Разделы презентаций


История психологии

Содержание

Вариант тестовых заданий к экзамену по дисциплине «История психологии»1 . Кого из античных философов можно считать родоначальником психотерапии, он же считал, что в качестве существенных признаков отличающих человека от животных относятся

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1основная литература:
1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших

дней. М., 2004
2. История психологии. XX век; Тексты / Под

ред. И.Я.Гальперина, А.Н-.Ждан. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
3. История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.
4. Кольцова В.А.О., Олейник Ю.Н. История психологии (мультимедийный учебно-методический комплекс). М., 2004
5. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2001.
Шулъц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 2002.
6. Якунин В.А. История психологии. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.
Щелин И.В. История психологии. Учебно-методический комплекс. Интернет-ресурс. Томск-2006 (http://ido.tsu.ru/iop_res/istpsiholog/index.html).
основная литература:1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 20042. История психологии. XX век;

Слайд 2Вариант тестовых заданий к экзамену по дисциплине «История психологии»

1 .

Кого из античных философов можно считать родоначальником психотерапии, он же

считал, что в качестве существенных признаков отличающих человека от животных относятся прямохождение, наличие освобожденной руки, разум, язык и членораздельная речь?
А)Сократ; Б)Платон; В)Эпикур; Г)Аристотель

2.Перу какого ученого принадлежит труд «Этика»?
А)Т. Гоббс; Б)Б. Спиноза; В)Р. Декарт; Г)Г. Лейбниц

3. Кто заложил основы материалистической русской психологии?
А)Н.И. Новиков;Б)Я.П. Козельский; В)М.В. Ломоносов; Г) А.Н. Радищев

Вариант тестовых заданий к экзамену по дисциплине «История психологии»1 . Кого из античных философов можно считать родоначальником

Слайд 3Уотсон, Джон Бродес (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма.



«Нет

полной уверенности в том, что все мы имеем в виду

одно и то же, когда используем термины, распространенные теперь в психологии… Я сомневаюсь, может ли хоть один психолог соотнести то, что он понимает под ощущением, с тем, что понимают под этим три других психолога, представляющих различные школы.»
Уотсон, Джон Бродес (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма. «Нет полной уверенности в том, что все мы

Слайд 4Предмет истории психологии, ее развитие, задачи, принципы и методы исследования
История

психологии – это наука о законах и закономерностях возникновения и

развития системы психологических знаний
Предмет истории психологии, ее развитие, задачи, принципы и методы исследованияИстория психологии – это наука о законах и

Слайд 6Предмет истории психологии




деятельность людей, занятых познанием психического мира

Предмет истории психологиидеятельность людей, занятых познанием психического мира

Слайд 7Основные задачи истории психологии
Анализ возникновения и дальнейшего развития научных

знаний о психике с точки зрения научного, а не житейского

или религиозного подхода в изучении эволюции представлений о психике человека

Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии

Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество

Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки

Основные задачи истории психологии Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрения научного,

Слайд 8Принципы историко-психологического исследования
принцип историзма
Он требует рассмотрения того или иного отрезка

прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих

социокультурных условий, как детерминируемого общей ситуацией в науке и изучаемого в сопоставлении с предшествующими знаниями.

Принцип единства логического и исторического

Он требует чтобы историко-психологическое явление не просто описывалось, а было подвергнуто теоретическому анализу и осмыслению

Принципы историко-психологического исследованияпринцип историзмаОн требует рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания,

Слайд 9Принцип системности
Требует учета в процессе изучения историко-психологического явления всей совокупности

взаимосвязей этого явления со всеми другими историко-психологическими явлениями.
Принцип детерминизма
Признание необходимости

причинного объяснения того или иного историко-психологического факта.
Принцип системностиТребует учета в процессе изучения историко-психологического явления всей совокупности взаимосвязей этого явления со всеми другими историко-психологическими

Слайд 10

Принцип научности
Подразумевает необходимость исходить из научных фактов, использовать научные методы

доказательства, при изучении истории психологии


Принцип развития
Требует рассмотрения историко-психологического явления в

динамике его развития, а не статистически.
Принцип научностиПодразумевает необходимость исходить из научных фактов, использовать научные методы доказательства, при изучении истории психологииПринцип развитияТребует рассмотрения

Слайд 11Принцип конструктивно-позитивного анализа истории психологии


Акцентирование внимания не на ошибках,

недостатках и просчетах в развитии психологической мысли какой-либо отстоящей от

ученого исторической эпохи, а на выявлении того позитивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода;

Принцип периодизации и преемственности развития психологического анализа

Выделение и изучение качественно различных этапов периодов (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания, показать их эволюционную взаимосвязь и взаимопроникновение

Принцип конструктивно-позитивного анализа истории психологии Акцентирование внимания не на ошибках, недостатках и просчетах в развитии психологической мысли

Слайд 12Принцип единства прошлого, настоящего и будущего
Фиксирует понимание роли и

целевой функции историко-психологических исследований.
Принцип единства коллективного и индивидуального творчества

в развитии психологического знания

Понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных ученых, но и научного сообщества в целом.

Принцип единства прошлого, настоящего и будущего Фиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований. Принцип единства коллективного

Слайд 13Основные методы истории психологии
Теоретическая реконструкция и описание систем прошлого

Теоретический анализ

накопленного эмпирического материала
Классификация историко-психологических фактов и их объединение по школам,

направлениям концепциям, проблемам

Контент-анализ архивных материалов

Основные методы истории психологииТеоретическая реконструкция и описание систем прошлогоТеоретический анализ накопленного эмпирического материалаКлассификация историко-психологических фактов и их

Слайд 14Наблюдение
Опрос
Анализ результатов деятельности
Интервьюирование видных психологов и их современников
Биографический метод (изучение

биографий великих ученых)
Метод статистической обработки сведений о различных историко-психологических фактах.

НаблюдениеОпросАнализ результатов деятельностиИнтервьюирование видных психологов и их современниковБиографический метод (изучение биографий великих ученых)Метод статистической обработки сведений о

Слайд 15Эббингауз в ходе своих экспериментов с памятью выявил следующие законы.
Объем

запоминания, выраженный количеством единиц, которые человек без труда воспроизводит после

однократного прочтения материала, равен 6—8 бессмысленным слогам.
Количество запоминаемых единиц (т. е. слогов) зависит от общей длины списка этих единиц.
На качество и специфику запоминания информации влияет так называемый «эффект края».
Необходимо не только заучивание, но и повторение, или переучивание.

Эббингауз, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (1850–1909) – немецкий психолог, представитель ассоцианизма.

Эббингауз в ходе своих экспериментов с памятью выявил следующие законы.Объем запоминания, выраженный количеством единиц, которые человек без

Слайд 16Фехнер, Густав Теодор (1801–1887). Фехнер был ученым с удивительно разносторонними

научными интересами. Его активная карьера длилась более 70 лет. В

течение 7 лет он занимался физиологией, 15 – физикой, 14 – психофизикой, 11 – экспериментальной эстетикой, 40 – философией, и лишь последние 12 лет своей жизни он был нетрудоспособен. Из всех занятий наибольшую известность ему принесли работы по психофизике, хотя он и не считал ее главным делом своей жизни.
Фехнер, Густав Теодор (1801–1887). Фехнер был ученым с удивительно разносторонними научными интересами. Его активная карьера длилась более

Слайд 17Фрейд, Зигмунд (1856–1939) – австрийский психолог. Фрейда интересовал психоанализ, терапия.


Он получил образование по специальности врача в Вене в 1880-х

гг., публиковал статьи в области неврологии и афазии, но не имел возможности получить академическую должность из-за господствующего антисемитизма. В результате он занялся психиатрией, работал с Шарко в Париже и размышлял, сначала вместе с доктором Брейером над идеей психоанализа. Начиная с 1890 г. и до своей смерти в Англии в 1939 г., Фрейд играл основную роль в развитии идей психоанализа и его институтов.
Фрейд, Зигмунд (1856–1939) – австрийский психолог. Фрейда интересовал психоанализ, терапия. Он получил образование по специальности врача в

Слайд 18Скиннер, Беррес Фредерик (1904–1990) – американский психолог, представитель современного бихевиоризма.

Родился в г. Саскуеханна (Пенсильвания). В 1928 г. поступил в

аспирантуру Гарвардского университета по психологии, получил степень доктора философии, преподавал в университете штата Миннесота и университете штата Индиана, после чего вернулся в Гарвард. Скиннер продолжал плодотворно работать до самой своей смерти в возрасте 86 лет, причем трудился он с тем же энтузиазмом, который проявлял и шестьдесят лет назад. В подвале своего дома он оборудовал персональный «скиннеровский ящик» – контролируемую среду, которая давала положительное подкрепление. Он спал там в большой желтой пластиковой коробке, в которой как раз помещался матрац, несколько полок с книгами, а также маленький телевизор. В 1989 г. у Скиннера обнаружили лейкемию.
Скиннер, Беррес Фредерик (1904–1990) – американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Родился в г. Саскуеханна (Пенсильвания). В 1928

Слайд 19Эббингауз, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (1850–1909) – немецкий психолог, представитель ассоцианизма.



«У психологии огромная предыстория и очень короткая история».

Эббингауз, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (1850–1909) – немецкий психолог, представитель ассоцианизма. «У психологии огромная предыстория и очень короткая

Слайд 201-й этап
Психология как
наука о душе
Наличием души пытались
объяснить все непонятные


явления в жизни человека
Начало этапа – более
2 тыс. лет

назад
1-й этапПсихология какнаука о душеНаличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человекаНачало этапа – более

Слайд 212-й этап
Психология как
наука о сознании
Начинается с ХVII в.
Способность чувствовать

и думать называли сознанием.
Основной метод – наблюдение человека за самим

собой.
2-й этапПсихология какнаука о сознанииНачинается с ХVII в. Способность чувствовать и думать называли сознанием.Основной метод – наблюдение

Слайд 22
Рене Декарт (Descartes, René, латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius)

(1596–1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный

за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.
«Мыслю – значит, существую». Мышление все, что происходит в нас».
Рене Декарт (Descartes, René, латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель,

Слайд 233-й этап
Психология как
наука о поведении
Начинается с ХХ в.
Задачи психологии

– наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки,

реакции человека.
3-й этапПсихология какнаука о поведенииНачинается с ХХ в. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно

Слайд 24Уотсон, Джон Бродес (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма.

Формула

бихевиоризма:
S R

Уотсон, Джон Бродес (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма. Формула бихевиоризма: S    R

Слайд 254-й этап
Современный этап развития психологии. Изучение фактов, закономерностей и механизмов

психики
Начинается со второй половины ХХ в.

4-й этапСовременный этап развития психологии. Изучение фактов, закономерностей и механизмов психикиНачинается со второй половины ХХ в.

Слайд 26Отличительные тенденции современного состояния истории психологии в России
Внимание к конкретным

историко-сопоставительным исследованиям.

Стремление ученых к рефлексии генезиса психологического познания не

только через анализ достаточно традиционных объектов историко-психологических исследований – творческое наследие ученых и достижения научных школ, но и путем разработки истории научных областей, направлений и отдельных проблем психологии.

Увеличение числа издаваемой литературы по историко-психологической проблематике переиздание ранее труднодоступных трудов известных российских психологов, перевод на русский язык классических работ зарубежных ученых в рамках сериальных изданий.

Отличительные тенденции современного состояния истории психологии в РоссииВнимание к конкретным историко-сопоставительным исследованиям. Стремление ученых к рефлексии генезиса

Слайд 27
4. Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в

проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков,

философов, физиологов, культурологов, педагогов;


5. Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии.

6. Расширяется источниковая база историко-психологических исследований: используются разнообразные типы документов и материалов (опубликованные и неопубликованные, письменные и устные, научные и эпистолярно-мемуарные, непосредственные и косвенные, основные и дополнительные)
4. Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика