцатью тремя ножевыми ударами республиканцы расправились с Цезарем, но
не с идеей единовластия. Правлением Октавиана, получившего титул Августа, что
значит «священный», открывается новый период истории Римского государства – период империи.
Слайд 22
Сорок лет правления Августа называли «золотым веком». Римский историк
Светоний писал: «Город Рим он так украсил, что по справедливости
мог хвалиться – приняв Рим кирпичным, оставляет мраморным.»
Слайд 23
Еще в эпоху Республики появился особый вид портрета –
«тогатусы» - одетые в тогу. Статуе Августа, приносящего жертву, голова
выполнена отдельно и соединена с фигурой тогатуса, которая изготавливалась другим мастером.