Разделы презентаций


Применение шкал для объективной оценки двигательных функций, а также

Содержание

Спинальная мышечная атрофия (СМА) — это группа генетических нейромышечных заболеваний, при которых развивается прогрессирующая слабость, атрофия и паралич мышц в результате поражения нервных клеток спинного мозга1Причина дегенерации и гибели альфа мотонейронов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Применение шкал для объективной оценки двигательных функций, а также неврологического

статуса у детей со спинальной мышечной атрофией
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования
«Уральский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра неврологии, медицинской генетики и нейрохирургии

Применение шкал для объективной оценки двигательных функций, а также неврологического статуса у детей со спинальной мышечной атрофиейФедеральное

Слайд 2Спинальная мышечная атрофия (СМА) — это группа генетических нейромышечных заболеваний,

при которых развивается прогрессирующая слабость, атрофия и паралич мышц в

результате поражения нервных клеток спинного мозга1

Причина дегенерации и гибели альфа мотонейронов в спинном мозге

мутация в определенной части
ДНК 5-й хромосомы, называемой
ген SMN1 в области 5q11.2-q13.3

Частота встречаемости СМА 1-го типа 1 на 6000 - 11 000
Частота носительства мутации в гене SMN1 оценивается
от 1 : 38 до 1 : 70

1.Mercuri Е., Finkel R., Muntoni F., et al. Diagnosis and management of spinal muscular atrophy: Part 1: Recommendations for diagnosis, rehabilitation, orthopedic and nutritional care/ /Neuromuscular Disorders. — 28, 2018. — P. 103

Спинальная мышечная атрофия (СМА) — это группа генетических нейромышечных заболеваний, при которых развивается прогрессирующая слабость, атрофия и

Слайд 3Шкалы применяемые для клинической оценки детей с диагнозом СМА
Тест детской

больницы Филадельфии для оценки двигательных функций при нейромышечных заболеваниях у

новорожденных (CHOP INTEND)
Расширенная шкала оценки моторных функций больницы Хаммерсмит (HFMSE)
Методика Королевской больницы Хаммерсмит для оценки неврологического статуса у детей раннего возраста с диагнозом СМА (HINE в отношении СМА)
Пересмотренный модуль оценки моторной функции верхних конечностей (RULM)

Шкалы применяемые для клинической оценки детей с диагнозом СМАТест детской больницы Филадельфии для оценки двигательных функций при

Слайд 4Шкала CHOP INTEND
Используется для оценки двигательной функции у детей

и взрослых с СМА, неспособных к самостоятельному передвижению
Условия проведения исследования:
Оценку

производят утром или днем, примерно через 1 час после кормления
Исследование проводят на ровной мягкой поверхности
Тестирование проводят с использованием игрушек для привлечения внимания
Соска-пустышка при необходимости, для сохранения состояния 4 или 5 (по Бразелтону)
Родителю разрешено присутствовать во время проведения теста

Шкала CHOP INTEND Используется для оценки двигательной функции у детей и взрослых с СМА, неспособных к самостоятельному

Слайд 5Поведенческий статус
Шкала CHOP INTEND
Поведенческая оценочная шкала Бразелтона (Brazelton Neonatal

Behavioral Assessment Scale / NBAS).

Состояние 1 = глубокий сон
Состояние 2

= поверхностный сон
Состояние 3 = сонное или дремотное состояние
Состояние 4 = бодрый с живым взглядом
Состояние 5 = глаза открыты, выражена активность
Состояние 6 = плач
Поведенческий статусШкала CHOP INTEND Поведенческая оценочная шкала Бразелтона (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment Scale / NBAS).Состояние 1 =

Слайд 6Показатель 1: Спонтанные движения (верхние конечности)
4 балла – антигравитационное движение

плеча (локти отрываются от поверхности)
3 балла – активное антигравитационное движение

(кисть и предплечье отрываются от поверхности)
2 балла – активные движения запястья
1 балл – изолированные движения пальцев
0 баллов – отсутствие движений в конечностях

Шкала CHOP INTEND

Показатель 1: Спонтанные движения (верхние конечности)4 балла – антигравитационное движение плеча (локти отрываются от поверхности)3 балла –

Слайд 7Показатель 2: Спонтанные движения нижние конечности
4 балла – антигравитационное движение

бедра (ступни и колени отрываются от поверхности)
3 балла – активное

антигравитационное приведение бедра/ вращение вовнутрь (колени отрываются от поверхности
2 балла – активные движения бедра/ колена ограниченное преодолением силы тяжести
1 балл – изолированные движения голеностопного сустава
0 баллов – отсутствие движений в конечностях

Шкала CHOP INTEND

Показатель 2: Спонтанные движения нижние конечности4 балла – антигравитационное движение бедра (ступни и колени отрываются от поверхности)3

Слайд 8Показатель 3: захват рукой

4 балла – сохраняет захват при

поднятии плечевого сустава с поверхности коврика
3 балла – сохраняет захват,

когда локоть немного поднят с коврика, а плечо остается на поверхности
2 балла – сохраняет захват, когда предплечье поднято с коврика, а локоть остается на поверхности
1 балл – сохраняет захват только при отсутствии тяги
0 баллов – игрушка или ручка выскальзывает из рук

Шкала CHOP INTEND

Показатель 3: захват рукой 4 балла – сохраняет захват при поднятии плечевого сустава с поверхности коврика3 балла

Слайд 9Показатель 4: Голова в срединном положении
4 балла – полностью поворачивает

голову из положения под углом 90 градусов назад к средней

линии
3 балла – активно частично поворачивает голову из положения под углом 90 градусов назад к средней линии
2 балла – удерживает голову в пределах 15 градусов от средней линии в течение 5 и более секунд
1 балл – удерживает голову в пределах 15 градусов от средней линии менее 5 секунд
0 баллов – голова падает в сторону и младенец не пытается снова вернуть голову к средней линии

Шкала CHOP INTEND

Показатель 4: Голова в срединном положении4 балла – полностью поворачивает голову из положения под углом 90 градусов

Слайд 10Показатель 5: Приводящие мышцы бедра
4 балла – удерживает колено над

поверхностью коврика более 5 сек или отрывает ступни от поверхности


2 балла – отрывает колено от поверхности коврика на 1-5 сек
0 баллов – отсутствие попытки удерживать колени над поверхностью

Шкала CHOP INTEND

Показатель 5: Приводящие мышцы бедра4 балла – удерживает колено над поверхностью коврика более 5 сек или отрывает

Слайд 11Показатель 6: Способность переворачиваться с помощью ног
4 балла – переворачивается

на живот с выпрямлением головы через бок
3 балла – поворачивается

из положения лежа на боку на живот, головой вниз, без выпрямления головы через бок
2 балла – поднимает таз, туловище и руку с поверхности, поворачивает голову и перекатывается на бок (рука перемещается к передней стороне тела)
1 балл – поднимает таз и туловище с опорной поверхности и поворачивает голову в сторону (рука остается под туловищем)
0 баллов – таз пассивно отрывается от опорной поверхности без активного участия

Шкала CHOP INTEND

Показатель 6: Способность переворачиваться с помощью ног4 балла – переворачивается на живот с выпрямлением головы через бок3

Слайд 12Показатель 7: Способность переворачиваться с помощью рук

4 балла – переворачивается

на бок, выпрямляя голову через бок (ребенок поднимает голову через

сторону от опорной поверхности, чтобы полностью повернуться на живот)
3 балла – поворачивается на живот, без выпрямления головы через бок (убирает вес с опорной руки, чтобы перевернуться)
2 балла – поворачивается на бок (помогая тазу принять вертикальное положение, выдвижением ноги вперед и ее приведением)
1 балл – поворачивает голову в сторону и поднимает таз и туловище с поверхности
0 баллов – поворачивает голову в сторону; тело остается вялым или плечо пассивно поднимается без активного участия


Шкала CHOP INTEND

Показатель 7: Способность переворачиваться с помощью рук4 балла – переворачивается на бок, выпрямляя голову через бок (ребенок

Слайд 13Показатель 8: Сгибание руки в плечевом суставе и в локтевом

суставе и горизонтальное отведение
4 балла – отрывает руку от поверхности

при попытке дотянуться (младенец демонстрирует любое антигравитационное горизонтальное отведение)
3 балла – может сгибать руку в плечевом суставе на 45 градусов (младенец демонстрирует сгибание руки в плечевом суставе, ограниченное преодолением силы тяжести)
2 балла – сгибает руку в локтевом суставе после того, как отрывает руку от тела
1 балл – может оторвать руку от тела
0 баллов – отсутствие попытки (рука остается на туловище младенца)

Шкала CHOP INTEND

Показатель 8: Сгибание руки в плечевом суставе и в локтевом суставе и горизонтальное отведение4 балла – отрывает

Слайд 14Показатель 9: Сгибание руки в плечевом суставе и в локтевом

суставе
4 балла – отводит плечо и сгибает руку в плечевом

суставе на 60 градусов
3 балла – отводит плечо и сгибает руку в плечевом суставе на 30 градусов
2 балла – любое сгибание руки в плечевом суставе или отведение
1 балл – только сгибает локоть
0 баллов – не предпринимает попытки поднять руку

Шкала CHOP INTEND

Показатель 9: Сгибание руки в плечевом суставе и в локтевом суставе4 балла – отводит плечо и сгибает

Слайд 15Показатель 10: Разгибание ноги в коленном суставе
4 балла – если

младенец разгибает ногу в коленном суставе более чем на 45

градусов
2 балла – если младенец разгибает ногу в коленном суставе на 15-45 градусов
1 балла – если отмечается любое видимое разгибание ноги коленном суставе
0 баллов – если не отмечается какого-либо видимого разгибания ноги в коленном суставе

Шкала CHOP INTEND

Показатель 10: Разгибание ноги в коленном суставе4 балла – если младенец разгибает ногу в коленном суставе более

Слайд 16Показатель 11: Сгибание ноги в тазобедренном суставе и тыльное сгибание

стопы
4 балла – если сгибание стопы в тазобедренном суставе или

коленном суставе более 30 градусов
3 балла – если отмечается сгибание ноги в тазобедренном суставе или в коленном суставе
2 балла – если наблюдается только тыльное сгибание стопы
0 баллов – если не отмечено активного движения бедра колена или голеностопного сустава


Шкала CHOP INTEND

Показатель 11: Сгибание ноги в тазобедренном суставе и тыльное сгибание стопы4 балла – если сгибание стопы в

Слайд 17Показатель 12: Удержание головы
4 балла – не менее одного раза

с момента сгибания удерживает голову в вертикальном положении и двигает

головой свободно, удерживая ее
3 балла – удерживает голову в вертикальном положении более 15 сек
2 балла – удерживает голову по средней линии более 5 сек, при этом голова наклонена до 30 градусов вперед или назад
1 балл – активно поднимает или поворачивает голову дважды в течение 15сек (этот параметр нельзя оценить только по движению головы при попытке вдохнуть)
0 баллов – отсутствие ответа, голова висит

Шкала CHOP INTEND

Показатель 12: Удержание головы4 балла – не менее одного раза с момента сгибания удерживает голову в вертикальном

Слайд 18Показатель 13: Сгибание руки в локтевом суставе
4 балла –активное сгибание

руки в локтевом суставе
2 балла – видимое сокращение двуглавой мышцы

без сгибания руки в локтевом суставе
0 баллов – отсутствие видимого сокращения двуглавой мышцы
Показатель 14: Сгибание шеи
4 балла – поднимает голову с кровати
2 балла – видимое сокращение грудино-ключично-сосцевидной мышцы
0 баллов – отсутствие видимого сокращения

Шкала CHOP INTEND

Показатель 13: Сгибание руки в локтевом суставе4 балла –активное сгибание руки в локтевом суставе2 балла – видимое

Слайд 19Показатель 15: Разгибание головы/ шеи (Ландау)
4 балла – если младенец

удерживает голову на одном уровне с туловищем или выше
2 балла

– если голова частично отклонена, но не до горизонтальной плоскости
0 баллов – если не отмечается активного отклонения головы

Показатель 16: Изгиб позвоночника (Галант)
4 балла – поворачивает таз по направлению к стимулу вне оси
2 балла – видимое сокращение паравертебральной мышцы
0 баллов – ответ отсутствует

Шкала CHOP INTEND

Показатель 15: Разгибание головы/ шеи (Ландау)4 балла – если младенец удерживает голову на одном уровне с туловищем

Слайд 20Шкалы применяемые для клинической оценки детей с диагнозом СМА
Тест детской

больницы Филадельфии для оценки двигательных функций при нейромышечных заболеваниях у

новорожденных (CHOP INTEND)
Методика Королевской больницы Хаммерсмит для оценки неврологического статуса у детей раннего возраста с диагнозом СМА (HINE в отношении СМА)
Расширенная шкала оценки моторных функций больницы Хаммерсмит (HFMSE)
Пересмотренный модуль оценки моторной функции верхних конечностей (RULM)

Шкалы применяемые для клинической оценки детей с диагнозом СМАТест детской больницы Филадельфии для оценки двигательных функций при

Слайд 21Шкала HINE
Развитие двигательных навыков (ключевые этапы двигательной активности ребенка)

Шкала HINEРазвитие двигательных навыков (ключевые этапы двигательной активности ребенка)

Слайд 22Показатель 1: Удержание головы:
1 балл – не удерживает голову в

вертикальном положении (норма

в сторону (норма в 4 мес)
3 балла – удерживает голову все время в вертикальном положении (норма в 5 мес)

Показатель 2: Способность сидеть:
1 балл – не может сидеть
2 балла – сидит с поддержкой (норма в 4 мес)
3 балла – сидит с опорой (норма в 6 мес)
4 балла – сидит уверенно без опоры (норма в 7 мес)
5 баллов – в положении сидя поворачивается (норма в 10 мес)

Шкала HINE

Показатель 1: Удержание головы:1 балл – не удерживает голову в вертикальном положении (норма

Слайд 23Показатель 3: Сознательный захват
1 балл – отсутствие захвата
2 балла –

использует всю ладонь руки
3 балла – слабый захват указательным и

большим пальцами
4 балла – сильный захват

Показатель 4: Способность брыкаться (в положении лежа)
1 балл – нет способности брыкаться
2 балла – ноги не поднимаются горизонтально
3 балла – ноги поднимаются вверх вертикально (норма в 3 мес)
4 балла – может прикасаться к ноге (норма в 4 -5 мес)
5 баллов – может прикасаться к пальцам ног (норма в 5 -6 мес)

Шкала HINE

Показатель 3: Сознательный захват1 балл – отсутствие захвата2 балла – использует всю ладонь руки3 балла – слабый

Слайд 24Показатель 5: Способность переворачиваться
1 балл – не может переворачиваться
2 балла

– поворачивается на бок (норма в 4 мес)
3 балла –

поворачивается с живота на спину или со спины на живот (норма в 6 мес)
4 балла – поворачивается со спины на живот и с живота на спину (норма в 7 мес)

Показатель 6: Способность ползать
1 балл – не может держать голову
2 балла – ползает на локтях (норма в 3 мес)
3 балла – ползает на вытянутых руках (норма в 4-5 мес)
4 балла – ползает на животе (норма в 8 мес)
5 баллов – ползает на руках и коленях (норма в 10 мес)

Шкала HINE

Показатель 5: Способность переворачиваться1 балл – не может переворачиваться2 балла – поворачивается на бок (норма в 4

Слайд 25Показатель 7: Способность стоять
1 балл – не выдерживает вес своего

тела
2 балла – может выдержать вес собственного тела (норма в

4-5 мес)
3 балла – стоит с поддержкой (норма в 8 мес)
4 балла – стоит без посторонней помощи (норма в 12 мес)

Показатель 8: Способность ходить
1 балл – шатается (норма в 6 мес)
2 балла – медленно перемещается (держась за что-либо) (норма в 11 мес)
3 балла – ходит (норма в 15 мес)

Шкала HINE

Показатель 7: Способность стоять1 балл – не выдерживает вес своего тела2 балла – может выдержать вес собственного

Слайд 26Шкалы применяемые для клинической оценки детей с диагнозом СМА
Тест детской

больницы Филадельфии для оценки двигательных функций при нейромышечных заболеваниях у

новорожденных (CHOP INTEND)
Методика Королевской больницы Хаммерсмит для оценки неврологического статуса у детей раннего возраста с диагнозом СМА (HINE в отношении СМА)
Расширенная шкала оценки моторных функций больницы Хаммерсмит (HFMSE)
Пересмотренный модуль оценки моторной функции верхних конечностей (RULM)

Шкалы применяемые для клинической оценки детей с диагнозом СМАТест детской больницы Филадельфии для оценки двигательных функций при

Слайд 27Шкала Хаммерсмит (HFMSE)
Оценка двигательных функций у детей и взрослых с

СМА 2 и 3 типов
Основные требования:
Специалист не должен подсказывать пациенту,

как именно он должен двигаться при выполнении заданий
Пациента нельзя обучать выполнению заданий
При необходимости, после словесных инструкций, допускается демонстрация выполнения задания
Все тесты должны выполняться в одном и том же порядке
При каждом тестировании выполнять все пробы
Использование ортезов запрещено
По три попытки на выполнение задания
Минимальное комфортное количество одежды на пациенте
Как можно меньше отвлекающих факторов вокруг
Соблюдать технику безопасности, страхуя пациента при выполнении некоторых заданий
Шкала Хаммерсмит (HFMSE)Оценка двигательных функций у детей и взрослых с СМА 2 и 3 типовОсновные требования:Специалист не

Слайд 28Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам

поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment Scale / NBAS).

Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment

Слайд 30Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам

поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment Scale / NBAS).

Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment

Слайд 32Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам

поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment Scale / NBAS).

Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment

Слайд 34Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам

поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment Scale / NBAS).

Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment

Слайд 36Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам

поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment Scale / NBAS).

Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment

Слайд 37Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам

поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment Scale / NBAS).

Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment

Слайд 39Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам

поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment Scale / NBAS).

Так же каждый ребенок из второй группы оценивался по параметрам поведенческой оценочной шкале (Brazelton Neonatal Behavioral Assessment

Слайд 41Шкалы применяемые для клинической оценки детей с диагнозом СМА
Тест детской

больницы Филадельфии для оценки двигательных функций при нейромышечных заболеваниях у

новорожденных (CHOP INTEND)
Методика Королевской больницы Хаммерсмит для оценки неврологического статуса у детей раннего возраста с диагнозом СМА (HINE в отношении СМА)
Расширенная шкала оценки моторных функций больницы Хаммерсмит (HFMSE)
Пересмотренный модуль оценки моторной функции верхних конечностей (RULM)

Шкалы применяемые для клинической оценки детей с диагнозом СМАТест детской больницы Филадельфии для оценки двигательных функций при

Слайд 42Шкала RULM
Применяется для оценки моторной функции верхних конечностей у детей

и взрослых с СМА
Оцениваются движения в плечевом и локтевом суставах,

в запястье и кисти
Задания позволяют оценить различные двигательные функции, необходимые для осуществления значимой повседневной деятельности
Двигательная активность зависти от:
Мышечной силы
Полового созревания
Контрактур
Постуральных ограничений
Шкала RULMПрименяется для оценки моторной функции верхних конечностей у детей и взрослых с СМАОцениваются движения в плечевом

Слайд 43Перемещение рук с коленей на стол
Прослеживание пути
Способность собрать жетоны
Помещение жетона

в стаканчик, лежащий на столе или поднятый на уровень плеч

Шкала

RULM
Перемещение рук с коленей на столПрослеживание путиСпособность собрать жетоныПомещение жетона в стаканчик, лежащий на столе или поднятый

Слайд 44Способность потянуться вбок и достать жетон
Включение светильника нажатием
Разрывание бумаги
Открывание крышки

контейнера
Способность поднести ко рту стаканчик с грузом массой 200г
Горизонтальное перемещение

груза массой 200г, 500г по столу
Диагональное перемещение груза по столу

Шкала RULM

Способность потянуться вбок и достать жетонВключение светильника нажатиемРазрывание бумагиОткрывание крышки контейнераСпособность поднести ко рту стаканчик с грузом

Слайд 45Шкала RULM

Шкала RULM

Слайд 46Перемещение груза массой 500г с коленей на стол
Поднятие обеих рук

над головой
Подъем груза массой 500г, 1 кг выше уровня плеч

с прямой рукой (отведение плеча)
Подъем кисти выше уровня плеч (сгибание плеча)
Подъем груза массой 500г, 1 кг выше уровня плеч с прямой рукой (сгибание плеча)



Шкала RULM

Перемещение груза массой 500г с коленей на столПоднятие обеих рук над головойПодъем груза массой 500г, 1 кг

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика