СИМВОЛИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКА ИКОНОПИСИ
Слайд 2
Исследовательская работа
выполнила
Кобзева Ксения Олеговна
студентка группы ДП-41
Научный руководитель:
Моченова Наталия Владимировна
исследования:
русская темперная технология написания
иконы и символика изображений
Предмет исследования:
икона «Преподобная Марфа Тамбовская»
Цели исследования:
изучение духовно-нравственного начала в
иконописи
Слайд 4Задачи исследования:
изучить информационные источники по теме
систематизировать информацию и символику
иконописного языка
применить технологию изготовления, технику и этапы написания иконы:
Преподобная Марфа Тамбовская
Слайд 5«Крещение Господне»
Икона – это принятое церковью и освещенное изображение святых,
а также разных событий из церковной и священной истории.
Слайд 6 Икона – это книга о вере. Языком линий и красок
она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви.
«Блаженная
Ксения
Петербуржская»
Слайд 7«Введение во храм
Пресвятой Богородицы»
«Молящиеся новгородцы»
Слайд 8«Преображение
Господне»
«Страшный суд»
Слайд 9ПРОСТРАНСТВО ИКОНЫ
Пространство иконы раскрывается при помощи обратной или сферической перспективы.
Обратная перспектива– это не просто художественный прием, при котором удаленные
объекты кажутся более масштабными, а невидимые грани предмета – видимыми: значение такого изображения состоит в его реалистичности, в отказе от иллюзионизма
Слайд 10ВРЕМЯ
Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой
жизни святого. Во время молитвы люди успевали подумать над ними,
пережить их в своем сердце. Икона «Кирик и Улита» подробно и постепенно рассказывает историю христианских мучеников, матери и сына.
Слайд 11РИТМ
Ритм - это фактор, которым по преимуществу характеризуется искусство в
его своеобразии и отличии от нехудожественных вещей. В искусствах пространственных
ритм воссоздается благодаря упорядоченному членению пространственно-изобразительной формы.
Слайд 12ЖЕСТ
Жест является важнейшим узлом композиции, ее ключом, обладающим большой силой
воздействия. За ним всегда стоит слово - первоначальная основа изображения.
Жест - это передача внутренней духовной энергии слова. Древнейшее церковное происхождение имеют литургические, сакральные жесты. К ним относится жест Оранты (Приложение 12) - усиленной молитвы, с характерным движением поднятых вверх (обычно выше уровня плеч) и разведенных рук.
Слайд 13Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв
I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним;
также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан
Слайд 14Ладонь праведника. Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью,
обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт
для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства.
Две ладони, раскрытые на груди. Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу.
Слайд 15 Рука, приложенная к сердцу, –жест, означающий, что
святой высоко преуспел в сердечной молитве
Особую роль играет предмет в
руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.
Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.
Слайд 16СВЕТ
Свет - основа иконы, это сам "фон" иконы, это свет
исходящий от изображенного, который передается в виде нимба.
Слайд 17ЦВЕТ
Цвет в иконе условен. Он не принадлежит предмету, его поверхности
и форме.
Фон классической иконы – золотой.
Золото обозначает сияние Божественной славы.
Слайд 18 Белый цвет - соединение всех цветов, символизирует чистоту, непорочность, причастность
божественному миру.
Красный – цвет жертвенности, цвет пролитой жертвенной крови, огонь
веры, символ огненного крещения
Черный цвет изображает не только ад, или землю, погруженную во мрак, но и очень яркий, ослепительный свет.
Слайд 19 Пурпурный или багряный цвет это цвет царя, владыки - Бога
на небе, императора на земле.
Голубой или синий - всё
небесное, святое. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира.
Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
Слайд 20 Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет
напоминал о человеческой природе, подвластной смерти. Красно-коричневый - символ всего земного
Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 21СИМВОЛИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Сочетание круга и квадрата (овала и ромба) –
символ соединения Божественного и человеческого. Шестиконечное (восьмиконечное) очертание лучей фаворского
Света может быть связано соответственно с темами преображения и искупления земного мира, созданного за шесть дней, и с торжеством жизни будущего века в восьмой День Вечности.
Восьмигранник - символ вечности, бесконечности. Нимб – знак святости.
Круг - символ подвижного покоя.
Слайд 22ОКРУЖЕНИЕ
Палаты – новостроительство, символ гармоничного строения Вселенной.
Храм - символ
веры; создание внутреннего мира человека («построение храма в душе своей…»),
место духовных познаний.
Покрывало - символ жертвенности.
Слайд 23 Гора – духовное восхождение, символ надежды; знак самых знаменательных библейских
событий, каждое из которых происходило на горе и несло огромный
смысл (Синай, Фавор, Голгофа, Эленойская, Нагорная проповедь).
Дерево – «древо жизни», вечная жизнь, дуб мамврийский; древо жизни; райские кущи; вечная жизнь, бессмертие; древо познания.
Чаша – знак судьбы и жертвенности, символ страдания («испить до дна.
Голова агнца в чаше - жертвенное животное: символ жертвоприношения; символ страдания, символ евхаристии.
Слайд 24Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не
внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, вестник, носитель
благой вести; идеал человека; символ окрыленной мечты; символ поэтического воображения; хранитель человека, духовный страж; послание души, духа, разума.
Крылья — символ быстроты и все проникновенности.
Посох — символ посланничества.
Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог.
Тороки (развивающиеся золотые “ленты” в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его.
Слайд 25“Око” во лбу – символ всевидения.
Облик прекрасного юноши
— символ совершенства.
Пальмовая ветвь - принадлежность Царству Небесному.
Трапеза -
символ пищи духовной; ангельская пища - любовь.
Странники с жезлами - символ самоотречения, аскетизма, отказа от ценностей материальных в пользу ценностей духовных.
Слайд 26Икона Преподобной Марфы Тамбовской
Икона Преподобная Марфа Тамбовская – поясная икона.
Главным
смысловой акцент иконы - храм, он зеленого и белого цветов,
что символизирует жизнь и божественную святость. Изображение храма означает символ веры, создание внутреннего мира человека и место духовных познаний, символ гармоничного строения Вселенной.
Слайд 27Преподобная облачена в тунику, мафорий и плат - прикрывающий волосы.
Марфа изображена на желто-охристом фоне, он означает тепло и любовь,
также приравнивается к символике золотого.
Слайд 28Икона всегда была и остается важной частью в жизни православного
человека, именно поэтому она никогда не исчезнет из нашей жизни.
Слайд 29СИМВОЛИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКА ИКОНОПИСИ
Кобзева Ксения Олеговна
студентка группы ДП-41
Научный руководитель:
Моченова Наталия Владимировна