Разделы презентаций


Иссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

Содержание

Оценка результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

ИСССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Слайд 2Оценка результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Достижение предметных и метапредметных результатов освоения

основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Оценка результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования     Достижение предметных и

Слайд 3 "Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание,

метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда

- мыследеятельностью.
Метапредметность в изучении русского языка неразрывно связана с таким его свойством, как метасистемность: язык, в том числе русский, является фундаментальной универсальной системой, которая может быть использована для описания других систем.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ – общий для всех образовательных предметов, универсальный, касающийся различных сфер деятельности.

Слайд 4Метазнания
Знания о знании, о том, как оно

устроено и структурировано;
знания о получении знаний, т.е. приёмы

и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ними.
Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.
Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метазнания   Знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний,

Слайд 5Метаумения
Присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные

умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация,

определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);
- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Метаумения    Присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:- теоретическое

Слайд 6Метадеятельность
Универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная -

это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу,

людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).
• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).


Метадеятельность   Универсальная деятельность, которая является

Слайд 7 Метазнания включают в себя
философию предмета
и общую

философию.
Философия предмета включает в себя
понятие,


границы
методологию предмета как части науки.
Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию.    Философия предмета включает

Слайд 8 Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых

аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе

принципов философии природы, признающей целостность материального и духовного Мира. К числу общих проблем относятся также: эволюция Земли и жизни на ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы - предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.
Философия искусства исследует сущность и смысл искусства на основе искусства в целом и на основе частных видов искусства, учитывая при этом содержание, смысл и его функции внутри культуры и всей сферы ценностей. Искусство как творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие ту или иную форму действительности и отношение к ней человека, всегда направлено на человека, на его познание. В этом непосредственная близость искусства с философией. Философия музыки - это понимание ее сущности и особенности, история зарождения и развития, современное состояние и значение в обществе и духовной жизни человека как творящего музыку, так и воспринимающего ее.
Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии,

Слайд 9Метапредметный подход
Обеспечивает переход от существующей практики дробления

знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.


Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ученика. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

Метапредметный подход   Обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию

Слайд 10Уровни интеграции содержания учебного материала
Высший уровень, на котором

соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек - общество -

природа».
На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его - общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественно-научного циклов предметов.
Следующий уровень - общий, включающий системы, законы, методы функционирования систем общепредметного уровня, внутри систем «природа», «общество», «предметный мир». Ему предшествует внутрипредметный уровень интеграции. Каждый из этих уровней имеет возможности для формирования метазнаний, метаспособов, метадеятельности.

Уровни интеграции содержания учебного материала  Высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек

Слайд 11 Содержание учебного материала и форма, в какой

он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них

целостное представление мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой.
Общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания - исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы

Слайд 12Индикаторы метапредметной функциональной грамотности
Коммуникативные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Регулятивные

универсальные учебные действия

Индикаторы метапредметной функциональной грамотностиКоммуникативные универсальные учебные действияПознавательные универсальные учебные действияРегулятивные универсальные учебные действия

Слайд 13

Коммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с

разными людьми для решения учебных задач :
планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.

.

УУД




Коммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач :планирование

Слайд 14ПРИЗНАКИ КЛЮЧЕВЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ
умение понимать проблему,

выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


МК - универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Они позволяют человеку самостоятельно и в сотрудничестве с другими достигать результатов в проблемных ситуациях.

ПРИЗНАКИ КЛЮЧЕВЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ    умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для

Слайд 15 Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к

образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в

определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной

Слайд 17   Метапредметные и исследовательские компетенции 

   Метапредметные и исследовательские компетенции 

Слайд 18 Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности,  проблемный

и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний

и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требования к заданиям на уроке   Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер. Задания должны

Слайд 19 Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную

деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить –

узнать – уметь.
Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.Целеполагание – формулирование учащимися целей

Слайд 20 Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у

учеников будут развиты:
уверенная ориентация в различных предметных областях за

счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера,
умения организации собственной учебной деятельности,
основные универсальные умения информационного характера,
информационное моделирование как основной метод приобретения знаний,
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
базовые навыки исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов,
способы и методы освоения новых инструментальных средств,
основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных

Слайд 21 Исследование как ведущее начало преподавания

Эффективный способ познания окружающего мира;


исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления
исследовательская направленность человеческого

мышления и воспитание мыслящего и творческого человека взаимосвязаны.
Исследование  как ведущее   начало  преподавания Эффективный способ познания окружающего мира;

Слайд 22

Структура исследовательской деятельности и принципы её организации

Структура исследовательской деятельности и принципы её организации

Слайд 24Что необходимо помнить
Задание должно быть

интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда,

когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.


Что необходимо помнить     Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо

Слайд 25 Задания исследовательского характера необходимо включать в систему уроков

на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя

знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачётов.

Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте уроков русского языка позволит активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций, и развивая творческие способности обычных школьников, воспитывать силу воли, целеустремлённость.

Исследовательская работа несёт в себе и воспитательный эффект. Ученики становятся более коммуникабельными, включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на факультативных занятиях, конференциях и т.д..

Задания исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения

Слайд 26Одна из задач метапредметного подхода - осознание себя в этом

мире и развитие единой системы: природа-человек-общество.

Одна из задач метапредметного подхода - осознание себя в этом мире и развитие единой системы:  природа-человек-общество.

Слайд 27 (1) Ненавижу диктаторов — ничего

хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть

с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?
(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
(11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)

Слайд 28 (21) Я не ученый, никакой

статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные.

(23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
(33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.
(42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47) На все сто процентов.
(По Л. Жуховицкому)
(21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения.

Слайд 29Этап1.Знакомство с проблемой
Цель его – создание контекстной задачи.

Этап1.Знакомство с проблемой Цель его – создание контекстной задачи.

Слайд 30Алгоритм знакомства и работы с проблемой


Актуализация имеющегося у учащихся речевого

опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение

учащимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).

Возникновение проблемы и её осознание учащимися: выполнение учащимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации (между речевой задачей и недостатком, неадекватностью наличных языковых средств для её решения; между своим и чужим речевым опытом; между содержанием высказывания и выбранной для его передачи языковой формой, неадекватной этому содержанию и т.д.) – эмоциональное переживание состояния затруднения, сомнения или удивления.

Формулирование вопроса, в котором выражается информационный запрос на недостающую информацию, необходимую для эффективного решения речевой задачи в заданной речевой ситуации – переформулирование частного проблемного вопроса в обобщённую по содержанию учебную задачу (в случае необходимости) – определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая фактически сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.




Алгоритм знакомства и работы с проблемойАктуализация имеющегося у учащихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или

Слайд 31Контекстная задача
Способ пробуждения познания

Обеспечить познавательный интерес к конкретной теме конкретного

урока.
Создать жизненную ситуацию: ученики - её участники.
Побудить

школьников применить знания и опыт, соответствующие данной ситуации.
Помочь осознать проблемность сложившейся
ситуации (недостаточность имеющихся знаний).
Заставить ученика задать вопросы и
самому найти на них ответы


Основное назначение КЗ

С помощью контекстной задачи учитель знакомит учащихся с проблемой, которая переживается ими как своя собственная.

Контекстная задачаСпособ пробуждения познанияОбеспечить познавательный интерес к конкретной теме конкретного урока. Создать жизненную ситуацию: ученики - её

Слайд 32Биологическое или человеческое?

Биологическое  или  человеческое?

Слайд 33Литература

Литература

Слайд 36Этап 2. Построение нового знания
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез,

аналогия, систематизация);
- эмпирические (наблюдение, опрос, эксперименты (мысленные, реальные), изучение

текстовых документов (источников).
   Ученик свободен в выборе
маршрутов движения к истине.
Материал для наблюдений
учащимся предоставляет учитель,
а вывод ученики делают сами.
Этап 2. Построение нового знанияМетоды исследования: - теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация); - эмпирические (наблюдение, опрос, эксперименты

Слайд 37 Биология
Один из первооткрывателей структуры ДНК, Дж.

Уотсон, сказал: "Мы привыкли думать, что наша судьба предначертана звездами.

Теперь мы знаем, в существенной степени наша судьба - в наших генах".
БиологияОдин из первооткрывателей структуры ДНК, Дж. Уотсон, сказал:

Слайд 38 Под наследственностью понимается передача от родителей к

детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Она программирует передачу ряда биохимических, физических качеств:
·  физический облик,
·  цвет волос,
·  физические данные;
·  группу крови и резус-фактор,
·  задатки способностей;
·  программирует свойства нервной системы,
·  свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в

Слайд 39 Наследственность предполагает также формирование определенных способностей

к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно

данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки.
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных

Слайд 40 Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием

формирования способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют

успехи человека в различных видах деятельности. Это
·  умственные способности,
·  тонкость и точность ручных движений,
·  развитая память,
·  совершенная речь и ряд других.
Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним относят:
·  математические,
·  музыкальные,
·  лингвистические,
·  литературные,
·  художественно-творческие,
·  технические,
·  спортивные и др.
· 
Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Выделяют общие и специальные способности.

Слайд 41БОТАНИКА

Генотип организма определяется в момент оплодотворения, но степень развития

этого генетического потенциала в значительной мере зависит от внешних факторов,

воздействующих на организм во время его развития. Так, например, ботаник Мендель получил сорт гороха с длинным стеблем - до 180 см. Однако для этого растению необходимы были соответствующие условия - освещение, полив и хорошая почва. При отсутствии оптимальных условий ген высокого стебля не мог в полной мере проявить свое действие.
Любое элитное посевное зерно погибнет в солончаке.
Из семечек самого чудесного яблока вырастает дичок, нужна прививка.


БОТАНИКА Генотип организма определяется в момент оплодотворения, но степень развития этого генетического потенциала в значительной мере зависит

Слайд 42 Обществознание

Среда – это реальная действительность,
в условиях которой происходит
развитие человека:
социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;
ближняя среда (семья, родственники, друзья).
В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими ппотребностями человека и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы деятельности, побуждают к поиску средств для удовлетворения своих потребностей. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности.
Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.


Обществознание

Слайд 43 Аргументы
Науке известно 15 случаев

вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами,

другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Сингх обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).
«Синдромом маугли" называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.
Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может.

Аргументы   Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями,

Слайд 44 География
Идеи о влиянии географической

среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на человека есть

у Геродота, Гиппократа и других античных авторов.
Великие реки;
островное и полуостровное географическое положение стран;
географически и биологически благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствуют своими условиями социализации биологических свойств человека;
зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности ограничивают доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.
Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный потенциал.
География    Идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.)

Слайд 45История



Царей много,

Петр ВЕЛИКИЙ – один. После смерти императрицы Елизаветы Петровны на

российский престол взошел Петр III. Он был внуком Петра I и внуком сестры Карла XII. В 14 лет Петр был круглым неучем, и даже Елизавету Петровну поразил своим невежеством. Правда, у будущего императора было увлечение - военная слава Фридриха II. Однако это привело Петра только к простой игре в солдатики.
Отец Екатерины Дашковой Роман Воронцов стал очень богат, хотя и прославился неимоверной жадностью и нахальством, получил прозвище "Роман - большой карман". Она же, образованная, начитанная стала директором Петербургской Академии наук, основала Российскую академию, её же заслуга - составление первого словаря русского языка и его грамматики
Отец Сталина был сапожником-кустарём, мать происходила из семьи крепостного.
Жуков Г.К. родился в деревне в семье крестьянина.
История        Царей много, Петр ВЕЛИКИЙ – один. После смерти императрицы

Слайд 46 Книга популярной серии «100 великих» посвящена самым знаменитым

династиям в истории человечества: императорским и королевским, аристократическим и дворянским,

промышленным и артистическим. Достаточно назвать только несколько звонких фамилий: Селевкиды и Борджиа, Рюриковичи и Романовы, Габсбурги и Ланкастеры, Медичи и Стюарты, Кеннеди и Морозовы, Форды и Михалковы.
Россия знаменита своими Дуровыми, Филатовыми, Кантемировыми, Запашными. Известны династии учёных Дарвиных, Кюри, Бехтеревых, актёров Бондарчук, Ерёменко, Табаковых, Янковских, Михалковых, Ефремовых. Династии учёных-врачей Гамалеев – 420 лет!
Книга популярной серии «100 великих» посвящена самым знаменитым династиям в истории человечества: императорским и королевским,

Слайд 47 Факторами воздействия на личность могут

выступать государственный строй и политика, наука, школа, обучение и воспитание,

семья, культура и традиции, многое другое.  
Степень воздействия факторов будет определяться
возможностями и
стремлениями самой личности в их реализации.
Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен.
Исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истинным парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.  Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных.
Факторами воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика, наука, школа,

Слайд 48 Факторы, влияющие на развитие личности
Собственная активность, деятельность

Влияние наследственности и среды

корректируется воспитанием.
Наследственность
Среда

Факторы, влияющие на развитие личности Собственная активность, деятельностьВлияние наследственности и среды корректируется воспитанием. НаследственностьСреда

Слайд 49Что формирует личность?
Биологические факторы:

генетика, наследственность, задатки, способности


Социальные факторы развития: географические,

политические, среда обитания


Воспитание:
образование, обучение, самообразование





Что формирует личность?Биологические факторы:генетика, наследственность, задатки, способностиСоциальные факторы развития: географические, политические, среда обитанияВоспитание:образование, обучение, самообразование

Слайд 50 Ученик утверждается в «правильности» своего образовательного продукта, развивает и

дополняет его.
Ученик модифицирует свой продукт.
Ученик отбрасывает свой первичный продукт и

берёт за основу иной продукт (культурный аналог).



Ученик утверждается в «правильности» своего образовательного продукта, развивает и дополняет его.Ученик модифицирует свой продукт.Ученик отбрасывает свой

Слайд 51Выводы
Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие

на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в

котором социальное и биологическое неразрывны. Человек является существом, живущим в созданной людьми среде, он неразрывно связан с ней, поэтому не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении.
Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие.
Биологическое подчинено социальному, изменяется им. Но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как человек ее воспринимает, как он действует.
Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
ВыводыСреда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие

Слайд 52 Этап3.
Применение полученных знаний для решения конкретных

задач

Этап3.Применение полученных знаний для решения конкретных задач

Слайд 53Читательский опыт: художественная литература
Произведение
Примером человека,

изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе

И.С.Тургенева «Отцы и дети».



Аргумент
Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».

Собственные рассуждения
Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую или худшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.




Читательский опыт:  художественная литератураПроизведение     Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является

Слайд 54Читательский опыт: публицистическая литература
Источник аргумента

В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью

с генетиком, академиком РАМН Н.Бочковым «Замысел природы».



Аргумент
Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.

Собственные рассуждения
Да, сложно не согласиться с тем, что некоторые особенности человека запрограммированы в генах, однако свою личность человек создаёт сам.

Читательский опыт:  публицистическая литератураИсточник аргумента         В «Аргументах и

Слайд 55Читательский опыт: научная (научно-популярная) литература
Источник аргумента
В статье «Наследственность» из

научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.


Факты, примеры, исследования

Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами , значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении окружение.

Рассуждения о содержании фактов как аргументов

Уже и ученые приходят к выводу: хотя многое наследуется с генами, вклад среды в формирование личности действительно очень велик.

Читательский опыт:  научная (научно-популярная) литератураИсточник аргумента В статье «Наследственность» из научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный

Слайд 56Этап 4. Рефлексия
Рефлексивная деятельность позволяет

уточнить результаты: найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах,

а также выявить результаты методологического типа, которые обнаруживаются в следующем:
выявляются и классифицируются способы деятельности, применявшиеся коллективно и индивидуально;
осознаются идеи, образы, подходы, обнаруженные принципы, закономерности, схемы, созданные как индивидуально, так и коллективно;
формулируются возникшие проблемы, анализируются пути и способы их решения;
выявляются трудности, условия и причины их появления; обозначаются результаты, полученные в ходе решения трудностей и проблем;
Выявляются и конструируются основы дальнейших образовательных планов, программ, проектов, вытекающих из осуществлённой деятельности, в том числе и рефлексивной.

Этап 4. Рефлексия     Рефлексивная деятельность позволяет уточнить результаты: найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные

Слайд 57
Рефлексия.

Рефлексия.

Слайд 58Часть 3(С) ЕГЭ

Русский язык

История

Обществознание





Литература

Часть 3(С) ЕГЭРусский языкИсторияОбществознаниеЛитература

Слайд 59 Технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования

в контексте компетентностного подхода: школьники учатся
самостоятельно анализировать ситуации,
принимать

оптимальные решения,
решать проблемы,
объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь,
учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: школьники учатся самостоятельно

Слайд 60 Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик

выпускника, прописанных в стандарте второго поколения:
- любознательный, активно и

заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый действовать самостоятельно;
умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
высказывать своё мнение.
 

Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: -

Слайд 61Диагностическая карта

анализа урока на основе исследовательского метода обучения


Диагностическая карта

Слайд 65 Обработка результатов анализа
1. Подсчитать количество ответов
«да»,
«частично»,
«нет».
2.Найти сумму

ответов
«да» и «частично».
3. Если сумма ответов «да» и

«частично» больше , чем ответов «нет», то данный урок можно считать уроком-исследованием.
 

Обработка результатов анализа1. Подсчитать количество ответов «да»,«частично»,«нет». 2.Найти сумму ответов «да» и «частично». 3. Если сумма

Слайд 66Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка
Проектная деятельность
Факультативы
Олимпиады
Конкурсы
Научно-практические
конференции

Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка Проектная деятельностьФакультативыОлимпиадыКонкурсыНаучно-практические конференции

Слайд 67Литература
Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б.,

Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www.

standart. edu. ru/.
Громыко Н.В. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие.
Блинова Е. О роли совместного планирования исследования на уроке
Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009
Коновалова О.Ю. Учебно-исследовательская деятельность на уроке как развивающая среда для формирования метапредметных компетенций.
Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
Хуторский А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - №7.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5.
Фисенко Т.И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения
http://referatwork.ru
Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
Картинки с сайта http://www.shutterstock.com
 
 

Литература  Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения

Слайд 68*
Желаю успехов!
Егораева Г.Т., Москва

*Желаю успехов! Егораева Г.Т., Москва

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика