Слайд 1
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Афинский Акрополь
Слайд 2Анти́чность (от лат. Antiquitas - древность)
Греко-римская древность, цивилизации Древней
Греции и Древнего Рима в период с III тыс. до
н.э. до V в. н.э.
Термин Греция, греки – негреческого (возможно, иллирийского) происхождения.
Так римляне называли греков-колонистов в Южной Италии.
Сами греки именовали свою страну – Элладой (от названия небольшого города и области в южной Фессалии), а себя – эллинами.
Античную культуру называют детством человечества, колыбелью европейской цивилизации.
Она – исток, образец и духовная опора европейских литератур.
Слайд 4Территория Древней Греции:
- южная часть Балканского полуострова;
- острова Эгейского моря;
-
западное побережье Малой Азии.
Население Древней Греции полиэтническое: эолийцы, ионийцы, дорийцы,
ахейцы (в Илиаде так называются все греки Пелопоннеса).
Слайд 51)Материковая Греция – территориальное ядро Древней Греции.
Южная часть Балканского полуострова
– Пелопоннес, он соединяется с основной территорией Греции Коринфским перешейком.
Центральная область Пелопоннеса – Аркадия, ставшая символом идеальной жизни на лоне природы и воспетая многими поэтами.
По легенде, на Пелопоннесе обитал бог лесов Пан.
Слайд 6Греция окружена морями.
Южную часть омывает Средиземное море.
К западу от
полуострова — Ионическое море, а в нем остров Итака –
родина Одиссея.
Через Мраморное море, через проливы Геллеспонт (Дарданеллы) и Босфор, Понт Эвксинский (Черное море) греки плыли в Колхиду, Крым.
Замечательную роль играет в судьбе греческой цивилизации Эгейское море. Это «внутреннее» море, вокруг него располагались греческие земли.
Замыкает Эгейское море остров Крит – самое сильное морское государство Древней Греции.
Очень известны остров Родос у побережья Малой Азии;
остров Лесбос, на котором жила поэтесса Сапфо, остров Милос (или Мелос, там была найдена Венера Милосская).
На западном малоазийском побережье – легендарный город Илион (Троя), воспетый в гомеровской поэме.
Слайд 7Среди многочисленных гор три наиболее знамениты – Олимп, Парнас и
Геликон.
Олимп – священная гора, на которой жили боги.
Парнас
– священная гора, на южном склоне которой, в Дельфах, был храм Аполлона.
В нем предсказывал будущее дельфийский оракул (от oro – говорю, прошу).
Геликон – обитель муз. Там находились священные родники. Источник под названием Гиппокрена (от греч. конский источник) возник от удара копыта крылатого коня Пегаса по камню.
На Геликоне находится родник, в который смотрелся Нарцисс.
Слайд 8Море с многочисленными бухтами удобно для рыболовства,
долины – для
земледелия и виноградарства;
изобилие полезных ископаемых, руды, серебряные копи, мрамор
способствовали развитию ремесел и металлургическому производству.
Слайд 9Основными центрами древнегреческой культуры были город Кносс на острове Крит,
прибрежные города материковой Греции Микены и Тиринф, Афины.
Кносс - главный
город крито-микенского периода.
На Кноссе расположен знаменитый дворец царя Миноса.
Недалеко от него –лабиринт Дедала, где обитал Минотавр.
Слайд 10Тиринф – город на полуострове Пелопоннес.
Знаменит своими циклопическими стенами
(т.е. сложенными из таких больших камней, сдвинуть которые под силу
только великанам циклопам).
Микены – город на полуострове Пелопеннес. Гомер называет их «златообильные».
Знаменит Львиными воротами, на которых – первая в истории геральдическая (от лат. глашатай) композиция,
и богатыми микенскими гробницами.
Слайд 11Афины – город-полис в Аттике, центр греческой цивилизации.
Назван в
честь богини Афины.
С городом связаны имена философов Сократа, Платона
и Аристотеля, заложивших основы европейской философии; трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы.
Слайд 12Образование
В Древней Греции сложились известные нам формы образования – гимнасий
(гимназия), ликей (лицей), академия.
Гимнасий (от греч. практика) – учебное заведение,
обучающее чтению, письму и физической культуре.
В Ликее (недалеко от Афин) учил Сократ, Аристотель.
Академия основана Платоном, она стала прообразом академического образования.
Основная задача – воспитание здорового, физически и духовно гармонично развитого гражданина. Осуждая человека, греки говорили: «не умеет ни читать, ни плавать».
Слайд 13Греция была родиной демократии, народовластия.
Но античная демократия была исторически
ограниченной.
Равенство прав и возможностей распространялось только на свободных граждан,
а рабы в эту категорию не входили.
Аристотель: «Человек не может обойтись без орудий... Среди этих орудий одни – одушевленные, другие – неодушевленные... Раб – это одушевленная собственность и самое совершенное из орудий».
Слайд 14Античная картина мира
Античный космос – символ мирового порядка и разумности.
Космос разумен, прекрасен, так как в нем царит гармония.
Человеку
принадлежит срединная зона, заселенное человеком пространство – ойкумена (заселённая земля).
Земное воплощение разумности мира – город-государство (полис).
Это объединение частных землевладельцев и ремесленников, у которых равные права и одинаковая свобода по отношению к несвободным «варварам».
Преклонение перед космосом, его гармонией выражается в бережном отношении греков к ландшафту (экосу).
Стремление быть достойным своего космоса – в основе калокагатии – утверждения единства в человеке телесного и духовно-нравственного совершенства.
Слайд 15Основа греческой демократии – осознание общественной ценности ремесел.
Основа древнегреческого
производства – ремесло (техне).
Желанием приблизиться к гармонии, объясняется тяга греков
к состязаниям.
Агональность (от агон – борьба, состязание) античной культуры проявлялась в разных сферах жизни:
-спортивные (гимнастические) и конные соревнования;
-художественные (поэтические и музыкальные) соревнования;
-состязания в области искусства красноречия (риторики) и философские беседы (диалоги).
Слайд 16Характерные особенности античной литературы:
-мифологическая тематика;
это позволило символически воплощать высокие
мировоззренческие обобщения;
-традиционализм – это позволяло воспринимать каждый образ на фоне
предшествующего опыта;
-поэтическая форма –поэтическая форма давала возможность усиливать выразительность высказывания, используя ритм, рифму.
Слайд 17Выдающиеся представители культуры
Древней Греции
Политики:
Перикл, Демосфен, Александр Македонский.
Ученые: Пифагор,
Гиппократ, Евклид, Архимед.
Философы: Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Диоген, Аристотель.
Творцы художественной
культуры:
Гомер, Сапфо, Эзоп, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.
Слайд 18Культуру Древней Греции обычно делят на несколько периодов:
1)III-II тыс. до
н.э. – эгейский, или крито-микенский, или ахейский;
2)XI-IX вв. до н.э.
– гомеровский («темные века»);
3)VIII-VI вв. до н.э. – архаический;
4)V-IV вв. до н.э. – классический;
5)конец IV- середина I вв. до н.э. – эллинистический.
Слайд 19Крито-микенский период (ахейская Греция) - III-II тыс. до н.э.
Постепенное
заселение территории Греции:
ионийцы (Аттика, Пелопоннес);
эолийцы (Фесалия, Беотия);
Завоевания ахейцами основной
территории балканского полуострова.
Формирование протогородов; развитие ремесел.
Греция превращается в страну мощных крепостей и городов (Тиринф, Микены, Афины, Фивы).
История этого периода - постоянные войны.
Артур Эванс - английский историк и археолог, первооткрыватель критской культуры. С 1900 г. вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита.
Слайд 20Гомеровский период (Темные века) XI-IX вв. до н.э.
Основной источник –
поэмы Гомера.
XII в. – вторжение дорийцев, упадок культуры.
Развитие военного
дела, практики обработки металла.
Рост аристократии.
Политическая структура:
-народное собрание (все свободные мужчины-воины);
-совет старейшин (герусия – от греч. старейшина; ареопаг – букв. холм Ареса);
-выборный военный вождь (басилей).
Слайд 21Архаический период
VIII-VI вв. до н.э.
Время основания колоний в заморских
землях – Великая греческая колонизация (Сицилия, Южная Италия, Херсонес, Феодосия,
Кипр, Египет).
Развитие кораблестроения, ремесел, торговли.
Объединение областей, развитие городов, формирование политических, территориальных, религиозных союзов.
Преобразование военного дела (гоплиты – тяжело вооруженная пехота, фаланги – новый тип боевого строя).
Развитие и совершенствование законодательства и тирании.
Рождение классического полиса – города-государства.
Слайд 22Классическая Греция
V-IV вв. до н.э.
Период иноземных вторжений и войн (завоевание
Крёза – царя Лидии; персидского царя Дария; войны с Карфагеном,
Спартой; Пелопонесская война).
Походы Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). Александр - царь Македонии, основатель мировой эллинистической державы, самый прославленный полководец античности.
Золотой век древнегреческой культуры.
Слайд 23Эллинистическая Греция
Конец IV- середина I вв. до н.э.
После смерти Александра
Македонского – борьба за всласть, войны против Македонии.
III в. до
н.э. – вторжение римлян на Балканский полуостров.
Эпоха римского владычества в Греции.
Независимость сохранили только Афины и Спарта.
Синтез греческих и восточных традиций в культуре.