Разделы презентаций


Методы оптимизации бизнес-процессов (БП)

Содержание

Цели оптимизацииЭффективные БП позволяют фирме использовать свои ресурсы наилучшим образом (best practice)Процессное управление позволяет быстрее адаптироваться к изменению средыПрозрачные БП позволяют лучше взаимодействовать с другими участниками сети создания стоимостиОптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы оптимизации бизнес-процессов (БП)
Business Process Reengineering

Методы оптимизации бизнес-процессов (БП)Business Process Reengineering

Слайд 2Цели оптимизации
Эффективные БП позволяют фирме использовать свои ресурсы наилучшим образом

(best practice)
Процессное управление позволяет быстрее адаптироваться к изменению среды
Прозрачные БП

позволяют лучше взаимодействовать с другими участниками сети создания стоимости

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Цели оптимизацииЭффективные БП позволяют фирме использовать свои ресурсы наилучшим образом (best practice)Процессное управление позволяет быстрее адаптироваться к

Слайд 3Стадии реализации проекта по оптимизации БП (5 шагов)
1. Выбор общей

модели системы БП фирмы (оптимальной референтной модели)
2. Моделирование БП «как

есть» (анализ фактического состояния)
3. Моделирование БП «как должно быть» (оптимизация процессов)
4. Разработка процессно-ориентированной организационной структуры
5. Внедрение новой системы управления

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Стадии реализации проекта по оптимизации БП (5 шагов)1. Выбор общей модели системы БП фирмы (оптимальной референтной модели)2.

Слайд 41. Выбор общей модели БП
Как правило производится из числа эталонных

моделей (ЭМ БП)
ЭМ БП подробно описывают и структурируют типичные процессы

с учетом особенностей отрасли
Источники информации, например, SAP Solution Maps (SAP AG: SAP Business Maps: Solution Composer)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

1. Выбор общей модели БПКак правило производится из числа эталонных моделей (ЭМ БП)ЭМ БП подробно описывают и

Слайд 5Идентификация основных процессов
Основные процессы (ОП) осуществляются для реализации основного результата

деятельности компании
Например, для торговой фирмы это – закупка, приём товара,

складирование, контроль счетов, бухгалтерия кредиторов, маркетинг, сбыт, отпуск товара, фактурирование, бухгалтерия дебиторов

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Идентификация основных процессовОсновные процессы (ОП) осуществляются для реализации основного результата деятельности компанииНапример, для торговой фирмы это –

Слайд 6Идентификация вспомогательных процессов
Вспомогательные процессы обеспечивают поддержку основных процессов
Например, для торговой

фирмы это – планирование, учет основных средств, учет затрат, контроллинг,

управление персоналом, IT-системы обеспечения

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Идентификация вспомогательных процессовВспомогательные процессы обеспечивают поддержку основных процессовНапример, для торговой фирмы это – планирование, учет основных средств,

Слайд 7Систематизация процессов
Определение терминологии
Определение предназначения процессов
Определение границ процессов
Определение связей между процессами
Графическое

представление процессов
Выбор инструментов моделирования
Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Систематизация процессовОпределение терминологииОпределение предназначения процессовОпределение границ процессовОпределение связей между процессамиГрафическое представление процессовВыбор инструментов моделированияОптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Слайд 8Выбор инструментов моделирования
Применяются эффективные инструменты моделирования, например, BP Win (фирмы

Computer Associates) или ARIS Toolset (фирмы IDS Scheer AG)
ARIS Toolset

поддерживает более 110 типов моделей, более 150 типов объектов и около 100 различных видов соединительных линий

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Выбор инструментов моделированияПрименяются эффективные инструменты моделирования, например, BP Win (фирмы Computer Associates) или ARIS Toolset (фирмы IDS

Слайд 9Этапы моделирования (3 шага)
1. Составление Диаграмм цепей создания добавленной стоимости

(VCD – Value Chain Diagram)
2. Составление Управляемой событиями цепей процессов

(EPC – Eventdriven Process Chain)
3. Составление Диаграммы описания последовательности этапов процесса (PFDD – Process Flow Description Diagrams)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Этапы моделирования (3 шага)1. Составление Диаграмм цепей создания добавленной стоимости (VCD – Value Chain Diagram)2. Составление Управляемой

Слайд 10Диаграмма цепей создания добавленной стоимости (VCD)
Применяют для общего представления процессов/функций

с высокой степенью агрегации
Служат точкой входа в детальные процессы
Не содержат

подробной информации о вовлеченных ресурсах и операциях

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Диаграмма цепей создания добавленной стоимости (VCD)Применяют для общего представления процессов/функций с высокой степенью агрегацииСлужат точкой входа в

Слайд 11Пример VCD
Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Пример VCDОптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Слайд 12Управляемая событиями цепь процессов (EPC)
Предназначена для детального моделирования процессов
Является разновидностью

условно-событийных сетей из теории сетей Петри (Petri Net)
Для моделирования потока

операций используются три базовых элемента: функция, событие, коннектор

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Управляемая событиями цепь процессов (EPC)Предназначена для детального моделирования процессовЯвляется разновидностью условно-событийных сетей из теории сетей Петри (Petri

Слайд 13Обозначения в ЕРС
Функция

Событие

Должность

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Обозначения в ЕРСФункцияСобытиеДолжностьОптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Слайд 14Пример модели процесса
Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Пример модели процессаОптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Слайд 15Коннекторы в системе ЕРС
Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Коннекторы в системе ЕРСОптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Слайд 16Правила составления моделей ЕРС
Каждый процесс должен начинаться и заканчиваться одним

или несколькими событиями
Если описывается только часть процесса, то она должна

заканчиваться процессными интерфейсами
Диаграмма описания последовательности этапов процесса выполняется в формате IDEF3 (Process Description Capture Method)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Правила составления моделей ЕРСКаждый процесс должен начинаться и заканчиваться одним или несколькими событиямиЕсли описывается только часть процесса,

Слайд 17Расширение модели за счет дополнительных объектов
Входные и выходные данные (например,

показания счетчика)
Организационные единицы (например, кто наделён полномочиями на выполнение функции,

кто несёт за это ответственность)
Объекты ввода и вывода (например, продукт или услуга)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Расширение модели за счет дополнительных объектовВходные и выходные данные (например, показания счетчика)Организационные единицы (например, кто наделён полномочиями

Слайд 18Представление ЕРС в виде таблицы
Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Представление ЕРС в виде таблицыОптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Слайд 19«Ракурсное» моделирование
Ракурс процессов (Process view) – ЕРС
Ракурс функций (Function view)

– VCD
Ракурс организации (Organization view) – диаграмма организационной иерархии
Ракурс данных

(Data view) – модель сущность-связь

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

«Ракурсное» моделированиеРакурс процессов (Process view) – ЕРСРакурс функций (Function view) – VCDРакурс организации (Organization view) – диаграмма

Слайд 202. Моделирование и анализ «как есть»
Зачем нужно моделирование «как есть»?
Это

идентификация слабых мест
Предпосылка для разработки «как нужно»
Более детальное ознакомление сотрудников

компании с проблемами фирмы
Обучение участников проекта методам процессного подхода

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

2. Моделирование и анализ «как есть»Зачем нужно моделирование «как есть»?Это идентификация слабых местПредпосылка для разработки «как нужно»Более

Слайд 21Начальный этап моделирования «как есть»
Выбор степени детализации моделей
Изучение имеющейся документации
Привлечение

экспертов с отраслевым опытом
Позволяет уже на первых этапах проекта устранить

некоторые очевидные проблемы (методика «Quick Wins»)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Начальный этап моделирования «как есть»Выбор степени детализации моделейИзучение имеющейся документацииПривлечение экспертов с отраслевым опытомПозволяет уже на первых

Слайд 22Выбор системы разделения предмета моделирования
Существует два основных подхода – функционально-ориентированное

разделение (ФОР) и объектно-ориентированное разделение (ООР)
ФОР – это разделение «по

отделам» (снабжение, производство, склад, сбыт)
ООР – это разделение по объектам производства (сырье, полуфабрикаты и т.д.)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Выбор системы разделения предмета моделированияСуществует два основных подхода – функционально-ориентированное разделение (ФОР) и объектно-ориентированное разделение (ООР)ФОР –

Слайд 23Разделение предмета моделирования - 2
При выборе ООР – лучше видны

взаимосвязи внутри бизнес-процессов
Трудности ООР – части одного процесса выполняются различными

функциональными отделами (например, процесс снабжения – отдел закупок и склад)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Разделение предмета моделирования - 2При выборе ООР – лучше видны взаимосвязи внутри бизнес-процессовТрудности ООР – части одного

Слайд 24Признаки проблемных частей бизнес-процессов
Как правило относятся к основным процессам
Отличаются высокой

интенсивностью издержек
Обычно существует ощущаемая сотрудниками потребность в реорганизации (неэффективность выполнения

процесса)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Признаки проблемных частей бизнес-процессовКак правило относятся к основным процессамОтличаются высокой интенсивностью издержекОбычно существует ощущаемая сотрудниками потребность в

Слайд 25Методы документирования моделей процессов «как есть»
Изучение имеющейся документации
Опрос специалистов функциональных

отделов
Непосредственные наблюдения
Наиболее эффективные методы это индивидуальные беседы и привлечение экспертов

(сравнительное тестирование)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Методы документирования моделей процессов «как есть»Изучение имеющейся документацииОпрос специалистов функциональных отделовНепосредственные наблюденияНаиболее эффективные методы это индивидуальные беседы

Слайд 26Анализ фактической ситуации
Все полученные материалы анализируются с позиций эффективности:
Возможно ли

снижение времени выполнения процесса, сокращения простоев, снижение доли допускаемых ошибок,

повышения качества товара/услуги
Повышение финансовой эффективности: снижение затрат, ускорение оборачиваемости капитала, рост прибыли

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Анализ фактической ситуацииВсе полученные материалы анализируются с позиций эффективности:Возможно ли снижение времени выполнения процесса, сокращения простоев, снижение

Слайд 27Анализ порядка выполнения процессов
Наличие лишних процессов от которых можно полностью

отказаться путем реорганизации (например, замена приёма заказов по телефону –

интернетом)
Наличие лишних операций
Отсутствие стандартизации процессов
Не оптимальные интерфейсы между процессами

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Анализ порядка выполнения процессовНаличие лишних процессов от которых можно полностью отказаться путем реорганизации (например, замена приёма заказов

Слайд 28Влияние организационной структуры на эффективность процессов
Неправильное распределение ответственности за принятие

решений и выполнение работ
Неясные сферы ответственности сотрудников с точки зрения

клиентов
Лишние уровни иерархии в организации
Отсутствие мотивации у персонала

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Влияние организационной структуры на эффективность процессовНеправильное распределение ответственности за принятие решений и выполнение работНеясные сферы ответственности сотрудников

Слайд 29Использование эталонных моделей и бенчмаркинга процессов
Эталонные модели отражают накопленный опыт

и содержат большое количество альтернативных вариантов организации БП
Бенчмаркинг позволяет выявить

слабые места в деятельности фирмы
Основная проблема бенчмаркинга – поиск подходящего эталона для сравнения

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Использование эталонных моделей и бенчмаркинга процессовЭталонные модели отражают накопленный опыт и содержат большое количество альтернативных вариантов организации

Слайд 303. Моделирование процессов «как должно быть»
Фокус при моделировании процессов «как

должно быть» сосредотачивается на слабых местах, выявленных в процессах «как

есть»
Это определяет и степень детализации моделирования (проблемные зоны более глубоко)
Общий подход – «Top-Down»(сверху-вниз) или «Bottom-Up»(снизу-вверх)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

3. Моделирование процессов «как должно быть»Фокус при моделировании процессов «как должно быть» сосредотачивается на слабых местах, выявленных

Слайд 31Подход «Top-Down»
Моделирование идёт от стратегических задач фирмы – через процессы

верхнего уровня с последовательной деталировкой
Преимущество подхода – строгое соответствие стратегическим

целям фирмы
Недостаток – возможность недооценки взаимосвязей процессов нижнего уровня и конфликтов между процессами (например, за используемые ресурсы)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Подход «Top-Down»Моделирование идёт от стратегических задач фирмы – через процессы верхнего уровня с последовательной деталировкойПреимущество подхода –

Слайд 32Подход «Bottom-Up»
Структурирование снизу вверх исходит из совокупности всех запланированных бизнес-операций

фирмы
Разграничение между основными и вспомогательными процессами происходит в ходе иерархизации

процессов
Преимущество – в создании более реалистических моделей, более легко реализуемых

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Подход «Bottom-Up»Структурирование снизу вверх исходит из совокупности всех запланированных бизнес-операций фирмыРазграничение между основными и вспомогательными процессами происходит

Слайд 33Изучение взаимосвязей между процессами
Особенно важны эффективные взаимосвязи между основными и

вспомогательными бизнес-процессами
Связи между процессами делятся на прямые и косвенные
Если для

выполнения функции требуются многочисленные квалификации – это индикатор необходимости более глубокой детализации процесса

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Изучение взаимосвязей между процессамиОсобенно важны эффективные взаимосвязи между основными и вспомогательными бизнес-процессамиСвязи между процессами делятся на прямые

Слайд 34Общие принципы создания моделей
Ускорение процессов за счет параллелизации операций
Максимально целостное

выполнение процесса одной организационной единицей
Внедрение эффективных механизмов мотивации и самоконтроля
Достижение

эффектов обучения персонала

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Общие принципы создания моделейУскорение процессов за счет параллелизации операцийМаксимально целостное выполнение процесса одной организационной единицейВнедрение эффективных механизмов

Слайд 35Анализ моделей «как должно быть»
При использовании подхода «Bottom-Up» сложной проблемой

является конечная интеграция процессов
Особое внимание уделяется проверке эффективности интерфейсов процессов
Принцип

минимизации избыточности
Широкое использование эталонного тестирования

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Анализ моделей «как должно быть»При использовании подхода «Bottom-Up» сложной проблемой является конечная интеграция процессовОсобое внимание уделяется проверке

Слайд 364. Формирование процессно-ориентированной организационной структуры
Формирование организационной структуры должно происходить на

основе моделей процессов «как должно быть»
Позволяет избежать противоречивого присвоения полномочий

и сфер ответственности
Определяет квалификационные требования к должностям

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

4. Формирование процессно-ориентированной организационной структурыФормирование организационной структуры должно происходить на основе моделей процессов «как должно быть»Позволяет избежать

Слайд 37Критерии формирования оптимальной организационной структуры
Эффективность процессов
Оптимальное применение ресурсов
Ориентация на потребности

клиентов
Мотивирующее воздействие на сотрудников
Минимизация организационных интерфейсов
Формирование однозначных сфер ответственности и

единых критериев успеха

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Критерии формирования оптимальной организационной структурыЭффективность процессовОптимальное применение ресурсовОриентация на потребности клиентовМотивирующее воздействие на сотрудниковМинимизация организационных интерфейсовФормирование однозначных

Слайд 38Значение организационных интерфейсов
БП, как правило, охватывают несколько должностей и организационных

единиц
Это увеличивает время выполнения процессов, рождает потери в результате разногласий,

увеличивает информационный потоки, требует интенсивного согласования
Интерфейсы образуются между должностями в одной организационной единице, в разных, между сменами и т.д.

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Значение организационных интерфейсовБП, как правило, охватывают несколько должностей и организационных единицЭто увеличивает время выполнения процессов, рождает потери

Слайд 39Критерии организационной эффективности
Эффективность мотивации (поведение работников максимально согласовано с целью

компании)
Эффективность координации (сумма издержек на автономию и на согласование является

мерой эффективности координации)
Эффективность адаптации (затраты и время на адаптацию, гибкость в использовании ресурсов)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Критерии организационной эффективностиЭффективность мотивации (поведение работников максимально согласовано с целью компании)Эффективность координации (сумма издержек на автономию и

Слайд 40Требования к процессно-ориентированной организации
Организационная структура должна наилучшим образом поддерживать достижение

целей БП в отношении качества, времени выполнения и требующихся затрат
Эффективность

процессов становиться главным критерием правильности организации

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Требования к процессно-ориентированной организацииОрганизационная структура должна наилучшим образом поддерживать достижение целей БП в отношении качества, времени выполнения

Слайд 41Порядок формирования процессно-ориентированной организации (ПОО)
Предметом формирования ПОО является распределение всех

задач, необходимых для реализации целей организации
Формирование должностей и организационной структуры

происходит только после полного анализа общей задачи компании на основе оптимизированных бизнес-процессов

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Порядок формирования процессно-ориентированной организации (ПОО)Предметом формирования ПОО является распределение всех задач, необходимых для реализации целей организацииФормирование должностей

Слайд 42Этапы формирования организационной структуры (8 шагов )
1. Создание вариантов процессов

(одинаковая последовательность, но разными должностями и организационными единицами)
2. Закрепление процессов

за организационными единицами
3. Определение необходимых компетенций («ролей») для выполнения задач
4. Формирование должностей (на основе формирования целостных комплексов задач)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Этапы формирования организационной структуры (8 шагов )1. Создание вариантов процессов (одинаковая последовательность, но разными должностями и организационными

Слайд 43Этапы формирования организационной структуры - 2
5. Определение не документированных задач

(координирование, мониторинг, контроль, слабоструктурированные задачи)
6. Определение загрузки штатных должностей (нормативы

времени для выполнения функций)
7. Разработка организационной структуры
8. Оптимизация не охваченных интерфейсов

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Этапы формирования организационной структуры - 25. Определение не документированных задач (координирование, мониторинг, контроль, слабоструктурированные задачи)6. Определение загрузки

Слайд 445. Внедрение процессно-организованной системы управления
Возможны 3 варианта внедрения:
1. Внедрение новых

процессов с последующей адаптацией организационной структуры
2. Переход к новой организационной

структуре с последующим внедрением процессов
3. Одновременное внедрение новой организационной структуры и новых процессов (стратегия «большого взрыва»)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

5. Внедрение процессно-организованной системы управленияВозможны 3 варианта внедрения:1. Внедрение новых процессов с последующей адаптацией организационной структуры2. Переход

Слайд 45Преимущества стратегии «большого взрыва»
Быстрота внедрения
Отсутствие «волнений» внутри компании
Высокая мотивация
Внедрение процессов

во всей их совокупности
Быстрое получение выгоды от интеграции
Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Преимущества стратегии «большого взрыва»Быстрота внедренияОтсутствие «волнений» внутри компанииВысокая мотивацияВнедрение процессов во всей их совокупностиБыстрое получение выгоды от

Слайд 46Ключевые аспекты успеха внедрения
Тщательная разъяснительная работа внутри коллектива
Мотивированность сотрудников
Своевременное распространение

информации
Поддержка и консультации, обучение сотрудников на местах
Тщательное документирование преобразований и

результатов

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Ключевые аспекты успеха внедренияТщательная разъяснительная работа внутри коллективаМотивированность сотрудниковСвоевременное распространение информацииПоддержка и консультации, обучение сотрудников на местахТщательное

Слайд 476. Последующее управление процессами (Continuous Improvement/Kaizen)
Регулярный контроль достижения целей по

снижению затрат и повышению производительности (кто, что, где, когда, почему

и как должен достичь)
Полезный инструмент оценки и оптимизации БП – система сбалансированных показателей (ССП)
ССП это операционализация стратегических целей организации в показатели БП

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

6. Последующее управление процессами (Continuous Improvement/Kaizen)Регулярный контроль достижения целей по снижению затрат и повышению производительности (кто, что,

Слайд 48Мониторинг процессов
Данные о выполнении процессов
Данные о времени наступления событий в

процессах
Эффективность «должностей» в выполнении операций
Данные об «исключениях» (наступление особенных событий,

непредвиденных неполадок в ходу выполнения процессов)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Мониторинг процессовДанные о выполнении процессовДанные о времени наступления событий в процессахЭффективность «должностей» в выполнении операцийДанные об «исключениях»

Слайд 49Институционализация ответственности за процессы
Ответственный за процесс – заботится о правильном

и эффективном выполнении процесса, соблюдении его целей (руководители второго-третьего уровня)
Владелец

процесса – контролирует достижение поставленных целей (лицо из состава руководства компании)
Менеджер процесса – отвечает за оптимизацию процесса

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Институционализация ответственности за процессыОтветственный за процесс – заботится о правильном и эффективном выполнении процесса, соблюдении его целей

Слайд 50Информационно-техническая поддержка процессного управления
Типовой вариант – внедрение ERP-системы (Enterprise Resource

Planning)
Расширение(Collaborative Business Solutions
- Управление логистической цепочкой (Supply Chain Management)
- Управление

связями с клиентами (Customer Relationship Management)

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Информационно-техническая поддержка процессного управленияТиповой вариант – внедрение ERP-системы (Enterprise Resource Planning)Расширение(Collaborative Business Solutions- Управление логистической цепочкой (Supply

Слайд 51Пользовательская настройка ERP-систем (Customizing)
Эталонные модели ERP-систем включают в себя: модели

процессов, модели данных, модели объектов, модели организационных структур
Полезные поддерживающие программы:


SAP Business Maps(Бизнес-карты САП)
SAP Business Scenario Maps(Карты бизнес-сценариев САП)
Accelerated SAP Roadmap(Карта ускоренного внедрения САП)
Но всё требует пользовательской настройки!!!

Оптимизация БП; доц.Ю.В.Лаптев

Пользовательская настройка ERP-систем (Customizing)Эталонные модели ERP-систем включают в себя: модели процессов, модели данных, модели объектов, модели организационных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика