Слайд 1История моды знает множество курьезов и смешных фактов. На протяжении
веков одни модные причуды сменялись другими. Порою, складывается ощущение, что
история моды — это скорее история юмора, чем красоты. Только представьте, как будут хохотать наши потомки, разглядывая модные не так давно брюки в стиле «Алладин». Мы же тем временем вместе улыбнемся над «писками» моды прошлых лет.
Слайд 2Дом на голове или мыши в волосах. Франция, законодательница мод,
в конце XVII – начале XVIII века подарила всему миру
моду на огромные прически и парики. Людовику XIV приписывают введение моды на мужские парики. Хотя на самом деле модники полюбили парики задолго до того, как Король-солнце взошел на престол. А Людовик, рано начавший лысеть, в один прекрасный день своим королевским указом обязал носить парики поголовно всех. Мода на парики, которые со временем меняли цвет и форму, продержалась несколько веков.
Слайд 3Женская прическа в 18 веке отличалась пышными и необычными формами,
замысловатыми конструкциями и часто держалась только за счет специальных каркасов.
Волосы начесывались на подушечку, дополнялись шиньонами и могли достигать метра в высоту. Носили такую прическу по нескольку недель, меняя только украшения. На головах женщин красовались вазы, башни, корабли и картины морских сражений, корзины с фруктами, фигурки детей, и даже клетки с живыми птицами, причем, чем более редкой и экзотичной была птица, тем больше она была популярна. Чем экстравагантнее было сооружение на макушке, тем большей кокеткой считалась женщина.
Слайд 4Для украшения подобных произведений парикмахерского искусства использовались также ленты, перья,
драгоценные камни, жемчужные нити и все, что под руку попадалось.
Для прочности прически смазывались салом, а на ночь эти конструкции покрывались металлической сеткой, служившей защитой от грызунов. Но от насекомых никакие сетки не спасали. Вши, заводившие в таких уютных для них гнездах, в то время считались нормой.
Слайд 5Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц,
а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели
насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру. Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица - трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, потому что зуд был постоянно, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти. Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах.
Лопаточка для чесания головы. Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели.
Слайд 6Затем пришла мода на овощи и фрукты: артишоки, кочаны капусты,
морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с
яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что голова знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. В украшении причесок использовали почти всё, что только могли найти - ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды, вплоть до статуэток и настоящих композиций из макетов.
Слайд 7Блохоловки.
До XVIII века регулярно стирать было не принято, да
и описанные выше прически не соответствовали санитарным нормам, в результате
просвещенная Европа кишела блохами. Чтобы избавиться от этой напасти, французы придумали блохоловку – драгоценную брошку-ловушку, внутри которой находилась капля крови и капля меда.
Считалось, что блоха сама должна была залезать в ловушку, чувствуя запахи, прилипать там, однако не все блохи были настолько любопытны. Среди версальских кавалеров было модно носить в ловушке блоху, пойманную на теле дамы сердца.
Слайд 8Самым роскошным королевским двором в Европе XVII века был французский. А
главной иконой стиля - король Людовик XIV.
Король-солнце первым стал носить
обувь на высоких каблуках, окрашенных в красный.
По легенде мода зародилась после того как младший брат Людовика герцог Орлеанский измазал свои туфли в крови, оказавшись на бойне. Так что обувь на красных каблуках и красной подошве придумал вовсе не Кристиан Лубутен, а брат короля, ну или королевский сапожник - Николя Лестаж.
Неудивительно, что красные туфли приравнивались к предметам роскоши. Французские придворные с удовольствием обулись, вслед за королём, в красную обувь. Вскоре аристократов, приближенных ко двору, так и стали называть - «красные каблуки».
Красные каблуки
Слайд 9Художник Иван Билибин изобразил Стеньку Разина на каблуках, чтобы подчеркнуть
его высокое положение . Оказывается, каблуки изобрели и долгое время
носили исключительно мужчины. Появились они как приспособление для верховой езды (каблук не давал пятке при плохой посадке проскользнуть в стремя и застрять там. В противном случае всадник, упавший с лошади, волочился бы за ней по земле). Своего расцвета мода на мужские каблуки достигла в XVII веке благодаря французскому королю Людовику XIV. Модники тогда щеголяли на каблуках высотой 7-8 сантиметров. Людовик носил красные каблуки и платформу – как пишут историки, высотой около 2 сантиметров. Но некоторые франты умудрялись взгромоздиться и на 11-сантиметровые платформы. Колодки тогдашней обуви были куда менее удобными, чем сейчас, чтобы хоть как-то передвигаться в таких туфлях, пришлось ввести моду на трости. Своего расцвета каблук достиг в XVIII веке, но в России обувь на каблуках мужчины носили вплоть до конца XIX века.
Слайд 10Пулены и чопины В XIV веке в Европе распространилась так
называемая бургундская мода, одним из характерных элементов которой были длинноносые
туфли – пулены. Моду на остроносую обувь - пулены (poulaines — нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам - в 2 ступни, рыцарям - в 1,5 ступни, горожанам - в 1 ступню, простолюдинам - в 0,5 ступни. Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.
Слайд 11Господин Пулен выдумал очень странный фасон обуви, которая, впрочем, получила
широкой признание. Ее называли пуленами или пулинами. Это была обувь
с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали. Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи - в один фут, простой люд – в полфута. (Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.) В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.
Слайд 12Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены
заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего.
Король счел за благо ограничить длину носков в законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантиметров), а графам - в два фута.
Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!" Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве". Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы - немецкой, и т. д. Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.
Слайд 13Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не
были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки. Прошедшие века
оставили нам и множество других модных нелепиц в области обуви, к которым можно отнести и своеобразные туфли, называемые – chopines, придуманные в Венеции. Чопины - это обувь на очень высокой платформе или двух каблуках. В XVI веке из-за того, что улицы города на воде были заполнены нечистотами, а платья были дороги, женщинам приходилось взбираться на большую высоту. Удержать равновесие на таких туфельках было непросто. Любопытно, что высота каблуков являлась показателем высокого рода. Так что самые высокие платформы были у дам из знатных семей. Длина некоторых экземпляров достигала 60 сантиметров. Пришлось издавать даже специальные указы, регламентирующие высоту каблука по сословиям.
Слайд 14Современные модельеры также не отстают. Например, инопланетные туфли Александра МакКуина,
занявшие почетное место в списке самых странных аксессуаров года, в
представлении не нуждаются.