Слайд 1Библейский цикл
Библия как текст
Библия как Откровение Бога
Доксология Библии и
теология
Необходимость Предания
Слайд 22 Тим. 3:16 – «Всё Писание богодухновенно и полезно для
научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»
2 Пет.
1:21 – «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»
Слайд 3«Во-первых, они были убеждены, что все Священное Писание Ветхого и
Нового Завета было написано совместным действием Бога и людей (святых
писателей); при этом забота Святого Духа распространялась вплоть до отдельных букв и слогов Священного Писания, за которыми сокрыт таинственный духовный смысл.
Во-вторых, святые писатели полностью пользовались своими естественными способностями (такими, как разум, память, воля, чувства), которыми руководил и управлял Бог; при этом их способности возвышались и приобретали сверхъестественную силу и благодать и были свободными от ошибок и неточностей.
В-третьих, сам акт вдохновения не имел бессознательного и безотчетно-пассивного характера (хотя некоторые считали возможным предполагать это для пророческого вдохновения); в момент вдохновения святые писатели находились в полном сознании и не теряли своей природной свободы.
В-четвертых, степень богодухновенности, или Божественного воздействия различалась в зависимости от жанров священных книг (исторические, пророческие, книги премудрости, послания и др.), а также от личных особенностей святых писателей и Божественного замысла о них.
В-пятых, вдохновение было единым действием Святой Троицы, однако особая роль в нем принадлежала Святому Духу. При этом одни полагали, что инициатива в пророчестве всецело принадлежала Богу, а другие — что человеку»
Слайд 4Библейский Канон
*список произведений, боговдохновенный характер которых утверждается Церковью
Слайд 5«Исследуйте Писания…» (Ин. 5:39)
Слова Христа сберегались и
передавались с особым благоговением – аграфы
Невозможно установить, когда началось
восприятие новозаветных текстов наравне с ветхозаветными
Слайд 6«Уже и Марк, и Лука дали людям свои Евангелия, а
Иоанн, говорят, все время проповедовал устно и только под конец
взялся за писание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди»
Слайд 7Гностицизм и апокрифические «евангелия»
Слайд 8В 39-м Пасхальном послании Афанасия Великого (367 г.) список впервые
точно совпадает с современным
Слайд 10от Писания
В Деян. (17:11) говорится о том, что благоразумные христиане
«приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли
это так».
В другом месте рассказывается про евхуна, который не разумен Писание – «как могу разуметь, если кто не наставит меня?»
Неемия пишет, что они читали Слово Божие и толковали его и тогда было понятно (8:8)
«Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2), и позже: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (11:23)
«Стойте и держите предания, которым вы научены словом, или посланием нашим» (2Фес.2:15)
Слайд 11
«…могу вспомнить как Поликарп припоминал слова видевших Господа, как пересказывал
о Его чудесах, о чем получил свидетельство от тех, кто
сам видел Его, и все его Поликарпа сведения согласовывались с Писанием»
Слайд 13язык Библии – это опыт, «плотское воображение»
Слайд 14смысловые «поля» Священного Писания
Поле смысла за текстом
Поле смысла, связанное с
текстом
Поле смысла перед текстом
Слайд 15любой текст существует только в интерпретации, или, усилив акцент: текст
вообще не существует без читающего
«никакого пророчества в Писании нельзя разрешить
самому собою» (2Петр. 1, 20)
Слайд 16когда возникает потребность объяснять?