Слайд 1САДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
ЕВРОПЕЙСКАЯ И АРАБСКАЯ ТРАДИЦИИ
Слайд 2 Период, начавшийся крушением в 476 г. Римской империи и продолжавшийся
до начала Возрождения принято называть «тёмными веками» или «мрачным средневековьем».
Действительно в это время наблюдается спад во многих областях культуры. Упадок обусловлен сложным процессом слияния разных культурных потоков: античного наследства и того пёстрого многообразия мифологических воззрений, которое принесли с собой варварские племена.
Слайд 3Полем для культурного соприкосновения становится общая вера – христианство. Не
являясь порождением античной культуры, оно было приспособлено римлянами в качестве
государственной религии.
Определённую привлекательность имело христианство и для пришедших племён, которым предстояло объединить в единый сплав христианскую традицию и мифологические преданья своих предков.
Слайд 4 Почти в тоже время в Аравии утверждается ислам в качестве
идеологии и веры, объединившей разрозненные арабские племена и молодое государство
Арабский халифат начинает стремительно расширять свои границы.
Впоследствии две этих идеологии столкнуться в кровавом многовековом поединке, где бесконечные войны будут сменяться краткими перемириями, но как не странно местом, где они смогут благополучно уживаться станет сад.
Слайд 5Беря своё начало от иудаизма христианство и ислам являются категоричными
религиями и условием спасения выдвигают веру каждая в своего Бога,
всех остальных, считая неверными и грешниками.
Наградой за праведную жизнь и христиане и мусульмане считали рай, который представлялся им прекрасным садом.
Слайд 6И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке.
И поместил
там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли
всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Из Эдема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки.
( Библия. Бытие 2 глава 8-14)
<>
<>
Слайд 7Одна из сур Корана так и называется «Сад»
Сие - напоминание
(Господне).
Ведь, истинно, у тех, кто Бога почитает,
Блаженное жилище (в
День Возврата к Богу)
И вечные сады (Эдема),
Что, распахнув врата, встречают их.
Там, лежа в благости,
Они укажут (им подать) обильные плоды и разное питье.
Перевод смыслов и комментарии В. М. Пороховой: Сура 38. Сад, С. 13. Коран: переводы и комментарии, С. 1315
Слайд 8Мусульманство и христианство разделили жизнь человека на земную и вечную,
а мир на реальный грешный и небесный идеальный. Но, не
смотря на постоянные прегрешения и вечный страх загробных кар каждый верующий надеялся обрести жизнь вечную в прекрасном саду.
Подобие этого сада пытались сотворить и на земле. Эта мечта о рае наряду с обожествлением природы так характерным для народов лишь переходящих к государственности были главными источниками вдохновения для садоводов средневековья.
Слайд 9Подробных описаний средневековых садов почти не сохранилось.
Представления о них
дают лишь уцелевшие настенные росписи и миниатюры, литературные произведения и
записки путешественников.
Слайд 10После крушения Римской империи многие сады и виллы были разграблены,
пришли в запустение, как и красивейшие города империи. Некоторые поместья
вместе с их садами были приспособлены для жизни новых властителей. Известно, например, что на вилле Адриана в Тиволи жил король остготов Тотила, а обосновавшемуся в Равенне остготскому королю Теодориху тоже досталось в наследство много прекрасных вилл.
Слайд 11 Главным хранителем и ценителем садовых традиций становится в раннее средневековье
христианская церковь. Оплотом христианской веры становятся монастыри, за массивными стенами
которых монахи разбивали и возделывали сады.
План Кентерберийского монастыря
Слайд 12Сам сад, не смотря на свою ограниченность, свободным от хозяйственных
построек пространством монастыря, являлся подобием райского сада.
Слайд 13Считалось, что, работая в саду, монахи очищают свою душу «земным
видением потерянного рая». Кроме того, различные плодовые деревья, лекарственные травы
имели практическое применение. Цветы использовали для украшения храмов в христианские праздники.
Слайд 14В Восточной Европе и в мусульманском мире активно заимствовалась Византийская
культура садоводства, являвшаяся прямым продолжением античных традиций.
Слайд 15Выделяют даже особый тип садов монастырский сад. Его основные черты
уединённость, тишина, покой, созерцательность, умиротворение и в месте с тем
утилитарность. Здесь не увидишь изящных архитектурных сооружений, причудливых орнаментов и красок, всё лаконично и просто.
Слайд 16Некоторые монастырские сады оформлялись беседками, трельяжными перегородками и стенами для
отделения одного участка сада от другого. Планировка сада, как правило,
линейна, в основе устройства простота и практичность.
Слайд 17Святой Бенедикт (480-547 гг.) – основатель Бенедиктинского Ордена, являвшегося своего
рода образцом монашеского братства, считал, что водный источник и сад
должны обязательно находится внутри монастыря. Часто рядом с садом располагался и огород с регулярно устроенными грядами.
Слайд 18Монастыри были центрами образования и медицины, поэтому в них организовывались
и аптекарские сады и огороды. Здесь выращивались шалфей, рута, лилии,
ландыши, гладиолусы и другие растения, применявшиеся для лечения болезней. Лечебные свойства растений определяли иногда забавным способом, по сходству с частями тела.
Слайд 19Считалось, что имеющие волосовидную разреженную зелень укроп и спаржа –
укрепляют волосы, маргаритки, напоминающие глаз применялись от глазных болезней. Ландыш,
цветки которого напоминали крошечную каплю или сердце, шел на изготовление сердечных капель, а в корне мандрагоры видели изображение женщины и применяли его для лечения бесплодия и женских болезней.
Полезность и красота по представлениям средневековья должны были сочетаться, многие растения, например, гладиолусы тогда использовали не только для декоративных целей, но и для лечения.
Слайд 20Развитие садов поддерживала и власть. Важное значение для развития средневекового
садоводства имел «Капитулярий» Карла Великого, вышедший в 795 г.
В
нем содержался список из 73 полезных растений, которые всем подданным империи надлежало садить и выращивать в возможно больших количествах для блага государства. Этот документ стал практическим руководством для монастырского и гражданского садоводства.
Слайд 21От монастырского сада происходит и другой тип садов, зародившийся уже
на излёте средневековья и получивший развитие в эпохи Возрождения и
Просвещения – ботанический сад.
Слайд 22В замках феодалов формируется сад другого типа названный феодальным или
потешным. Он тоже ограничен пространством замка и часто невелик по
размерам. Плодовые сады и виноградники, требующие значительного пространства, часто выносили на призамковые территории.
Слайд 23Внутри замка устраивались так называемые потешные сады, предназначенные для отдыха,
пиров и развлечений. Исходя из своего предназначения они существенно отличались
от монастырских.
Слайд 24В них высаживались не только яблони, вишни, сливы и другие
плодовые деревья, но и декоративные лавр, кипарис, тополь, ясень.
Слайд 25Любимым деревом была липа. Считалось важным посадить её возле колодца,
насаживались липы группами и аллеями.
Слайд 26Распространены красивые цветники и клумбы, создаваемые по специальным рисункам. Часто
цветы отдельного вида высаживались отдельно.
Ален Шарьтье. Э. Блейер Лейтон
Слайд 27Особой популярностью пользовались розарии. Причем любили не только крупные розы,
но и шиповник.
Слайд 28Устраивались беседки, перголы и аллеи, небольшие фонтанчики, зверинцы и птичники.
Слайд 29Вьющиеся растения украшали стены домов и замков.
Слайд 30Характерными деталями средневекового сада стали лабиринты, создаваемые из высаженных в
линейном порядке сформированных растений и живые изгороди. Появилась мода на
стрижку кустов.
Слайд 31Лабиринты символизировали запутанность и прихотливость человеческой судьбы и мысли.
Слайд 32Из наиболее знаменитых потешных садов можно назвать сад Карла Пятого
в Севилье (1519-1556 гг.).
Карл V
Слайд 33Светская культура, особенно в позднее средневековья нашла многочисленные сферы применения
растений, что способствовало их разведению и изучению.
Офелия Джон Уильям
Уотерхаус
Слайд 34Из растений изготовляли не только лекарства, но и духи и
косметические средства. Их использовали в пищу, а также в качестве
приправ и для украшения блюд. Например, лепестки и цветки роз, фиалок, примулы и боярышника с мёдом были любимым лакомством девиц.
Слайд 35Девушки, женщины и даже мужчины украшали себя цветами, прикалывая их
к одежде и вплетая в волосы, изготовляя венки. Людей занимающихся
изготовлением венков и головных уборов во Франции называли одинаково «шапелье», поскольку невозможно было представить женский головной убор не украшенный цветами.
Слайд 36В эпоху рыцарства куртуазная поэзия создала множество красочных романтичных образов,
связанных с миром растений. Одно из переложений истории Тристана и
Изольды, написанное средневековой поэтессой Марией Французской называется «О жимолости», где влюбленные изображаются как жимолость и орешник, тесно переплетающиеся между собой.
Слайд 37Орешник, вырезанный здесь, Обвитый жимолостью весь,
От
самой кроны до корней,
Навеки тесно связан с
ней.
Но чуть их разлучит беда,
Они погибнут навсегда.
Орешник станет вмиг сухим,
И жимолость зачахнет с ним.
"Мой друг, так оба мы, увы,
Умрем в разлуке я и вы!"
Слайд 38В позднее средневековье в моду входят сады удовольствий небольшие участки
земли, засаженные в основном декоративными и приятно пахнущими растениями, они
могли дополняться певчими птицами и услаждали зрение, обоняние и слух.
Слайд 39Такие сады не имели утилитарного значения, а предназначались лишь для
отдыха, развлечений и наслаждения красотой, что сближает их с куртуазной
культурой.
Слайд 40Популярным видом сада стал в тоже время «утопленный сад», располагавшийся
ниже уровня грунта и окруженный глухой стеной. Размеры утопленного сада
обычно невелики. Это замкнутый обустроенный райский мирок опять же предназначенный для отдыха и удовольствий.
Слайд 41Эпоха средневековья приспособила многие растения связанные с дохристианскими божествами к
христианской и светской культуре.
В сагах древних германцев роза посвящалась
Фригге – богине неба, христиане перенесли этот символ на свою небесную царицу – Богородицу.
Слайд 42 Деву Марию называли «Волшебной розой», «Розой небес», «Розой без шипов».
Не случайно «розой» называли и часто встречающийся в готических храмах
архитектурный элемент – круглое окно с фигурными переплётами и витражами, располагавшееся над входом главного фасада.
Известно применение розы и в геральдике.
Слайд 43Фиалка у древних галлов была символом невинности и девичьей красоты,
в средневековье она стала символом творческого вдохновения, золотой фиалкой награждали
поэтов.
Слайд 44Ландыш и маргаритка в дохристианскую эпоху были связаны с богинями
восходящего солнца и весны, христианство связало ландыши с Богородицей. Считалось,
что ландыши выросли из слёз пролитых Мадонной у креста распятия, не случайно вызревающие из них плоды были кроваво красными.
Слайд 45Маргаритки считались любимыми цветами девы Марии их почитали и влюбленные,
гадая на них как на ромашке.
Слайд 46С грозными божествами Тором и Обероном связывали языческие предания цветок
лилии, в средневековье лилии станут геральдическим символом французских королей.
Слайд 47Значимой для развития ландшафтного искусства стала мусульманская средневековая традиция садоводства.
С 8 в. после завоевания арабами персидской империи садоводческие традиции
персов оказались весьма востребованы у мусульман, а затем и у христиан.
Например, устройство садов-парадизов, райских садов во многом подражало устройству охотничьих парков персов.
Слайд 48Так же как и в персидском в мусульманском (или мавританском)
саду в основе был геометрический план, его обязательно окружали высокие
стены, важное место занимали водные источники и отдавалось предпочтение раздельной посадке разных растений.
Слайд 49 Основу восточного сада составлял «шахар-баг» или «чор-бак», что переводится как
«четыре сада».
Слайд 50В основе планировки сада чор-бак лежит древнее представление персов об
устройстве Вселенной, которую они делили на четыре части, а в
центре размещали источник.
Слайд 51Необходимость источника в саду объяснялась не только жарким климатом, но
и мусульманской традицией совершать омовение перед намазом.
Слайд 52«Чор-бак» устроен следующим образом. Со всех сторон он окружен красивыми
архитектурными постройками в виде арок и галерей, часто двухъярусных.
Слайд 53Прямоугольное или квадратное пространство сада, разделено на четыре части каналами
или дорожками. В центре источник с водой, чаще всего бассейн
или фонтан.
Слайд 54Довольно часто сад был квадратным и здесь ещё одна ссылка
на ислам, ведь главная святыня мусульман Кааба представляет из себя
куб. Значит куб, квадрат - фигура угодная Аллаху.
Слайд 55Каждая из четырёх частей, в зависимости от размеров сада могла
делиться на более мелкие части и засаживаться различными растениями.
Слайд 56Любимцами были плодовые и благовонные растения.
Слайд 57Почти всегда имелись большие деревья с обширной кроной, дающие прохладу.
Слайд 58Были актуальны и травянистые растения, цветы, вьющиеся растения и декоративные
кустарники.
Слайд 59Растения высаживались часто симметрично каждый вид отдельно, так чтобы красота
каждого растения была заметна.
Слайд 60Нередко растения высаживали в кадки, горшки или другие контейнеры.
Слайд 61Применялась разнообразная стрижка растений.
Слайд 62Оставлялись и свободные зелёные лужайки для игр и отдыха, ведь
сад был местом весёлого времяпровождения.
Слайд 63Достаточно часто использовали декоративное мощение свободного пространства камнем или плитами.
Слайд 64Часть территории сада могла быть занята водным источником.
Слайд 65Цветы разного вида садили на расстоянии друг от друга, чтобы
ароматы не смешивались, а плавно сменяли друг друга. Часто устраивали
целые цветочные ковры.
Слайд 66Как подражание роскошной палитре восточных садов возник особый вид ковров.
Садовый
ковёр в компоновке узора часто подражал устройству сада
Слайд 67Сохранились средневековые миниатюры, изображающие сцены в саду и даже процесс
разбивки сада.
Слайд 68Такие черты мусульманской культуры как жизнерадостность, желание насладиться каждым мигом
краткой жизни, яркость и сочность красок сполна отразились и в
ландшафтном искусстве.
Слайд 69С красотой и яркостью растений спорят яркие росписи стен и
потолков,
Слайд 70цветная майолика, декор мебели и домашней утвари,
Слайд 71ткани и ковры с причудливым броским узором.
Слайд 72Наиболее любимы оттенки синего , желтого и зелёного
Слайд 73Многие красивые цветущие растения были вывезены из разных стран именно
арабами, освоены и улучшены, а лишь затем разошлись по всему
свету. Культивировались кипарисы, платаны, тополя, апельсиновое и мандариновое дерево, гранат, шелковица, персики, яблони, груши, финиковая пальма.
Слайд 74Из кустарников популярны жасмин, миндаль, олеандр, сирень, мирт. Особенно ценились
за аромат фиалки, нарциссы, ирисы, лилии (в том числе и
водяные), мальва, лаванда, мята.
Слайд 75В орнаменте восточных ковров переплелись диковинные растения восточных стран и
узоры, созданные фантазией ремесленников.
Слайд 76Отношение к растительному и животному миру, к окружающей природе у
мусульман трепетное, восторженное.
Слайд 77Многие растения стали символами, так пальму сравнивали со стройной красавицей,
кипарис считался символом вечности, а платан символом покоя, искрящуюся радость
символизировал виноград, а бутон розы или тюльпан девичий румянец.
Слайд 78Одним из важных элементов, «визитной карточкой» мусульманского сада является мавританский
газон. Газон засевался смесью однолетних или многолетних цветущих растений и
трав, цветение которых чередовалось бы в течении года. Классическая пропорция мавританского газона 20% цветов и 80% - трав.
Слайд 79Вода у мусульман символ рая и конечно райский сад немыслим
без водного источника. Правила обустройства водных источников важнейшего элемента сада,
оттачивались столетиями. Вода источник жизни, она несёт плодородие и очищение.
Слайд 80Жаркий климат способствовал тому, что большинство источников имеют в основе
движущуюся, а не стоячую воду. Особенностью восточных садов было бережное
отношение к воде, часто вода, исходящая из одного источника протекала через несколько залов дворца или через всю усадьбу. Затем она собиралась и использовалась для хозяйственных нужд.
Слайд 81Источники воды были обрамлены камнем, чтобы предотвратить её потери. Узкими
каналами вода пересекала сады, создавая необходимую влажность воздуха, стекала по
специальным углублениям в перилах лестниц, струилась в фонтанах.
Слайд 82В мавританском саду редко можно увидеть высоко бьющие водяные струи,
это требовало больших затрат водных ресурсов.
Слайд 83Поэтому преобладают журчащие или плачущие фонтаны. Движение воды в них
более размеренно и напоминает естественные источники. Всемирно известен, воспетый А.С.
Пушкиным фонтан слёз в Бахчисарае.
Слайд 84Поскольку ислам не приветствовал изображение человека, то в искусном оформлении
источников использовались в основном природные мотивы (растения, реже животные). Но
такая декоративная избирательность не сделала оформление источников менее эффектным.
Слайд 85Мавританские бассейны облицовывались камнем и сооружались близко к поверхности земли.
От бассейна шли каналы, в которые поступали излишки воды.
Слайд 86Форма, особенно небольших бассейнов часто напоминала чашу лотоса, благодаря этой
форме они зрительно выглядел больше.
Слайд 87Особенностью мусульманского сада является и его функциональность. Сад являлся продолжением
дома. В нём могли спать, заниматься рукоделием, вести беседы, принимать
гостей, обедать и т.д.
Слайд 88Довольно часто, благодаря жаркому климату сад и дом плавно перетекают
друг в друга.
Слайд 89Дом смотрится в сад в открытые дверные проёмы, стрельчатые окна,
вдыхает его ароматы и любуется им с балкончиков и галерей.
Сад вторгается в дом букетами цветов, яркими коврами с растительным орнаментом, арабесками настенных росписей и мозаик, благовоньями и дразнящими приправами, фруктами на столе.
Слайд 90Мавританские сады это умелое сочетание воды, воздуха, цветов, трав и
деревьев, звуков и ароматов. Их утонченность и изысканность, так же
как и утонченность персидской поэзии, до сих пор заставляет подражать им, использовать наработанные мусульманскими садовниками элементы.
Слайд 91Кроме внутренних, расположенных внутри дома или дворца садов, сочетавших в
себе плодовые и декоративные растения, насаживались и плодовые сады, дающие
фрукты, так любимые на Востоке.
Часто такие сады занимали огромные пространства и зелёным шлейфом опоясывали города. Размах садового строительства поражает.
В древних Нисбине и Дамаске было, соответственно, 40 000 и 110 000 садов. Каир славился прекрасными частными садами, которых было более тысячи.
Город Басру европейцы сравнивали с Венецией за обилие каналов и фонтанов, причем все эти водные источники питали бесчисленные благоухающие сады.
Слайд 92Местом соединения христианской европейской и восточной мусульманской традиций садоводства стала
средневековая Испания.
Арабы пришли на Пиренейский полуостров в 8 в.
и обосновавшись на юге и северо-востоке Испании, создали свои торговые и политические центры в Кордове, Севилье, Толедо, Гранаде.
Заимствуя опыт устройства гидротехнических сооружений римской эпохи, они за несколько столетий превратили безводную гористую Испанию в цветущий сад.
Слайд 93Уже в 11 веке успехи европейского рыцарства позволили освободить территорию
Испании от арабов. К сожалению с их уходом многие из
садов пришли в запустение.
Уголком, где власть мусульман задержалась на более длительное время, своеобразным оазисом мавританской культуры в Испании стала Гранада. Живописная плодородная долина была защищена горами, что позволило маврам упорнее сопротивляться. Немногие сооружения той эпохи дошли до нас.
Слайд 94Наиболее известными ансамблями являются Альгамбра и Генералиф в Гранаде, созданные
при халифе Абдаррахмане III.
Слайд 95Дворцовый ансамбль Альгамбры сложившийся в 1231-1274 гг. расположен на вершине
холма и занимает участок неправильной формы немногим более 1 гектара.
Слайд 96Ансамбль состоит из внутреннего двора и четырёх дворов, не подчиненных
единой композиции.
Слайд 97Вход в резиденцию оформлен порталом, за которым следует «Двор мирт».
Значительную часть пространства двора занимает прямоугольный бассейн, окаймленный по сторонам
полосами стриженных мирт, давших название двору.
Слайд 98В обширной поверхности бассейна как в зеркале отражается изящная аркада
и другие постройки двора.
Слайд 99Затем идёт «Двор львов», получивший своё название от фонтана, украшенного
фигурами 12 львов. Фонтан является центром композиции. От него отходят
перпендикулярно друг другу узкие каналы с водой, прорезающие пространство двора, сплошь вымощенное каменными плитами. Деревьев во дворе нет, но есть декоративные клумбы, которые были заглублены на 60 см ниже дорожек, чтобы образовывать с дорожками из бело-зелёной глазурованной плитки единый ковровый узор.
Слайд 100«Двор королевы» или «Двор решетки» имел традиционную квадратную форму, оформленную
четырьмя кипарисами по углам. Декоративный орнамент пола, архитектурные сооружения и
зелёные насаждения образуют здесь красочный неповторимый ансамбль.
Слайд 101«Двор Даракса» - был наиболее насыщен растительностью. Здесь имелись регулярные
посадки роз, олеандров, кипарисов и апельсиновых деревьев. Центром дворца был
чашевидный изящный фонтан. Отсюда кипарисовая аллея вела в Генералиф.
Слайд 102Генералиф является частью этого комплекса – малым дворцом для развлечений
и расположен чуть в стороне на другом холме.
Сад имел
террасное устройство и традиционное для мавританского сада деление на четыре части.
Слайд 103На нижней террасе располагался «Двор с каналом» В центре двора
был расположен канал длиною 40 метров. Вдоль его длинных сторон
были устроены два ряда фонтанов, создающие над каналом арочный свод из тонких водяных струй.
Слайд 104Со всех сторон канал был окружен деревьями и зеленью. Пространство
двора было окружено аркадой.
Слайд 105Верхняя часть сада состояла из террас обсаженных разнообразными растениями и
соединённых изящными лестницами.
С верхней террасы открывался красивый вид на
Альгамбру.
Слайд 106Впоследствии европейские садоводы неоднократно копировали Альгамбру
и другие сады, распространяя арабские
традиции садоводства по всей Европе.
Слайд 107Это способствовало складыванию особого мавританского стиля, который полностью или в
виде элементов применяется в ландшафтном искусстве до сих пор.
Слайд 108Лопе Феликс де Вега Карпио
Сонет к розе
Сорочку изумрудную невинно
Снимаешь ты,
переменив наряд
О роза, цвет александрийских гряд,
Избранница восточного кармина!
То кровь коралла,
то огонь рубина,
То искры пурпура в тебе горят!
Неравных пять лучей твой трон творят
Невечный, огненная сердцевина!
Благословил творец, в тебя влюбленный,
Но, глядя на пунцовые одежды,
Мы думаем о перемене дней.
Как тратит ветер возраст твой зелёный!
Как ненадёжны ветхие надежды,
Чья участь – опуститься до корней!
Слайд 109АБУЛЬХАСАН КИСАИ
Роза – дар прекрасный рая, людям посланный на благо.
Станет
сердцем благородней тот, кто розу в дом принёс.
Продавец, зачем на
деньги обменять ты хочешь розы?
Что дороже розы купишь ты на выручку от роз?
Слайд 110Рассказ о винограде РУМИ
Вот как непонимание порой
Способно дружбу
подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж
на разных языках
Шли вместе тюрок, перс, араб и грек,
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдём
На рынок и ангур приобретём!»
«Врёшь, плут, - в сердцах прервал его араб, -
Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»
А тюрок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои, не лучше ли узум!»
«Что вы за люди – грек воскликнул им -
Стафиль давайте купим и съедим!»
И так они в решенье не сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не зная, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Слайд 111Литература и источники, использованная для написания лекции:
В.В. Дормидонтова История садово-парковых
стилей. – М., 2004.
2. CD-диск «Дворцы и замки Европы».
3. CD-диск
«Знаменитые сады мира».