Слайд 1
Исследовательская работа
МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР
РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2Проблемная ситуация=противоречие исследования
Проблема, на решение которой направлено исследование
Проблема-не только источник
затруднений,
но и источник новых возможностей для развития!
Слайд 3Актуальность исследования
Обоснование актуальности исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов
проводимого исследования.
Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и
в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
восполнение каких-либо пробелов в науке;
дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
обобщение накопленного опыта;
суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Слайд 4Предмет исследования
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта,
его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого
объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Слайд 5Объект исследования
Объект исследования - это то, что будет взято учащимся
для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо
неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Слайд 6Пример формулировки объекта и предмета исследовательской работы
Пример 1
Объект исследования: чипсы.
Предмет
исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
Пример 2
Объект исследования: стерилизованные и
профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Пример 3
Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.
Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.
Слайд 7ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ
(др.-греч. ὑπόθεσις «предположение»[1] от ὑπό «снизу, под» +
θέσις «тезис»)
1) Гипотеза - научное
предположение, не доказанное,
но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений,
без него необъяснимых.
2) Гипотеза – это научное предположение, допущение,
истинное значение которого неопределённо
Слайд 8Основные способы проверки
(подтверждения, доказательства) гипотезы
1)
на основе полученной информации из определённых источников, анализа имеющихся знаний,
логики;
2) на основе экспериментов, наблюдений, анкетирования и т.п.
Слайд 9ВИДЫ ГИПОТЕЗЫ
а) описательные (предполагается существование какого-либо
явления);
б) объяснительные (вскрывающие причины его);
в) описательно-объяснительные.
Слайд 10ТРЕБОВАНИЯ К ГИПОТЕЗЕ
– она не должна включать в себя
слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по
особой специальной необходимости;
– в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
– при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
– требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Слайд 11Пример гипотезы в работе теоретического характера
Гипотеза заключается
в предположении о том,
что влияние Византии на культуру Киевской
Руси,
в отличие от других стран, оказалось не настолько доминирующим,
что позволило обогатить культуру народа особенным своеобразием,
самобытностью и неповторимостью.
Слайд 12Пример № 1 гипотезы в работе, имеющей эмпирическую часть
Гипотеза исследования заключается в предположении о том,
что на
сплоченность коллектива старших классов влияет количественное
соотношение представителей мужского и женского пола.
При этом доминирующее количество мальчиков определяет то,
что коллектив подростков имеет более высокий процент сплоченности.
Слайд 13Пример № 2 гипотезы в работе, имеющей эмпирическую часть
Гипотеза исследования заключается в предположении о том,
что на
качество уборки в квартире влияет наличие домашних животных.
Слайд 14Цель исследования.
1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к
тому, что вы исследуете:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить,
показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).
Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.
Цель моей исследовательской работы: изучить пищевой рацион школьников начальных классов.
Слайд 15Задачи исследовательской работы
Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы
теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца, в
рамках взятой темы проекта и поставленной цели.
Примеры:
Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Изучить химические свойства пластиковых бутылок.
Провести анкетирование учащихся класса
Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы
Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей, использующих СМС
Проанализировать полученные результаты.
Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке.
Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.
Слайд 16Методы исследования
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.
Методы
эмпирического уровня:
наблюдение;
интервью;
анкетирование;
опрос;
собеседование;
тестирование;
фотографирование;
счет;
измерение;
сравнение.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
эксперимент;
лабораторный опыт;
анализ;
моделирование;
исторический;
логический;
синтез;
индукция;
дедукция;
гипотетический.
С помощью этих методов изучаются конкретные
явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Слайд 17Практическая значимость работы
Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения)
исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Практическая значимость
исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Пример 1
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание».
Пример 2.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.
Пример 3.
Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в школьном курсе «Этика и психология семейном жизни».
Слайд 18Тема исследовательской работы
Тема исследования, вынесенная на титульный лист, своего рода
«визитная карточка» всей работы. Правильная формулировка темы очень важна, т.
к. именно она формирует первоначальное отношение читателя/слушателя к работе в целом, погружает его в суть проблемы исследования.
Тема научного исследования должна отражать объект и предмет исследования, помочь вникнуть в проблему, решение которой положено в основу исследовательской работы.
Слайд 19Тема исследовательской работы
Во-первых, тему можно сформулировать исходя из основного источника
исследования.
Например, если главным источником исследования выбрана летопись, тема может звучать
так: «Взятие городов в Древней Руси в период политической раздробленности гг. по Лаврентьевской летописи».
Во-вторых, тема может «вырасти» из ведущего метода исследования (в истории это, чаще всего, метод сравнительного анализа). Например, «Культура питания России и Англии XVI-XVII вв: Попытка сравнительно-исторического анализа».
В-третьих, формулировка темы может возникнуть как следствие интеграции формулировки предмета и объекта исследования. Например, «Русский характер глазами иностранцев XVI-XVII вв.».
формулировка темы исследования не должна дословно повторять объект, предмет или цель исследования.
Напротив, тема, как бы, объединяет в себе объект, предмет, цель, основной метод и пространственно-временные характеристики исследования. Научно-исследовательская тема служит неким «мостиком», соединяющим проблему научного исследования и тематику, в рамках которой она сформулирована.