Слайд 1 Санкт-Петербург
РАБОТА ДЕФЕКТОЛОГА С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЁНКОМ
Слайд 2О ЧЁМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ:
Почему ребёнок не говорит. О факторах, влияющих
на развитие мозга;
Характеристика безречевых детей. Каких специалистов стоит привлечь к
работе с неговорящим ребёнком;
Наиболее распространённые системы АДК. Варианты применения.
Как и во что играть с неговорящим ребёнком.
Слайд 3 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МОЗГА
Слайд 4ПРИЧИНЫ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЦНС
Слайд 5БЕЗРЕЧЕВЫЕ ДЕТИ:
• Нарушение слуха.
• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия,
анартрия, апраксия).
• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов
из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).
• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
Сенсорная и моторная алалия.
• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).
Слайд 6Комплексная помощь детям с ОВЗ должна осуществляться специалистами разного профиля:
Медицинский
блок:
Детский психиатр, невропатолог-эпилептолог
Педиатр
Офтальмолог
ЛОР-врач,
Гастроэнтеролог
Генетик
Сурдолог
Физический терапевт, врач ЛФК, специалист
по адаптивной физической культуре
Физиотерапевт
Специалист по биоуправлению (специалист по БОС)
Массажист
И т.п.
Педагогический блок:
Логопед (специалист по ранней коммуникации, по альтернативной коммуникации)
Коррекционный педагог
Психолог, нейропсихолог
Сурдопедагог
Тифлопедагог
АВА-терапист
Эрготерапевт
Тьютор
И т.п.
Слайд 7КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Медицинская диагностика:
1.Обследование ребёнка специалистами: психиатр, невропатолог- эпилептолог, педиатр,
отоларинголог, окулист, гастроэнтеролог, эндокринолог, иммунолог, генетик;
2. Методы медицинского инструментального обследования:
КСВП, КТ, МРТ, ЭЭГ и т.д.
3.Лабораторные анализы
Психолого-педагогическая диагностика:
1. Подробный анамнез. Заполнение родителями опросников. Составление генограммы.
2. Наблюдение за ребёнком в условиях кабинета и в его естественной среде (просмотр домашнего фото- и видеоархива).
3. Скрининговая диагностика.
4. Индивидуальное психолого-педагогическое обследование, с использованием нескольких диагностических методик.
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ,
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА
Слайд 8МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. КРАТКИЙ ОБЗОР.
Слайд 9Принципы построения программы сопровождения
Раннее начало психолого-педагогического сопровождения
Учет ЗБР и ЗАР
Учет
индивидуальных особенностей
Сотрудничество с семьей ребенка
Слайд 10Общие категории методов:
Биомедицинский (лекарства, диеты, пищевые и витаминные добавки);
Нейросенсорный (метод
Домана-Делакато, теория сенсорной интеграции (англ.SIT), аудито-интеграционная терапия, метод Ирлен);
Слайд 11«Институты достижения потенциала человека» основан в 1955 году. находится в
США, штат Пенсильвания. Основатель физиотерапевт Гленн Доман и специалист по
возрастной психологии Карл Делакато разработали методику лечения детей с повреждениями мозга.
Слайд 12Программа для детей с повреждениями мозга включает в себя:
Пэттернинг —
ритмические манипуляции конечностями и головой
Ползание
Рецепторная стимуляция — визуальная, тактильная, обонятельная
и слуховая стимуляция
Экспрессивные занятия — например, поднимание различных предметов
Дыхательная маска — дыхание в маску повторного вдоха для увеличения количества углекислого газа во вдыхаемом воздухе, что должно усилить кровоснабжение мозга
Подвесные упражнения — передвижение вися на брусьях или вертикальной лестнице
Гравитационные/антигравитационные упражнения — перевороты, сальто, висы вниз головой
Интеллектуальная программа – чтение, счет
Программа очень интенсивная и разработана для использования родителями в течение всего дня в домашних условиях.
Слайд 13• Психодинамический (психоанализ, холдинг-терапия);
• Интерактивный (вариативный подход - Options -известный как Son-Rise, Floor Time
«терапия на полу»);
• Поведенческий / образовательный (прикладной поведенческий анализ (ABA), ТЕАССН,
«терапия повседневной жизни» - Школа Хигаши включает в себя интенсивные физические упражнения, искусство, развитие коммуникативных и социальных навыков);
Слайд 14Книга для родителей, педагогов с опытом, собранным при разработке и
практическом применении программ по индивидуальному развитию аутичных и детей, имеющих
иные виды отставания в развитии.
Возраст развития и содержание упражнений.
Возраст развития 0 - 1 год.
Возраст развития 1 - 2 года.
Возраст развития 2 - 3 года.
Возраст развития 3 - 4 года.
Возраст развития 4 - 5 лет.
Возраст развития 5 - 6 лет.
Функциональная сфера.
Имитация.
Восприятие.
Грубая моторика.
Тонкая моторика.
Координация глаз и рук.
Познавательная деятельность.
Речь.
Самообслуживание.
Социальные отношения.
Особенности поведения.
Слайд 15«Маленькие ступеньки» – это программа ранней педагогической помощи детям с
нарушениями умственного (физического) развития. Программа включает в себя комплект из
восьми книг. Авторы: Мойра Питерси, Робин Трилор и др. Программа для развития детей от 0 до 4 лет с особыми потребностями.
«Программа Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М. и д.р. Программа для развития детей от 0 до 2 лет с особыми потребностями.
Слайд 17• Методы коррекции коммуникации, языка, речи (логопедия, коммуникация методом обмена картинками
(PECS), язык жестов, фасилитация коммуникации (FC));
• Другие (музыкальная терапия, дельфинотерапия, и
т.д.).
Слайд 18Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие
обычную речь людям.
Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как
временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Слайд 19Наиболее распространенные системы альтернативной коммуникации:
Система PECS
Метод пиктограмм и Лёб-система
Электронные
пособия с голосовыми синхронизаторами, кнопки, окулография
Жестовый язык Макатон и
смысловые жесты
Прозрачная рамка
Коммуникативные таблицы, книги
Слайд 20ОБЗОР ИГР и ВИДЕО
1.Волшебный мешочек
2.Мистер Картошка
Слайд 213. Логические пары.
4. Пазлы+ Познаем мир
5. «Кто так говорит?»
6. Планшет.
7.Сюжетные
рассказы.
8. Говорящая ручка.