Слайд 1Исследования в связях с общественностью
Понятие «исследование». Виды исследований.
Социологические исследования.
Понятие «выборки».
Типы и виды выборки.
Типы социологических исследований
Слайд 2 На разных этапах PR-деятельности проводятся исследования как
объекта PR, так и используемых PR-средств. Маркетинговые, экономические, социально-психологические, социологические
исследования помогают глубоко и всесторонне рассмотреть PR-объект перед воздействием и в дальнейшем оценить эффективность применяемых средств
Слайд 3Исследование – это способ выслушать чужое мнение, контролируемый, целенаправленный и
систематический сбор информации для упрощения понимания конкретной проблемы.
Исследования делятся
на качественные и количественные.
Слайд 4К качественным исследованиям относятся исследования, использующие описательные и информационные методы.
Количественные
исследования позволяют использовать математический анализ, т.е. их результаты подлежат измерению
Слайд 5Социологические исследования
Данный тип исследований широко применяется в сфере паблик рилейшнз.
С его помощью можно изучать широкий круг социальных проблем. Различают
два общих типа социологических исследований:
Слайд 6Проблемные исследования.
Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом
сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные
мнения и установки. Проблемные или аналитические исследования нередко рассчитаны на получение ответа на вопрос «почему?»: Почему работники организации не доверяют обращениям руководства? Почему авторитет того или иного государственного органа так низок? и пр.
Слайд 7Описательные (дескриптивные) исследования
Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной
ситуации или существующих условий. Такие исследования напоминают рейтинговые, фиксирующие реальность
в конкретный момент. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.
Слайд 8Программа социологического исследования
Призвана ответить на 2 основных вопроса:
Как отталкиваясь от
определенных теоретических положений, выбрать оптимальный для данной ситуации тип исследования;
Как
получив определенный эмпирический материал, сделать теоретические обобщения, которые позволяют точно и направленно спланировать кампанию в СО
Слайд 9Цели исследования
Социологическое исследование начинается с процесса целеполагания
Цель должна быть четко
сформулирована, следует избегать расхождений в ее постановке между заказчиком исследования
и исполнителем
Слайд 10Задачи исследования
Основные задачи соответствуют базовым целям исследования.
Второстепенные задачи направлены на
проверку побочных гипотез, не связанных на прямую с решаемой проблемой
и тестирование альтернативных планов.
Слайд 11Объект исследования
Рассматривают с двух сторон:
Как некую часть целого
Как целое, состоящее
из нескольких частей.
В первом случае более внимательно изучаются внешние связи,
во втором – внутренние.
Слайд 12Гипотеза
Представляет обоснованное фактами предположение о структуре объектов, характере элементов и
связей, образующих объекты, а также механизме функционирования и развития. Гипотеза
должна быть доступна в процессе исследования, а также подвергаться логическому анализу, подтверждающему ее непротиворечивость.
Слайд 13В зависимости от целей и задач исследования в каждом конкретном
случае разрабатывается индивидуальная стратегия поиска, определяющая последовательность этапов исследования (стратегический
план), которым может быть поисковым, описательным и экспериментальным.
Слайд 14Поисковый план
Целесообразно использовать в случае, когда аудитория исследования размыта или
объединяет в себе представителей разных групп. План включает три этапа:
постановку проблемы, изучение документов и экспертные опросы, дневниковые наблюдения.
Слайд 15Экспертный опрос позволяет сформулировать первичные гипотезы. Наблюдение структурировать собранную информацию
и конкретизировать аудиторию, на которую следует осуществлять воздействие.
Слайд 16Описательный план направлен на детальное освещение состояния объекта и выделение
существующих взаимосвязей его структурных элементов.
Экспериментальный – направлен на формулировку объяснительной
гипотезы.
Слайд 17Исследования подразделяют на первичные и вторичные.
Первичные направлены на сбор первоначальной
информации и применяются на этапе планирования кампании СО и прогнозирования
ее результатов
Слайд 18Вторичные исследования используются на этапе проведения кампании и ориентированы на
подтверждение правильности выбранной стратегии, либо на применение в ряде случаев
альтернатив.
Слайд 19
Исследования по количественным и качественным параметрам называются
всеобщими (тотальными). Исследование одного параметра является локальным (точечным).
Социологическое
исследование ограниченного массива данных по всем параметрам называется выборочным.
Слайд 20Способы выборки
Выборка – это совокупность опрашиваемых людей, составленная так, что
каждая из основных образующих ее социальных групп представлена пропорционально структуре
общества в целом. Это подразумевает, что все возрастные группы, люди разного социального статуса, образования, пола должны иметь в выборке своих представителей
Слайд 21Единицами наблюдения выступают люди, группы, организации, документы. Вся совокупность этих
единиц, имеющих отношение к проблеме исследования называется генеральной совокупностью. Часть
генеральной совокупности. Которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала, называется выборочной совокупностью.
Слайд 22В процессе отбора выборки нужно учитывать как минимум два фактора:
1) определение метода вероятностного отбора выборки и
2) соблюдение принципа
объективности.
Учет этих факторов обусловливает формирование двух следующих основных методов отбора респондентов: случайного и неслучайного (квазислучайного). Первый метод является более научным, второй - менее формальным.
Слайд 23Типы и виды выборки
Стихийный, вероятностный (случайный) и квотный
Стихийный – отбор по принципу добровольности и доступности вхождения
единиц генеральной совокупности в выборочную. Часто используется в почтовых и прессовых опросах. Недостаток – невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности.
Слайд 24Вероятностный (случайный) – обеспечивает возможность каждой единице генеральной совокупности попасть
в выборочную. Для обеспечения вероятностного отбора используется таблица случайный чисел,
механические подходы.
Слайд 25Квотный отбор (выборка с предварительно заданными значениями). Строится по слоям
населения, возрастному, половому признаку, социальному статусу и другим признакам.
Слайд 26 По видам выборок выделяют:
Одноступенчатую – простой отбор
из генеральной совокупности
Серийную – в качестве единиц отбора выступают серии
– семьи, классы, бригады
Многоступенчатую – отбор идет поэтапно: в городе отбираются предприятия, в них цеха, в цехах респонденты.
Слайд 27Социологические исследования: опросы общественного мнения, анкетирование, как правило, состоят из
четырех элементов: выборки, анкеты (опросника), интервью, анализа результатов.
Слайд 28Анкета
Прежде чем разработать и написать анкету, необходимо определить для себя
цель исследования и метод, который будет использован.
Слайд 29Правила составления анкет
1. В анкету необходимо включать только
те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Чем короче
время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Единственный способ задать сжатые вопросы — это знать заранее, что именно нужно выяснить с помощью каждого из них.
Слайд 30 2. Приступая к разработке анкеты, прежде всего
следует написать вступление. Во вступительной части необходимо разъяснить респонденту, кто
и с какой целью к нему обращается. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальной информацией.
Слайд 31 3. В анкете желательно пользоваться структурированными, закрытыми вопросами.
Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее, поскольку
они не требуют от респондента длительных раздумий.
Слайд 32 4. Вопросы необходимо составлять так, чтобы они
были доступными и конкретными. Слова должны быть простыми для интервьюера,
произносящего их, и понятны для респондента. Желательно избегать технических и жаргонных терминов, которые не всегда понятны респондентам. Следует избегать сленговых и местных диалектизмов, которые по-разному воспринимаются респондентами.
Слайд 33 5. Не следует формулировать предвзятых вопросов. Ведь
главная задача — выяснить действительное мнение людей и то, как
именно они собираются, допустим, голосовать на предстоящих выборах. Однако вопрос можно поставить и так, что он повлияет на выбор ответа. Ответам на вопросы такого рода трудно полностью доверять.
Слайд 34 6. Не следует объединять два разных вопроса
в один.
7. Задавать следует вопросы, охватывающие проблему
целиком.
8. Анкету всегда необходимо апробировать. Разработанный опросник нужно показать своим коллегам и внимательно прислушиваться к их замечаниям и предложениям.
Слайд 35Интервью
Процесс интервьюирования предоставляет возможность лично, как говорится, «из первых
рук» узнать общественное мнение. Существует несколько видов интервью, начиная с
персональных, телефонных и заканчивая групповыми по типу фокус-групп
Слайд 363) ФОКУС-ГРУППА
Фокус-группа (фокус-групповая методика) – способ выявления точек зрения
людей, их конкретного опыта с помощью групповой дискуссии, которую проводит
ведущий (модератор) по заранее подготовленному сценарию.
В одной фокус-группе участвует ограниченное число лиц (6-12), подобранных по заранее сформулированным критериям (по возрасту, по образованию, по уровню дохода и пр.). Процедура обычно длится полтора-два часа и записывается на электронные носители.
Слайд 37В основу методики фокус-группы заложен психологический эффект, состоящий в том,
что в ходе дискуссии друг с другом и с ведущим
люди "разогреваются" и сообщают много ценной информации. Отстаивая ту или иную точку зрения, они приводят объясняющие аргументы, которые в ходе обычного интервью сформулировать трудно. Важно и то, что высказывания, ассоциации одного из участников порождают ассоциацию у других. Возникает так называемая "групповая динамика", что чрезвычайно продуктивно для получения информации.
Обычно в рамках фокус-группы рассматривают не более 10 основных вопросов, которые включаются в гайд – методическую инструкцию по проведению фокус-группы.
Слайд 38Фокусированное интервью может быть не только групповым, но и индивидуальным
— в этом случае оно называется глубинным интервью. Такое интервью
применяется в целях наиболее полного раскрытия позиции каждого эксперта, когда субъективное мнение или оценка не затмевается и не тонет в процессе группового обсуждения проблемы.
Как правило, глубинные интервью проводятся для выявления мнения по проблеме, в области которой эксперт является руководителем или же специалистом, способным проявить высокую профессиональную компетентность.
Слайд 39Анализ
После того, как была сформирована выборка, разработана анкета и проведено
интервьюирование (опрос) респондентов, наступает четвертый, не менее ответственный этап исследования
общественного мнения — анализ собранных данных. Именно здесь вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы.
Слайд 40Прежде чем делать выводы и давать рекомендации на основании анализа
результатов исследования общественного мнения, нужно еще и еще раз взвесить
их с точки зрения обоснованности, надежности и статистической значимости, связанных с предельными погрешностями.
Слайд 41Наблюдение
Представляет систематизированное и целенаправленное изучение восприятия какого-либо факта или явления.
Которое фиксируется исследователем. Наблюдение бывает включенным или простым.
Слайд 42Включенное наблюдение - исследователь имитирует вхождение в нужный социальный слой,
адаптируется в нем и осуществляет наблюдение «изнутри».
При реализации простого наблюдения
исследователь реагирует на события как бы «со стороны».
Слайд 43Мониторинг
Систематическое сопоставление реально существующего положения объекта исследования с желаемым. Целью
мониторинга является ответ на вопрос: «В правильном ли направлении мы
осуществляем движение?». Объектами мониторингами являются социальные группы и организации, имеющиеся между ними взаимосвязи.
Слайд 44Техника мониторинга предполагает периодическое повторение исследования состояния объекта. Мониторинг начинается
с получения информации о состоянии объекта, затем на втором этапе
проводится анализ того, насколько объект приблизился к достижению цели или достиг ее. На третьем этапе вырабатываются рекомендации в каком направлении двигаться, чтобы достичь поставленной цели.
Слайд 45Этнографические исследования
Этнографические исследования, широко используемые в
социологии и антропологии, основаны на наблюдении, участии независимого наблюдателя -
исследователя (обычно нескольких), который погружается в среду целевой аудитории.
Главное преимущество этнографических исследований состоит в том, чтобы выяснить, что думает сообщество людей и индивид по какому - либо вопросу, как они ведут себя в своей естественной среде. С течением времени, наблюдаемые забывают о присутствии исследователя, позволяя ему использовать приемы «скрытой камеры» и записывать, не используя при этом традиционные анкеты или интервью.
Слайд 46Исследование отношений
Заключается в оценке и интерпретации полного
спектра взглядов, чувств, эмоций, убеждений, верований, которые характерны для каждого
отдельного сегмента общества и которые формируются по поводу определенных товаров, организаций и т.д. Если быть более точными, то следует отметить, что «исследование отношений» оценивает то, что люди говорят по конкретному поводу (т.е. вербальное выражение), что они думают, как относятся (ментальное и когнитивное восприятие), что они чувствуют (эмоции) и как они намерены действовать (мотивационные и побудительные факторы).