Слайд 1Возрастные особенности детей дошкольного
и младшего школьного возраста и специфика
их поведения
на дорогах
Презентацию подготовили:
руководитель структурного подразделения
«Детский городок по изучению ПДД в
г. Смоленске» МБУ ДО «ЦРДМ» Орлова О.Л.,
педагог – организатор структурного подразделения
«Детский городок по изучению ПДД в г. Смоленске» МБУ ДО «ЦРДМ» Седнёва О.В.
Слайд 2Рост ребенка.
Невысокий рост ребёнка — серьезное препятствие
для обзора окружающей обстановки.
Из-за
стоящих транспортных средств ребенку не видно,
что происходит на дороге,
в то
же время он сам не виден из-за машин водителям
Слайд 3Скорость передвижения.
Шаг ребенка не такой длинный, как шаг взрослого человека.
Пересекая
проезжую часть,
ребёнок дольше находится в зоне повышенной опасности
Слайд 4Равновесие.
У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых. Во
время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, например, о
край тротуара,
ребёнок неожиданно может упасть, потеряв равновесие
Слайд 5«Туннельное зрение».
Поле зрения ребенка на 20 -25% уже, чем у
взрослого, поэтому ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь
общее представление об окружающем пространстве
Слайд 6Скорость реакции.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная.
Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше.
У взрослого пешехода
на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8–1 сек. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды
Слайд 7
Особенности наблюдения.
Дети начинают наблюдение, только подойдя к краю проезжей части
или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не
успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию
Слайд 8Особенности зрительного восприятия.
Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля.
При приближении большого
грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже
рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью
Слайд 9Особенности внимания.
Внимание у детей непроизвольное, восприятие непосредственно. Ребенка интересуют только
то, что эмоционально окрашено.
Поэтому на дорогах его привлекают не те
машины,
которые несут опасность, а яркие и привлекательные
Слайд 10Особенности внимания. «Пусть весь мир подождёт».
Внимание ребенка сосредоточено на том,
что он делает.
Мозг ребёнка не в состоянии уловить одновременно более
одного явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем
Слайд 11
Особенности слухового восприятия.
До 8 лет ребёнок зачастую ещё не способен
точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто
не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания
Слайд 12Эмоции.
На детей большое влияние оказывают эмоции.
Радость, грусть, удивление, интерес к
чему-либо заставляют напрочь забывать об опасности, которой они могут быть
подвергнуты
Слайд 13Особенности темперамента.
У детей с холерическим типом темперамента отмечается импульсивность и
повышенная склонность к риску
Слайд 14Особенности темперамента.
Ребёнок-меланхолик теряется в сложных ситуациях,
переход дороги начинает в состоянии
психического напряжения.
У него постепенно накапливается чрезмерное психическое напряжение, раздражение, утомление
и – в конечном итоге – возникает чувство страха
Слайд 15Особенности темперамента.
Спокойные, флегматичные дети не будут делать резких движений при
переходе проезжей части дороги,
однако из-за усталости их внимание может быть
отвлечено
Слайд 16Дети проецируют в реальный мир свои представления
из мира игрушек.
«Настоящее транспортное
средство может в действительности остановиться так же мгновенно, как игрушечная
машинка»;
«В случае ДТП как транспортное средство, так и человек, останутся целыми и невредимыми, как в игре»;
«Если я попаду под машину, самое страшное, что меня будут ругать или накажут»
Слайд 17Доверие к взрослому человеку.
Ребёнок уверен, что его действия на дороге
всегда находятся под контролем взрослых людей (как родителей, так и
посторонних), которые несут ответственность за всё происходящее.
Если ребёнок что-то сделает не так, то его просто отругают
или сделают замечание
Слайд 18Соотношение характеристик поведения детей и причин ДТП
Слайд 19Соотношение характеристик поведения детей и причин ДТП
Слайд 20Специалисты отмечают, что целесообразно формировать у детей
четыре вида навыков.
1. «Навык
наблюдения». Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части,
как предметы, скрывающие опасность. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы. Пустынную улицу или улицу с неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт.
2. «Навык сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в бытовой среде!). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре. При переходе - полное спокойствие, никакой спешки. Этот навык надо тренировать у ребенка личным примером родителей.
Слайд 213. Навык «переключения на проезжую часть». Тротуар отделен от проезжей
части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Надо научить ребенка замечать
эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
4. Навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычки «вижу – действую». Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части следование таким привычкам недопустимо. На проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами но и мыслями. Необходимо выработать у детей навык сосредотачивать внимание на 10-15 с, которые требуются для перехода проезжей части