Слайд 1Периодизация развития личности по З. Фрейду.
Слайд 2План:
1)Биография З. Фрейда.
2) Стадии развития личности:
Оральная стадия;
Анальная стадия;
Фаллическая стадия;
Латентная стадия;
Генитальная
стадия.
3) Роль периодизации З. Фрейда для психологии развития.
Слайд 3Биография
Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая 1856, Фрайберг, Чехия
— 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психиатр и основатель
психоаналитической школы в психологии, направления, распространявшего теорию, согласно которой значительная часть поведения человека управляется бессознательными мотивами, имеющими скрытый сексуальный подтекст. Он заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему свободные ассоциации и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.
».
Слайд 4
Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызывали полемику в
Вене в XIX веке и до сих пор остаются предметом
горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Его часто называют «отцом психоанализа».
.
Слайд 5Зигмунд Фрейд родился в семье Якоба Фрейда и Амалии Натансон.
По национальности еврей. В статье «Моя жизнь и психоанализ» Зигмунд
Фрейд писал: «Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем. О моих предках с отцовской стороны я знаю, что они некогда обитали в рейнских землях, в Кельне; в связи с очередным преследованием евреев в XIV или XV веках, семейство перебралось на Восток, и на протяжении XIX в. оно переместилось из Литвы через Галицию в немецкоязычные страны, в Австрию». Якоб Фрейд родился в 1815 году в городе Тисмениця Ивано-Франковской области, в Галиции, и провел там первые 25 лет своей жизни. Там же он впервые женился и дал жизнь двум старшим братьям Зигмунда Фрейда — Эммануэлю и Филиппу. Амалия Натансон также родилась в Украине, в городе Броды, на Львовщине, но выросла в Одессе.
Слайд 6В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии и последовавшим
за этим гонением на евреев со стороны нацистов, Фрейд эмигрировал
в Лондон. Мучительно страдая от рака, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить самоубийство. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой он умер 23 сентября 1939 года.
Слайд 8Оральная стадия
Период: (о-1 года). Кормление сосание материнской груди является жизненно
важным актом для ребёнка на данном этапе развития. Во-первых, оно
обеспечивает питание младенца, а во-вторых, оно доставляет младенцу удовольствие, имеющее для него самостоятельную ценность, но также является предметом потенциальной фрустрации. Рот младенца выступает здесь эрогенной зоной. Эрогенная зона-это орган тела, при стимулирование которого наступает удовлетворение либидонозных чувств. Либидо- это энергия сексуальных чувств, влечение к жизни. Тонатос - энергия разрушительных чувств, влечение к смерти. Сосание- тип сексуальных проявлений ребёнка. Черты личности: ненасытность, жадность, требовательность.
Слайд 9Анальная стадия
Период: ( 1-3 лет). На этой стадии либидо концентрируется
вокруг ануса, который становится объектом внимания ребёнка, приучаемого к опрятности.
Черты личности-аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, экономность, склонность к коллекционированию.
Слайд 10Фаллическая стадия
Период: (от 3-5 лет) время вхождения ребёнка в
фаллическую, или Эдипову, стадию психосексуального развития. Ведущая эрогенная зона-генитальные органы.
Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Этой стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Слайд 11Латентная стадия
Период: (6-12 лет). Снижение полового интереса. Психическая дистанция «Я»
полностью контролирует потребности «Оно». Вытеснение сексуальности затрагивает не только не
только эдиповые чувства, но также оральный и анальный опыт ребёнка. Теперь ребёнок можно перенаправить свою психическую энергию на конкретные, социально приемлемые занятия, такие как игры, спорт и интеллектуальная деятельность. В этот период происходит формирование способности детей к самообладанию и самоконтролю
Слайд 12Генитальная стадия
Период: (12-18 лет). Возвращение детских сексуальных стремлений. Все
бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток стремится к нормальному сексуальному
общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Подросток стремится к независимости, своеобразному « освобождению от своих родителей».
Слайд 13Роль периодизации З. Фрейда для психологии развития
Главное достоинство теории З.
Фрейда является то, что она рассматривает человеческую личность во всей
её полноте: человек живет и в мире реальности, и в мире вымысла, раздираем противоречиями, способен мыслить и действовать рационально, несмотря на то, что им движут малоприятные силы и желания, выходящие за рамки его возможностей, может быть то разочарованным, то удовлетворенным, то отчаиваться, то надеяться, быть способным на корысть и на самопожертвование. То есть здесь рассматривается вся противоречивая человеческая сущность.
Это был новый взгляд на развитие личности, что повлекло своеобразную революцию в сфере психологии и смежных наук. Но тем не менее, теория З. Фрейда является одной из ведущих и в настоящее время.