Слайд 1КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Чем больше конкурентов, тем выше пьедестал.
Владимир Борисов
Слайд 2Вопросы
1. Конкурентоспособность продукции: сущность и измерители.
2. Методы оценки уровня
конкурентоспособности продукции.
3. Конкурентоспособность организации и ее связь с конкурентоспособностью продукции
Слайд 3Конкурентоспособность продукции: сущность и измерители
Слайд 4Конкурентоспособность
способность предмета
(потенциальная и/или реальная)
выдержать конкуренцию
Слайд 5Конкурентоспособность товара
совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других
аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и
затратам на его приобретение и эксплуатацию
Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф.
1000 терминов рыночной экономики. Москва, 1993
Слайд 6Конкурентоспособность товара
комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его
успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над
другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов
Маркетинг: под ред. А.Н. Романова. Москва, 1996
Слайд 7Конкурентоспособность товара
комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех
на внутреннем и внешнем рынке
В. Д. Андрианов
Слайд 8Признаки конкурентоспособности, раскрывающие сущность понятия
Слайд 9Качество
Конкурентоспособность
Совокупность свойств
Отношение потребителей к свойствам
Эталон
Потребность
База для оценки
Слайд 10Цена потребления
сумма цены продажи товара (Цт) и расходов, связанных с
эксплуатацией и использованием этого товара в период его жизненного цикла
(Цэ):
Цп=Цт+Цэ,
где Цп – цена потребления, руб.;
Цт – цена товара, руб.;
Цэ – расходы, связанные с эксплуатацией, руб.
Слайд 11Цена эксплуатации (расходы, связанные с эксплуатацией)
Цэ = Рт+Су+Зх+Ро+Зо+Зл+Зн+Зпр,
Рт – расходы
на транспортировку, руб.;
Су – стоимость установки монтажа, руб.;
Зх – затраты
на хранение, руб.;
Ро – расходы на обслуживание, руб.;
Зр – затраты на ремонт, руб.;
Зл – затраты на ликвидацию, руб.;
Зн – затраты на налоги и сборы, руб.;
Зпр – прочие затраты, руб.
Слайд 12Пример 1.
Бензин – 7 л на 100 км
Резина – раз
в 40 тыс. км
Страховка – 1 раз в год
Техосмотр –
раз в два года
Масло – раз в 10 тыс.км.
Запчасти – 30% от стоимости
Утилизация
Фильтры – раз в 40 тыс. км.
Слайд 13Цена
15 000 долл.
Затраты на эксплуатацию
7×2000×1 = 14 000 долл.
200 долл.
5×50
= 250 долл.
5×400 = 2 000 долл.
10×50 = 500 долл.
5×20
= 100 долл.
5 000 долл.
20×50 = 1 000 долл.
23 050 долл.
Бензин
Масло
Фильтры
Резина
Страховка
Техосмотр
Запчасти
Утилизация
Слайд 15Методы оценки уровня конкурентоспособности продукции
Слайд 16Последовательность оценки конкурентоспособности
Слайд 17Методы оценки конкурентоспособности
Слайд 18Методы оценкеи конкурентоспособности
Слайд 19Последовательность расчета интегрального показателя
Слайд 20Единичный показатель
характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с базовым
образцом по одному конкретному показателю.
рассчитывается как отношение величины параметра оцениваемого
изделия к величине аналогичного параметра базового образца:
Слайд 21Групповой показатель
характеризует группу однородных свойств изделия;
рассчитывается отдельно по экономическим,
нормативным и техническим параметрам.
Слайд 22Групповой показатель по техническим параметрам
определяется как сводный параметрический индекс
методом средней взвешенной величины:
где ПеТi – единичный показатель по
i-му техническому параметру; mi — параметр весомости i-го показателя; n — число показателей конкурентоспособности продукции .
Слайд 23Групповой показатель по нормативным параметрам
определяется как сумма единичных параметров:
где ПеНi – единичный показатель по i-му нормативному параметру; n
— число показателей конкурентоспособности продукции .
Слайд 24Групповой показатель по экономическим параметрам
определяется как отношение цены потребления оцениваемого
варианта и базового:
Слайд 25Интегральный показатель
характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с базовым
по всем оцениваемым показателям;
определяется по отношению к образцу (базовому товару):
Слайд 27Определяем единичные показатели конкурентоспособности по техническим параметрам
Слайд 29Определяем групповой показатель по техническим параметрам
Слайд 30Определяем групповой показатель по экономическим параметрам
Слайд 31Определяем интегральный показатель конкурентоспособности
Слайд 32Недостатки метода:
Разнонаправленность единичных показателей.
Невозможность определения экономического эффекта и установления
экономических последствий в результате изменения уровня конкурентоспособности продукции.
Необоснованность коэффициентов
значимости показателей.
Слайд 33Графический метод оценки конкурентоспособности
Sр - площадь радара,
мм2.;
S - общая площадь оценочного круга, мм2
Слайд 34Требования к построению радара
круг делится радиальными оценочными шкалами на равные
сектора, количество которых равно числу оценочных параметров;
по мере удаления
от круга значение показателя улучшается;
нечисловые показатели оцениваются экспертным путем по 10-бальной шкале;
наличие какого-либо устройства, оценивается единицей, лежащей на окружности, его отсутствие – нулем, совпадающим с центром круга.
Слайд 35Пример 3.
Оценить конкурентоспособность напитка (объемом 0,75 л) методом радара конкурентоспособности.
Слайд 41Недостатки метода:
сравнение производится относительно идеальной модели, при этом не учитываются
конкретные требования рынка;
все разноразмерные показатели имеют одинаковую значимость;
некоторые показатели входят в состав других показателей и поэтому они учитываются несколько раз, что снижает точность оценки.
Слайд 42Конкурентоспособность организации и ее связь с конкурентоспособностью продукции
Слайд 44Отличия между понятиями конкурентоспособности организации и товара
1) оценка конкурентоспособности товара
применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает
всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности предприятия (финансовую, инвестиционную деятельность и т.д.);
Слайд 45Отличия между понятиями конкурентоспособности организации и товара
2) оценку конкурентоспособности предприятия
дает не только потребитель, но и сам производитель;
3) товар и
предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла.
Слайд 46Конкурентоспособность организации
Слайд 47Конкурентоспособность предприятия
это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой
момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также
адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды
Слайд 48Составляющие конкурентоспособности предприятия
Слайд 52Методы оценки
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Аналитические
Графические
- рейтинговая оценка;
- оценка на основе
доли рынка;
- оценка на основе потребительной стоимости;
- оценка на основе
теории эффективной конкуренции
- матрица БКГ;
- матрица Портера;
- многоугольник конкурентоспособности предприятия