Разделы презентаций


Истоки риторики. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений

Содержание

Домашняя работа:1. Письменно: заявление, докладная, объяснительна, характеристика, автобиография, резюме.2. Задания на синтаксические нормы (слайд 32-35).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Истоки риторики. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений
Разработала: студентка 6

курса,
606 группы Жихарева Юлия

Истоки риторики. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступленийРазработала: студентка 6 курса, 606 группы Жихарева Юлия

Слайд 2Домашняя работа:
1. Письменно: заявление, докладная, объяснительна, характеристика, автобиография, резюме.
2. Задания

на синтаксические нормы (слайд 32-35).

Домашняя работа:1. Письменно: заявление, докладная, объяснительна, характеристика, автобиография, резюме.2. Задания на синтаксические нормы (слайд 32-35).

Слайд 3Синтаксические нормы – выбор варианта построения словосочетания и предложения (согласование

форм)

Синтаксические нормы – выбор варианта построения словосочетания и предложения (согласование форм)

Слайд 4
1. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.
1.1. Если подлежащее состоит из собирательного

существительного типа большинство (ряд, часть, половина и т.п.) и сущ-ного

в форме Р.П. мн.ч., сказуемое обычно согласуется со стержневым словом словосочетания, например: Ряд ученых выдвинул новую гипотезу; Часть жителей поселилась здесь в ХV веке. Однако существует ряд причин, по которым при названных выше подлежащих предпочтительнее употребление сказуемого во множественном числе:
если между главными членами предложения имеется «разрыв», то есть другие грамматические конструкции, указывающие на множественность производителя действия, уточняющие обороты, присоединительные конструкции и т.п.: Ряд заказчиков, получивших новую продукцию, обратились на завод с рекламациями; Еще до революции ряд ученых, например П.Н. Сакулин, Д.Н. Ушаков, выдвигали идею упрощения русской орфографии;
если в составе подлежащего есть однородные конструкции в форме Р.П. мн.ч.: Большинство рабочих, техников и инженеров завода уже выполнили предусмотренную планом норму;
если перечисляются однородные сказуемые: Большинство гостей стояли группами, обсуждали вчерашнее событие или просто болтали.
1. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.1.1. Если подлежащее состоит из собирательного существительного типа большинство (ряд, часть, половина и

Слайд 51.2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (счетным оборотом), сказуемое может

ставиться в Ед.Ч.:
а) если внимание обращается на количество лиц или

предметов, о которых идет речь: К началу экзамена явилось десять студентов;
б) если сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, положения в пространстве, действия, направленного на неодушевленный предмет, пассивного состояния лица и т.д.: В комнате было два окна с широкими подоконниками; Шесть бойцов умерло от ран;
в) если подразумевается совместное выполнение действия: Пять бойцов отправилось в разведку (группой);
г) при подлежащем, обозначающем меру веса, пространства, времени и т.д., в том числе при сущ-ных лет, дней, часов: До конца пути оставалось двадцать пять километров; Вот два года моей жизни вычеркнуто (М. Горький). Следует отметить, что иногда сказывается влияние слов два (две), три, четыре, вследствие чего сказуемое ставится в форме мн.ч., например: Так прошли три недели (Л.Н. Толстой);
д) при составных числительных, оканчивающихся на один: Это было крупное международное состязание, в котором участвовал 21 представитель тринадцати стран мира;
е) при словах тройка, десяток, тысяча, миллион, миллиард, стоящих ближе к сущ-ным, чем к числительным: Тысяча человек посетила выставку. Однако, поскольку указанные слова воспринимаются как числительные, возможны также конструкции типа Тысяча бойцов бросились в атаку.

1.2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (счетным оборотом), сказуемое может ставиться в Ед.Ч.:а) если внимание обращается на

Слайд 61.3. Сказуемое может ставиться во мн.ч. в следующих случаях:
а) если выделяются

считаемые лица или предметы как производители действия: Десять студентов окончили

институт с отличием;
б) если подчеркивается раздельное совершение действия: Пять бойцов отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием);
в) если при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определений: Все (эти) десять книг куплены недавно. Положение распространяется и на составные числительные, оканчивающиеся на один: Все двадцать один студент участвовали в состязании;
г) при числительных два, три, четыре: Три дома на вечер зовут (А.С. Пушкин);
д) при обозначении приблизительного количества (путем перестановки числительного и сущ-ного или путем включения слов около, свыше, больше, меньше и т.п.): Человек пять стали мыться в горном холодном ручье (М. Горький); После окончания Международного геофизического года более 20 стран решили организовать совместное изучение Индийского океана.

1.3. Сказуемое может ставиться во мн.ч. в следующих случаях:а) если выделяются считаемые лица или предметы как производители действия:

Слайд 7Задание. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор
1. По приблизительным подсчётам

сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей Латвии. 2. Большинство произведений

Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично. 3. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось) с жалобами в выше стоящие организации. 4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано). 6. Для них несколько столичных фабрик (шьёт, шьют) костюмы. 7. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны.
8. В конкурсе (участвовал, участвовали) тридцать один школьник

Задание. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор 1. По приблизительным подсчётам сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть

Слайд 82. Нормы согласования определений и приложений – при сочетании двух

существительных, пишущихся через дефис, определение согласуется с тем, которое выражает

более широкое, общее понятие: многоступенчатая ракета-носитель, красивая витрина-стенд и т.п.
 
3. Употребление деепричастного оборота. Деепричастный оборот считается правильно употребленным в следующих случаях:
1) если он примыкает к другому глаголу (личной форме, инфинитиву или причастию), вместе с ним обозначая действие, которое совершается субъектом, названным в подлежащем: Выйдя к лесной опушке, разведчики увидели шоссе;
2) в безличном предложении, содержащем инфинитив, который обозначает действие неназванного объекта: Лишь практикуясь ежедневно, можно овладеть иностранным языком;
3) если он относится к причастию, выступающему в функции определения: Она не ответила ему, задумчиво следя за игрой волн, взбегавших на берег.
Новые употребления: ждать автобус (а не автобуса), ждать праздник (а не праздника)
2. Нормы согласования определений и приложений – при сочетании двух существительных, пишущихся через дефис, определение согласуется с

Слайд 9Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного

оборота. Исправьте предложения.
1. Как приятно знать, что, придя домой после

школы, котёнок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Прочитав о боях, мне сразу представилась вся эта картина. 3. Читая этот рассказ, создаётся впечатление, что Куприн сам был шахтёром. 4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к цар 5. Идя по мокрой тропинке, дождь ещё не прекращался. 6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит. 7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом. 8. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.1. Как приятно знать, что,

Слайд 10Задания на синтаксические нормы

Задание I.(32 слайд) Составьте словосочетание, поставив заключенные

в скобках слова в нужном падеже. - встретиться (друг) - мечта (счастье) -

преклонение (талант) - долг (родина)
- уплатить (квартира) - восхищаться (друг) - вдохнуть (свобода) - скучать (родители)

Задания на синтаксические нормыЗадание I.(32 слайд) Составьте словосочетание, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже. -

Слайд 11Задание II. Исправьте предложения, изменив в них порядок слов. 1. Ты

не встретила в театре одноклассников разве? 2. Новую дали почитать книгу

мне. 3. Он очень вел себя плохо на уроке снова. 4. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бондаревым в романе. 5. Парламент по очереди заслушал отчеты всех министров. 6. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе.
7. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое. 8. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 9. Времена прошли те давным уже давно, а мы хорошо помним о них. 10. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 11. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге. 12. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.

Задание II. Исправьте предложения, изменив в них порядок слов.  1. Ты не встретила в театре одноклассников

Слайд 12Задание IV. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором

предлога, исправьте предложения. 1. Приехав в Москву, он расположился у родственников

в центре города. 2. Эти символы мы унаследовали от самых истоков человечества. 3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
Задание IV. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения. 1. Приехав в Москву,

Слайд 13Задание VI. Исправьте сложные предложения. Объясните допущенные ошибки. 1.Чувства, которые чистые

и бескорыстные, тоже исчезают. 2.И как жестокий укор на католической иконе

в доме «странного человека» остаётся висеть браслет, который героиня вернула ему со своим мужем. 3.Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества. 4. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов.

Задание VI. Исправьте сложные предложения. Объясните допущенные ошибки. 1.Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают. 2.И как

Слайд 14Слово риторика греческого происхождения. В древнегреческом языке было слово rheo

- говорю, лью, теку. Производное от него rhetor означало «ритор» Последнее,

в свою очередь, и дало название нашей науке -rhetorike (риторика) rhetorike techne, «мастерствораторской речи»

У ИСТОКОВ РИТОРИКИ

Слово риторика греческого происхождения.  В древнегреческом языке было слово  rheo - говорю, лью, теку.

Слайд 15
Вот как говорится об этом в поэме Гомера «Одиссея»:

«Тот по

наружному виду внимания мало достоин - Прелестью речи зато одарен

от богов; веселятся Люди, смотря на него, говорящего с мужеством твердым Или с приветливой кротостью; он украшенье собраний; Бога в нем видят, когда он проходит по улицам града»

Вот как говорится об этом в поэме Гомера «Одиссея»:«Тот по наружному виду внимания мало достоин - Прелестью

Слайд 16Основоположниками риторики стали софисты, главными постулатами которых было:
умение манипулировать толпой;
мастерское

ведение словесных баталий, при которых одна сторона принуждает другую проиграть.
убеждение,

что главное – это внешняя красота речи, а не ее содержание или истина. Истина – всего лишь субъективное суждение.

Основоположниками риторики стали софисты, главными постулатами которых было:умение манипулировать толпой;мастерское ведение словесных баталий, при которых одна сторона

Слайд 17Сократ разработал систему ведения диалогов, правильного построения речи с позиции

нравственности
Правильная речь состоит из:
1.вступительной части;
2.изложения основной мысли;
3.доказательства главной идеи;
4.выводов.

Сократ разработал систему ведения диалогов, правильного построения речи с позиции нравственностиПравильная речь состоит из:1.вступительной части;2.изложения основной мысли;3.доказательства

Слайд 18 Он считал главным: эмоциональное убеждение слушателей, действие на тонкие

струны души, умение отделять главное от второстепенного.
Он первым утвердил мысль,

что главное – не копирование чужих мыслей, а собственный путь к истине.
Он считал главным: эмоциональное убеждение слушателей, действие на тонкие струны души, умение отделять главное от второстепенного.Он

Слайд 19
Трактат состоит из нескольких книг:

Первая книга исследует место риторики среди

античных наук.
Вторая – систематизирует способы воздействия на слушателей.
Третья – исследует

стиль, построение речи.

Трактат состоит из нескольких книг:Первая книга исследует место риторики среди античных наук.Вторая – систематизирует способы воздействия на

Слайд 20Работы Аристотеля позволили впервые обозначить неделимую цепь, стоящую из:

источника речи
собственно

речи
получателя речи

Работы Аристотеля позволили впервые обозначить неделимую цепь, стоящую из:источника речисобственно речиполучателя речи

Слайд 21Практическая риторика обучает практическому умению выступать перед аудиторией с сообщениями

разных жанров и типов - от научного доклада и убеждающего

выступления до анекдота и забавных историй. Современная риторика - это наука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении.

Практическая риторика обучает практическому умению выступать перед аудиторией с сообщениями разных жанров и типов - от научного

Слайд 22
По цели выделяют четыре вида публичных выступлений:

Информационное
Протокольно-этикетное
Развлекательное
Убеждающее

По цели выделяют четыре вида публичных выступлений:ИнформационноеПротокольно-этикетноеРазвлекательное Убеждающее

Слайд 23 Виды публичных выступлений по форме:
Доклад
Сообщение
Выступление
Лекция
Беседа

Виды публичных выступлений по форме:  Доклад СообщениеВыступлениеЛекцияБеседа

Слайд 24

1. Какие утверждения правильные?
1. Ответ ученика на уроке

– это убеждающее выступление.
2. Информационная речь – это лекция,

рассказ учителя.
3. Тост – это развлекательное выступление.
4. Речь на открытии нового учебного заведения – протокольно-этикетное выступление.
5. Речь на траурном митинге – это протокольно-этикетное выступление.
6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.
7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – убеждающее выступление.
8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – развлекательное выступление.
9. Доклад – всегда подготовленное выступление.
10.Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.
11.Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение.
12.Лекция строится по строгому плану.
13.Беседа эффективна в небольшой аудитории.
14.Лекции читаются в вузах, в сфере высшего образования.
15.В беседе слушатели отвечают по ходу лекции на вопросы оратора.


1. Какие утверждения правильные? 1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление. 2. Информационная речь

Слайд 252. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление,

лекция, беседа
председатель Совета министров отчитывается о работе правительства за год;


речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге;
учитель объясняет материал на уроке;
получасовое выступление ученого на научной конференции; десятиминутное выступление студента на научной конференции;
в ходе объяснения учителя по теме урока с подготовленными материалами выступают три ученика (по три минуты);
на классном часе выступает психолог, рассказывая о проблемах психологии, задавая вопросы учащимся и отвечая на их вопросы;
в студенческой группе выступает сотрудник библиотеки с обзором новых поступлений.
2. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседапредседатель Совета министров отчитывается о работе

Слайд 26Основные требования к публичному выступлению
Решительное начало выступления.
Драматизм.
Сдержанная эмоциональность.

Краткость.
Диалогичность.
Разговорность.
Установление и поддержание контакта с аудиторией
Понятность

главной мысли.
Решительный конец.
Основные требования к публичному выступлению Решительное начало выступления. Драматизм. Сдержанная эмоциональность. Краткость. Диалогичность. Разговорность. Установление и поддержание

Слайд 27Диалогизируйте приводимые ниже высказывания – введите в них элементы диалога,

превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы

и слова разговорными

Образец: На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества единиц снегоуборочной техники – весь город обсуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам.

Диалогизируйте приводимые ниже высказывания – введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории,

Слайд 28а) Глядя на нынешний состав городской думы, однозначно можно сказать,

что руководителей-профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы.


а) Глядя на нынешний состав городской думы, однозначно можно сказать, что руководителей-профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы.

Слайд 29Публичное выступление - это официальное выступление оратора (в основном - монолог)

перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией
Выводы:


Публичное выступление - это официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно

Слайд 30Не с существительными
Не пишется с существительными слитно:
Если существительное не

употребляется без не: неряха, невзгоды, неверие,
Если не служит для

образования нового существительного, которое можно заменить близким по смыслу словом или выражением : неправда(ложь), неприятель(враг).
Если есть соединение префиксов недо-: недоработка, недосмотр, недочёт, недоимка, недовес, недоразвитость.
Существительные, которые обозначают лицо или качественный оттенок, в соединении с НЕ- образуют слова со значением противопоставления: неспециалист, непоэт, немусульмане, неврачи.
Когда за дело берётся непрофессионал, пора кричать «караул»
Неврач не разберётся в истории болезни.
Не с существительными Не пишется с существительными слитно:Если существительное не употребляется без не: неряха, невзгоды, неверие, Если

Слайд 31Не является отрицательной частицей и пишется раздельно с именами существительными,

если:
в предложении логически подчёркивается отрицание:

К сожалению, я не врач и не могу помочь вам

в предложении есть противопоставление с союзом а:
Нас ожидала не удача, а разочарование.
Не является отрицательной частицей и пишется раздельно с именами существительными, если:  в предложении логически подчёркивается отрицание:

Слайд 32 Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

если без не прилагательное не употребляется: необходимый (необходим), невинный

(невинен),
если прилагательное можно заменить синонимом без не: невесёлый (невесел) – грустный,
если прилагательное имеет при себе слова совсем, очень, весьма, совершенно, крайне, чрезвычайно, усиливающие степень качества: крайне неприятный разговор.
Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:  если без не прилагательное не употребляется: необходимый

Слайд 33Не с прилагательными пишется раздельно:

если есть противопоставление однородных членов,

связанных союзом а: не весёлый, а грустный рассказ; не молодые,

а старые листья.
если не входит в сочетания вовсе не, далеко не, нисколько не, отнюдь не и др.:
До города отнюдь не близкое расстояние
с краткими прилагательными рад, должен, намерен, склонен, готов, обязан, нужен, способен, согласен:
Я не готов ответить на твой вопрос
не пишется раздельно с притяжательными именами прилагательными, отвечающими на вопросы чей? чья? чьё? чьи?:
книга не бабушкина, очки не мамины

не пишется раздельно с относительными именами прилагательными:
браслет не серебряный, дом не деревянный

не пишется раздельно с именами прилагательными в сравнительной степени: не хуже весны, не выше брата

Не с прилагательными пишется раздельно: если есть противопоставление однородных членов, связанных союзом а: не весёлый, а грустный

Слайд 341. С 15№ 4(б,в), с.16№ 5( Стернин И. А.) Повторить правила:

с. 93, с.109 (Чешко Л. А.) 2. С. 94№ 114(Чешко Л.

А.) 3. С.111 № 141(Чешко Л.А.)

Домашнее задание

1. С 15№ 4(б,в), с.16№ 5( Стернин И. А.) Повторить правила: с. 93, с.109 (Чешко Л. А.)

Слайд 35Чешко Л. А. Русский язык/Л. А. Чешко. –М.: Высшая школа,

1990 –333с. Стернин И. А. Истоки риторики/И.А. Стернин. –М.: Истоки,2011, –

169с.

Литература

Чешко Л. А. Русский язык/Л. А. Чешко. –М.: Высшая школа, 1990 –333с.  Стернин И. А. Истоки

Слайд 36Ж…л, ш…на, ч…ж,  ш...ршит, брош...р, ж….ри, маш…на, ч…ща, ч..до, щ…ка, параш…т, ш…пы, щ…вель, лыж…,

рощ…,ш…рота, жарищ…, пущ…
Упражнение № 1 Вставить пропущенную букву

Ж…л, ш…на, ч…ж,  ш...ршит, брош...р, ж….ри, маш…на, ч…ща, ч..до, щ…ка, параш…т, ш…пы, щ…вель, лыж…, рощ…,ш…рота, жарищ…, пущ…Упражнение № 1  Вставить

Слайд 37




Упражнение №2
Вставить пропущенную букву


Деш…вка – груш…вка; деш…вый – ковш…вый; жж…нка – дж…нка;

княж…н – пораж…н;
лиш…н – смеш…н; луч…м – печ…м; нож…вая (пила) – нож…вая (рана); нож…н – нож…; печ…нка – собач…нка; плеч…м – нипоч…м; прич…м – ключ…м; стриж…м (птица) – стриж…м (глагол); трещ…тка – щ…тка; туш…нка – рубаш…нка; этаж…м – страж…м; веч…р – веч…рка.





Упражнение №2 Вставить пропущенную букву       Деш…вка – груш…вка; деш…вый – ковш…вый;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика