архитектора и археолога Дерпфельда, который постарался исправить его ошибки. Относительно
определения гомеровской Трои Дерпфельд решительно разошелся с Шлиманом.
Вскоре в Микенах открытия Шлимана были дополнены также новыми находками греческого ученого Цунда, который перенес потом свою деятельность в Фессалию.
Были сделаны открытия и в Лаконии: недалеко от Вафио и Амикл, на так называемом Менелаевом холме, открыли город, современный Микенам, место которого потом заступила Спарта.
Вся Греция оказалась усеянной старинными приморскими замками, принадлежавшим богатым вождям. Первые раскопки производились в местах, ознаменованных в позднейшей истории классической Греции или упомянутые в эпосе. Казалось, открытые памятники не намного отстают от исторически известного времени; казалось, найдено в буквальном смысле слова «Гомеровское» искусство.
Однако, как ни настаивали на совпадении раскопок с Гомером Шлиман, Дерпфельд и примкнувшие к ним филологи, предметы давали другую картину, во многом расходившуюся с описаниями эпоса. Больше всего бросалось в глаза несоответствие в погребальных обычаях. В то время, как у греков Троянской войны, согласно рассказу Гомера, было в обычае сжигать трупы на костре, а пепел, собранный в урну, помещать под курганом, микенские гробницы обнаружили приемы тщательного погребения тела, с маской из тонкого листового золота, наложенной на лицо. Один и тот же народ не мог одновременно держаться столь разных обычаев.
Раскопки открыли эпоху и быт, лежавшие весьма далеко позади Гомера. В гомеровском эпосе содержатся мотивы куда более древних сказаний из эпохи, предшествовавшей дорийскому нашествию. В поэмах Гомера, составленных около VIII века до н. э., воспеваются подвиги ахейских воителей, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Ввиду того, что в гомеровском эпосе Микены играют очень важную роль и ввиду того также, что в Микенах были найдены наиболее выдающиеся памятники греческого бронзового века, всю культуру этой эпохи стали называть «микенской».
Археологи также открыли на островах Эгейского моря, на Кикладах, новую разновидность средиземноморской бронзовой культуры, вне всякого сомнения находившейся в известной зависимости то от Крита, то от материка, и все же по существу от них отличной. Таким образом, рядом с критской и микенской культурой определилось существование особой «кикладской» культуры. Весь комплекс смежных культур бронзового века получил общее название «Эгейской» культуры.
История открытия Микенской культуры (продолжение)