Слайд 1Исторический экскурс: (экспозиция)
По телевидению Би-би-си в июне 1953 г была
показана коронация английской королевы Елизаветы Второй.
Слайд 2Свидетелями этого события стали жители половины Европы, а пленку с
записью показали в США и других странах. Всего коронацию видели
примерно 277 млн человек.
Слайд 3Как добились такого результата.
Слайд 4Внутри аббатства работали 5 телекамер, 21 камеру расставили по всей
дороге до места коронации. Всего 26 камер
Слайд 5В стилистике ведения этого репортажа была заложена специфика передачи нарастающего
напряжения по мере изменения «театра» действия - так характеризовали свой
показ английские телевизионщики.
Слайд 6 С этим сенсационным показом англичане связывают рождение многокамерной
съемки бес которой ничего подобного не произошло.
Слайд 7Сегодняшняя тема – это многокамерная съёмка, как метод и приём
режиссёра
Слайд 8Фильм 3-й. "Похороны Джона Кеннеди. 1963 год". 25 ноября 1963 года
все три национальных канала американского телевидения транслировали похороны Джона Кеннеди.
Кадры показывали в прямом эфире.
Слайд 9Трансляция шла через спутник – тогда это была совершенно неизвестная
технология, которая еще не распространилась по всему миру. Благодаря телевидению,
в этот день похороны Кеннеди смотрели не только в двадцати шести странах, но и 175 миллионов американцев могли следить за процессией по улицам столицы.
Слайд 10Телекамеры запечатлели уникальные кадры, о которых будут еще долго вспоминать.
Слайд 12 Многокамерный метод съёмки становится ведущим началом телевизионного зрелища, позволяя
охватывать масштабные события, праздники, шоу, телевизионные фестивали.
Слайд 13 Импровизация телеведущего в кадре становится профессиональной гордостью журналиста.
Слайд 15Так, именно в конце 1960-x годов происходят изменения в различных
видах культуры,
Слайд 17усложняется форма языка различных видов искусства, а вместе с этим
расширяются границы телевидения как искусства.
Слайд 18 Изменяется понимание прямого репортажа, событийности и фиксации жизни как
она есть:
Слайд 19появляется желание передать событие таким, как его воспринимают люди, находящиеся
в его центре, чтобы зритель пережил эмоции и чувства человека,
присутствующего на матче, концерте или на площади.
Слайд 20 Именно в этот период (конец 1960-х - начало 1970-х
годов), как и в других видах искусства, на телевидении начались
поиски в области синтеза искусств, их взаимообогащения.
Слайд 21 Телевидение стало претендовать на признание его как самостоятельного вида
искусства, искать собственные пути образного построения.
Слайд 22 Тогда и был открыт многокамерный метод съемок, который стал
одним из отличительных признаков телевизионного языка.
Слайд 23 При многокамерном методе съемки внимание телезрителя концентрируется лишь на
тех деталях, которые либо поразили его воображение, либо были показаны
«выразительно».
Слайд 24 Когда идет прямая трансляция, изображения, поданные с разных камер
на режиссерский пульт, представляют собой калейдоскоп одномоментных кадров, выхваченных из
общего потока события.
Слайд 25 И режиссер, находящийся в центре этого действа, заражается общими
эмоциями и импровизированно, передает в эфир то одно, то другое
изображение,
Слайд 26в прямом и переносном смысле увиденное глазами разных людей.
Слайд 27 Несмотря на заранее отобранные точки показа, определенную отрепетированность и
слаженность операторской бригады, на наличие общей концепции показа при многокамерном
методе съемки,
Слайд 28все - таки существует своеобразие в композиционном построении кадра, в
выделении главного в происходящем, т.е. на режиссерский пульт поступают «картинки»
с индивидуальным видением.
Слайд 29 Отсюда ощущение фрагментарности, «выхваченности», многомерности показа события как бы
«разными глазами» участников события.
Слайд 30Этим достигается эффект присутствия.
Слайд 31 Какими же средствами мы создаётся телевизионное сообщение снятое на
видеопленку или на цифровой носитель, а еще в недалеком прошлом
- на кинопленку (сегодня она еще используется для создания рекламных роликов)?
Слайд 32 Для выяснения этого рассмотрим таблицу, которая наглядно демонстрирует в
определенном соподчинении основные составляющие любого экранного произведения вне зависимости от
носителя информации.
Слайд 33 Одновременно с горизонтальным подчинением кадров все перечисленные компоненты могут
соподчиняться по принципу вертикали.
Слайд 34Здесь можно использовать как плавное изменение последовательности видео - и
звукового ряда, так и контрапункт звука и изображения.
Слайд 50 Приведенная схема довольно лаконична. Но она иллюстрирует определенные закономерности
монтажных решений.
Слайд 51 Первые четыре компонента любой передачи или сюжета взаимосвязаны изобразительной
структурой,
Слайд 52которая воспринимается нами на уровне эмоционального восприятия и включена в
систему горизонтального, последовательного соподчинения (или противопоставления).
Слайд 53 В этом случае кадры монтируются в определенной последовательности, один
за другим, объединенные единством композиционного,
Слайд 54светотонального, цветового и темпо-ритмического решения,
Слайд 55благодаря чему отдельно снятые кадры складываются в монтажную фразу, затем
в эпизоды, а эпизоды - в передачу или сюжет
Слайд 56Они могут монтироваться плавно, переходя один в другой, или по
принципу контраста, создавая сложную полифоническую структуру.
Слайд 57 При наложении на изображение звук и слово монтируются как
горизонтально (последовательно), так и вертикально.
Слайд 58При вертикальном монтаже изобразительный ряд монтируется со звуковым рядом либо
по принципу плавного сочетания, либо как контрапункт звука и изображения.
Слайд 59 При этом звук и изображение воздействуют одновременно как на
сознание, так и на подсознание.
Слайд 60 Так, соединяя изобразительный и звуковой ряды, можно создать и
простые сообщения информационного характера, и сложные полифонические структуры.
Слайд 61 При полифонической форме построения монтаж неожиданно раскрывает скрытый смысл
сюжета, который становится ясным и понятным только в столкновении, сопряжении
двух рядом стоящих кадров.
Слайд 62 Формирование образного языка телевидения проходило сложную эволюцию:
Слайд 63от соседства прямых, «живых» - транслируемых с мест события передач
с телевизионной продукцией, снятой по законам кинематографической организации материала на
кинопленку,
Слайд 64через освоение цветного вещания к полифоническим формам постановочных игровых и
развлекательных передач и видеофильмов.
Слайд 65 Это все происходило в сложной борьбе телевещания за право
называться искусством.
Слайд 66В последнее время на экране появились аналитические программы в форме
прямой передачи с использованием «бесшовного» монтажа, ток-шоу и развлекательные программы.
Родился новый жанр - видеоклипы.*
Слайд 67 Если на первом этапе становления телевидения на него оказывали
определенное влияние театр, литература, кино, в меньшей степени живопись, то
сегодня оно говорит на своем специфическом языке.
Слайд 68 Особую роль в его формировании сыграли радио, печать.
Слайд 69Этим обусловлены преимущество слова над изображением и формализация текста, так
как информация направлена на массового и в то же самое
время анонимного зрителя с различными интересами,
Слайд 70ориентацией и жизненным опытом, но едиными культурными традициями.
Слайд 71 Поэтому изображение превратилось в «картинки», ибо за единицу экранного
времени (3-4 секунды) зритель должен получить максимум информации.
Слайд 72Это породило тенденцию, в соответствии с которой в информационных сюжетах
чаще всего при монтаже первичен звуковой ряд,
Слайд 73а видео имеет элементы фрагментарности, так как оно часто не
только перекрывает «словесные» купюры, но и иллюстрирует «слово».
Слайд 74 Сегодня телевидение во многом удовлетворяет главное требование зрителя -
получить наиболее полную и достоверную информацию о том, что происходит
в мире,
Слайд 75в собственной стране, в своем городе, и о том, как
лично его, зрителя, интересы затрагиваются в свете изложенных на экране
фактов.
Слайд 76 С первых же дней осмысления возможностей телевидения возникли противоречивые
мнения о природе и степени условности телевизионного языка.
Слайд 77Особенно ярые споры о его специфике пришлись на 1970-1980-е годы.
Слайд 78Ведутся они и по сей день, но если прежде речь
шла об образной системе, то сегодня - об изменениях, вызванных
электронными технологиями,
Слайд 79которые определяют новый облик телевизионного времени, его спрессованность, быстротечность, фрагментарность.
Слайд 80 Появилось так называемое «сквозное течение» времени: современные сюжеты словно
не имеют начала и финала.
Слайд 81Телевизионное пространство тоже обрело новые черты.
Слайд 82Оно и реальное, и условное одновременно, узнаваемое и символичное, близкое
и далекое.
Слайд 84При массовых мероприятиях необходимо использовать многокамерный метод съёмки.
Слайд 85Согласно таблице построения телеизображения, учитывать восприятие зрителем кадра.
Слайд 86Помнить что экран, в основном своём назначении влияет на подсознание,
на нерациональном уровне, то есть действует на чувства.
Слайд 87И режиссёр, который владеет профессией, может манипулировать сознанием и управлять
чувствами зрителей.