Слайд 1История управленческой мысли
Лекция 1.
Слайд 2План:
Основные этапы развития управленческой мысли
Школы менеджмента
Слайд 3Основные этапы развития управленческой мысли
Слайд 4Хронология развития менеджмента
Слайд 5Период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления
условно начинается с
IX-VII тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до XVIII
в.
Слайд 6Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда
существовали на стадии первобытно-общинного строя. В это время управление осуществлялось
сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Слайд 7Примерно 7-9 тысяч лет до н.э. в отдельных государствах Ближнего
Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и
т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящее хозяйство). Переход к производящему хозяйству и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении определенных знаний в области управления.
Слайд 8О древнем возрасте практики управления свидетельствуют глиняные таблички, найденные на
территории Шумер (третье тысячелетие до н.э.), содержащие сведения о коммерческих
сделках и законах страны.
Слайд 9В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством.
В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый
для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Слайд 10В Древнем Египте происходит:
Признание необходимости планирования, организации и контроля;
Необходимость «честной
игры»;
Децентрализация в организации управления.
Слайд 11В 1799 – 1750 гг. до н.э. правитель Вавилона Хаммурапи
первым осуществил децентрализацию управления.
В законах Хаммурапи были определены такие важнейшие
принципы управления, как:
Неизменность и обязательность решений;
Исполнение обязанностей;
Регулирование вопросов иерархии власти;
Организация труда работников на поле;
Регулирование товарно-денежных отношений;
Установление минимальной заработной платы.
Слайд 12В качестве элементов контроля Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных
документов.
В 1491 году до н.э. евреи сформировали концепцию организации, планирования,
руководства и контроля.
В 1100 году до н.э. в Китае признаются необходимыми организация, планирование, руководство и контроль в качестве важнейших функций управления.
Слайд 13В 600 году до н.э. Навуходоносор II царь Нововавилонского царства
занимался вопросами контроля за производством и стимулированием работников через заработную
плату.
В 500 году до н.э. Менциус (китайский философ) занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация.
Слайд 14Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы
деятельности, был Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал
различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Слайд 15Платон (428/7-348/7 гг. до н.э.) доказывал, что деятельность по управлению
является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Платон дал классификацию форм
государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Слайд 16Аристотель (384-322 до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз
современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость разработки
«господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.
Слайд 17Впрочем, замечает Аристотель, дело это довольно хлопотное, а «поэтому у
тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на
себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией».
Слайд 18Период с 325-20 гг. до н.э. связан с такими именами,
как Александр Великий, Като (японский полководец), Марк Теренций Варрон (римский
ученый-энциклопедист, писатель) и Иисус Христос. Это было время, связанное с решением вопросов иерархии управления, организацией работ, единоначалия и человеческих отношений.
Слайд 19С 284 по 1100 года н.э. Деоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали
вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий,
требования к руководителю и менеджеру.
В период 1340-1436 гг. приоритетными вопросами управления стали: счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.
Завершающим хронологическим периодом первого этапа с 1500 по 1767 гг. стали исследования Сэра Томаса Мора (усиление специализации, анализ проблем руководства), Никколо Макиавелли (принцип массового согласия, целеустремлённость в организации, определение качеств руководителя) и Сэра Джеймса Стюарта (истоки теории власти, исследования влияния автоматизации).
Слайд 20Индустриальный период (1776-1890 гг.)
Наибольшая заслуга в развитии представлений о
государственном управлении в этот период принадлежит шотландскому экономисту и философу
А.Смиту.
Слайд 21Он является не только представителем классической политической экономии, но и
специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм
разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Слайд 22Большое влияние на формирование многих сложившихся к настоящему времени научных
направлений и школ менеджмента оказало учение английского социалиста-утописта Р.Оуэна. Его
идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Слайд 23Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием
и использованием вычислительной техники.
Слайд 24В 1833 г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект "аналитической машины"
- прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже
тогда управленческие решения принимались более оперативно.
Слайд 25Период систематизации научно-практических знаний (1856-1960)
Формируются новые направления, школы, течения, изменяется
и совершенствуется научный аппарат.
С течением времени менеджеры изменяли ориентиры
от потребностей своей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
Слайд 26Информационный период (1960-н.в.)
Представлен количественной школой управления.
Информационный период связан с
повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.
В
это время разрабатывается идея системной теории, заключающаяся в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Системный подход в решении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде.
Этот же период ознаменовался появлением ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.
Слайд 28Школы менеджмента:
1. Школа научного управления (1885-1920 гг.)
2. Административная (классическая) школа
(1920-1950 гг.)
3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)
4. Школа поведенческих наук
- бихейвиоризм (1950 г. - по наст. вр.)
5. Школа науки управления (1950 г. - по наст. вр.)