Слайд 1Лекция 1. Клиническая психология как самостоятельная наука.
Определение клинической психологии.
Предмет
и объект исследования клинической психологии
Цели и структура клинической психологии. Основные
разделы и области их исследования
Взаимосвязь клинической психологии с другими науками
Практические задачи и функции клинического психолога
Профессиограмма клинического психолога
Слайд 2Вопрос 1. Определение клинической психологии.
Клиническая психология является отраслью психологической науки.
Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии,
так и для медицины.
В некоторых странах распространено понятие о медицинской психологии, но в большинстве стран чаще используется понятие «клиническая психология».
В последние десятилетия в России все чаще стал возникать вопрос о сближении отечественной и мировой психологии, что потребовало пересмотра таких понятий, как медицинская и клиническая психология.
Смена названия медицинской психологии на клиническую связана с тем, что в последние десятилетия происходит ее интеграция в мировую психологию.
Слайд 3В международном руководстве по клинической психологии под общей редакцией М.
Перре и У. Бауманна приводится следующее определение:
«Клиническая психология –
это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней).
Она включает следующие разделы:
- этиологию (анализ условий возникновения расстройств),
- классификацию,
- диагностику,
- эпидемиологию,
- интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию),
- охрану здоровья,
- оценку результатов».
В англоязычных странах помимо термина «клиническая психология» в качестве синонима используется понятие «патологическая психология» – Abnormal Psychology.
Слайд 4В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология – специальность
широкого профиля, направленная на решение комплекса задач в системе здравоохранения
и образования. Отмечается также, что клиническая психология носит межотраслевой характер.
Специалисты дают различные определения клинической психологии. Но все они сходятся в одном: клиническая психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. Это наука, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии.
Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский считает, что клиническая психология – это отрасль общей психологии, которая исследует состояние и роль психики в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, а также исхода и восстановления. В своем исследовании клиническая психология пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.
Слайд 5Вопрос 2. Предмет и объект исследования клинической психологии
Предметом общей клинической
психологии являются:
1)основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности
общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;
2)психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;
3)индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;
4)вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;
5)психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;
6)общая психотерапия.
Слайд 6Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:
1)особенности психических процессов
у психических больных;
2)психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам
и в послеоперационном периоде;
3)особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);
4)психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т.п.;
5)особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;
6)психику больных алкоголизмом и наркоманией;
7)частную психотерапию.
Слайд 7
Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности
психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной
диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.
Б.Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.
Слайд 8Вопрос 3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и
области их исследования
Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные
цели:
1) изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;
3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;
4) изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;
5) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
6) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Слайд 10Вопрос 4. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками
Базисными науками для
клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической
психологии также оказывают большое влияние неврология и нейрохирургия.
Психиатрия – медицинская наука, но она теснейшим образом соприкасается с клинической психологией. Эти науки имеют общий предмет научных исследований – психические расстройства. Но кроме этого, клиническая психология занимается такими нарушениями, которые по своей значимости не равноценны болезни (например, по проблемам супружества), а также психическими аспектами соматических расстройств. Однако психиатрия как частная область медицины больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств. Клиническая же психология делает акцент на психологических аспектах.
Слайд 11 Клиническая психология связана с психофармакологией: и та, и другая изучают
психопатологические расстройства и способы их лечения. Кроме того, употребление лекарственных
средств всегда оказывает на пациента положительное или отрицательное психологическое действие.
Успешно развивается медицинская педагогика – смежная с медициной, психологией и педагогикой область, в задачи которой входит обучение, воспитание и лечение больных детей.
Психотерапия как самостоятельная медицинская специальность тесно связана с клинической психологией. Теоретические и практические проблемы психотерапии разрабатываются с опорой на достижения медицинской психологии.
Слайд 12 Клиническая психология близка и к ряду других психологических и педагогических
наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.
Таким
образом, очевидно, что в процессе работы клиническому психологу необходимо применять комплексный подход.
Слайд 13Вопрос 5. Практические задачи и функции клинического психолога
Клинический психолог в
учреждениях здравоохранения – это специалист, в обязанности которого входит как
участие в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом.
Деятельность психолога в медицинском учреждении направлена на:
1) повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека;
2) гармонизацию психического развития;
3) охрану здоровья;
4) профилактику и психологическую реабилитацию.
Предметом деятельности клинического психолога можно считать психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.
Слайд 14 Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог – это специалист, который
может работать не только в клиниках, но и в учреждениях
другого профиля: образования, социальной защиты и др. Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи.
В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности:
1) диагностическую;
2) экспертную;
3) коррекционную;
4) профилактическую;
5) реабилитационную;
6) консультативную;
7) научно-исследовательскую и др.
Слайд 15Вопрос 6. Профессиограмма клинического психолога
Практимум по экспериментальной и прикладной психологии
/ под ред. А.А.Крылова, Изд. ЛГУ, 1990.
1.Что делают клинические психологи.
Задача
клинического психолога - не только забота о здоровье человека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связанными с его здоровьем.
Клинический психолог является, по сравнению с другими психологами, максимально практическим психологом. Особенности практической деятельности клинического психолога состоят в том, что он работает с индивидуальными психическими характеристиками человека.
Клинический психолог имеет дело со страждущими людьми - людьми, нуждающимися в понимании. Поскольку лечат не болезнь, а больного, то клинический психолог познаёт не только болезнь, но и психические особенности больного.
Слайд 162. Перечень и особенностей знаний, элементов опыта, умений успешных клинических
психологов
Клинический психолог познаёт симптом - единичный признак проявления болезни, синдром
- набор закономерно сочетаемых симптомов, нозологию - набор синдромов. Клинический психолог должен владеть как разносторонними психологическими знаниями, так и определенной медицинской подготовкой, в частности - в области психиатрии и неврологии. Должен быть знаком с педагогикой. Необходимо умение вести клиническую беседу с пациентом.
Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эмпирических материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами, обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях наблюдаемой клинической картины пациента, собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего профессионального коллектива.
Слайд 17
6. Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности,
к труду, к вещам, к себе)
Работник в области клинической психологии
должен иметь выраженный интерес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений, профессионально положительное отношение к людям независимо от их социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей; он должен иметь систему профессиональных убеждений (идеи о бесконечных возможностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами (такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних средств, участие в проектирование внешних средств и условий, коррекция индивидуального стиля, активизация самопознания и саморегуляции человека).
Слайд 189. Каковы особенности саморегуляции
У клинического психолога саморегуляция используется для управления
различными аспектами жизнедеятельности, включая целенаправленную профессиональную деятельность. Особенность саморегуляции в
работе клинического психолога состоит в произвольном и целенаправленном изменении отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом, которое осуществляется самим психологом путем специально организованной психической активности. В последнем случае формирование и эффективность использования внутренних средств деятельности по управлению собственным состоянием выступают в качестве центрального момента клинической работы, поскольку правильно организованная саморегуляция психолога действенным образом сказывается и на пациенте клинического психолога.