Слайд 1основная литература:
1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших
дней. М., 2004
2. История психологии. XX век; Тексты / Под
ред. И.Я.Гальперина, А.Н-.Ждан. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
3. История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.
4. Кольцова В.А.О., Олейник Ю.Н. История психологии (мультимедийный учебно-методический комплекс). М., 2004
5. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2001.
Шулъц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 2002.
6. Якунин В.А. История психологии. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.
Щелин И.В. История психологии. Учебно-методический комплекс. Интернет-ресурс. Томск-2006 (http://ido.tsu.ru/iop_res/istpsiholog/index.html).
Слайд 2Вариант тестовых заданий к экзамену по дисциплине «История психологии»
1 .
Кого из античных философов можно считать родоначальником психотерапии, он же
считал, что в качестве существенных признаков отличающих человека от животных относятся прямохождение, наличие освобожденной руки, разум, язык и членораздельная речь?
А)Сократ; Б)Платон; В)Эпикур; Г)Аристотель
2.Перу какого ученого принадлежит труд «Этика»?
А)Т. Гоббс; Б)Б. Спиноза; В)Р. Декарт; Г)Г. Лейбниц
3. Кто заложил основы материалистической русской психологии?
А)Н.И. Новиков;Б)Я.П. Козельский; В)М.В. Ломоносов; Г) А.Н. Радищев
Слайд 3Уотсон, Джон Бродес (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма.
«Нет
полной уверенности в том, что все мы имеем в виду
одно и то же, когда используем термины, распространенные теперь в психологии… Я сомневаюсь, может ли хоть один психолог соотнести то, что он понимает под ощущением, с тем, что понимают под этим три других психолога, представляющих различные школы.»
Слайд 4Предмет истории психологии, ее развитие, задачи, принципы и методы исследования
История
психологии – это наука о законах и закономерностях возникновения и
развития системы психологических знаний
Слайд 6Предмет истории психологии
деятельность людей, занятых познанием психического мира
Слайд 7Основные задачи истории психологии
Анализ возникновения и дальнейшего развития научных
знаний о психике с точки зрения научного, а не житейского
или религиозного подхода в изучении эволюции представлений о психике человека
Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии
Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество
Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки
Слайд 8Принципы историко-психологического исследования
принцип историзма
Он требует рассмотрения того или иного отрезка
прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих
социокультурных условий, как детерминируемого общей ситуацией в науке и изучаемого в сопоставлении с предшествующими знаниями.
Принцип единства логического и исторического
Он требует чтобы историко-психологическое явление не просто описывалось, а было подвергнуто теоретическому анализу и осмыслению
Слайд 9Принцип системности
Требует учета в процессе изучения историко-психологического явления всей совокупности
взаимосвязей этого явления со всеми другими историко-психологическими явлениями.
Принцип детерминизма
Признание необходимости
причинного объяснения того или иного историко-психологического факта.
Слайд 10
Принцип научности
Подразумевает необходимость исходить из научных фактов, использовать научные методы
доказательства, при изучении истории психологии
Принцип развития
Требует рассмотрения историко-психологического явления в
динамике его развития, а не статистически.
Слайд 11Принцип конструктивно-позитивного анализа истории психологии
Акцентирование внимания не на ошибках,
недостатках и просчетах в развитии психологической мысли какой-либо отстоящей от
ученого исторической эпохи, а на выявлении того позитивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода;
Принцип периодизации и преемственности развития психологического анализа
Выделение и изучение качественно различных этапов периодов (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания, показать их эволюционную взаимосвязь и взаимопроникновение
Слайд 12Принцип единства прошлого, настоящего и будущего
Фиксирует понимание роли и
целевой функции историко-психологических исследований.
Принцип единства коллективного и индивидуального творчества
в развитии психологического знания
Понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных ученых, но и научного сообщества в целом.
Слайд 13Основные методы истории психологии
Теоретическая реконструкция и описание систем прошлого
Теоретический анализ
накопленного эмпирического материала
Классификация историко-психологических фактов и их объединение по школам,
направлениям концепциям, проблемам
Контент-анализ архивных материалов
Слайд 14Наблюдение
Опрос
Анализ результатов деятельности
Интервьюирование видных психологов и их современников
Биографический метод (изучение
биографий великих ученых)
Метод статистической обработки сведений о различных историко-психологических фактах.
Слайд 15Эббингауз в ходе своих экспериментов с памятью выявил следующие законы.
Объем
запоминания, выраженный количеством единиц, которые человек без труда воспроизводит после
однократного прочтения материала, равен 6—8 бессмысленным слогам.
Количество запоминаемых единиц (т. е. слогов) зависит от общей длины списка этих единиц.
На качество и специфику запоминания информации влияет так называемый «эффект края».
Необходимо не только заучивание, но и повторение, или переучивание.
Эббингауз, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (1850–1909) – немецкий психолог, представитель ассоцианизма.
Слайд 16Фехнер, Густав Теодор (1801–1887). Фехнер был ученым с удивительно разносторонними
научными интересами. Его активная карьера длилась более 70 лет. В
течение 7 лет он занимался физиологией, 15 – физикой, 14 – психофизикой, 11 – экспериментальной эстетикой, 40 – философией, и лишь последние 12 лет своей жизни он был нетрудоспособен. Из всех занятий наибольшую известность ему принесли работы по психофизике, хотя он и не считал ее главным делом своей жизни.
Слайд 17Фрейд, Зигмунд (1856–1939) – австрийский психолог. Фрейда интересовал психоанализ, терапия.
Он получил образование по специальности врача в Вене в 1880-х
гг., публиковал статьи в области неврологии и афазии, но не имел возможности получить академическую должность из-за господствующего антисемитизма. В результате он занялся психиатрией, работал с Шарко в Париже и размышлял, сначала вместе с доктором Брейером над идеей психоанализа. Начиная с 1890 г. и до своей смерти в Англии в 1939 г., Фрейд играл основную роль в развитии идей психоанализа и его институтов.
Слайд 18Скиннер, Беррес Фредерик (1904–1990) – американский психолог, представитель современного бихевиоризма.
Родился в г. Саскуеханна (Пенсильвания). В 1928 г. поступил в
аспирантуру Гарвардского университета по психологии, получил степень доктора философии, преподавал в университете штата Миннесота и университете штата Индиана, после чего вернулся в Гарвард. Скиннер продолжал плодотворно работать до самой своей смерти в возрасте 86 лет, причем трудился он с тем же энтузиазмом, который проявлял и шестьдесят лет назад. В подвале своего дома он оборудовал персональный «скиннеровский ящик» – контролируемую среду, которая давала положительное подкрепление. Он спал там в большой желтой пластиковой коробке, в которой как раз помещался матрац, несколько полок с книгами, а также маленький телевизор. В 1989 г. у Скиннера обнаружили лейкемию.
Слайд 19Эббингауз, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (1850–1909) – немецкий психолог, представитель ассоцианизма.
«У психологии огромная предыстория и очень короткая история».
Слайд 201-й этап
Психология как
наука о душе
Наличием души пытались
объяснить все непонятные
явления в жизни человека
Начало этапа – более
2 тыс. лет
назад
Слайд 212-й этап
Психология как
наука о сознании
Начинается с ХVII в.
Способность чувствовать
и думать называли сознанием.
Основной метод – наблюдение человека за самим
собой.
Слайд 22
Рене Декарт (Descartes, René, латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius)
(1596–1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный
за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.
«Мыслю – значит, существую». Мышление все, что происходит в нас».
Слайд 233-й этап
Психология как
наука о поведении
Начинается с ХХ в.
Задачи психологии
– наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки,
реакции человека.
Слайд 24Уотсон, Джон Бродес (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма.
Формула
бихевиоризма:
S R
Слайд 254-й этап
Современный этап развития психологии. Изучение фактов, закономерностей и механизмов
психики
Начинается со второй половины ХХ в.
Слайд 26Отличительные тенденции современного состояния истории психологии в России
Внимание к конкретным
историко-сопоставительным исследованиям.
Стремление ученых к рефлексии генезиса психологического познания не
только через анализ достаточно традиционных объектов историко-психологических исследований – творческое наследие ученых и достижения научных школ, но и путем разработки истории научных областей, направлений и отдельных проблем психологии.
Увеличение числа издаваемой литературы по историко-психологической проблематике переиздание ранее труднодоступных трудов известных российских психологов, перевод на русский язык классических работ зарубежных ученых в рамках сериальных изданий.
Слайд 27
4. Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в
проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков,
философов, физиологов, культурологов, педагогов;
5. Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии.
6. Расширяется источниковая база историко-психологических исследований: используются разнообразные типы документов и материалов (опубликованные и неопубликованные, письменные и устные, научные и эпистолярно-мемуарные, непосредственные и косвенные, основные и дополнительные)