Слайд 1Итоги ЕГЭ-2014 и развитие системы оценки качества общего образования в
Российской Федерации
Семченко Евгений Евгеньевич
Начальник Управления
Рособрнадзор
Слайд 2Президент Российской Федерации В.В. Путин
15 октября 2014 года, г. Пенза
«ЕГЭ
в России в целом сыграл положительную роль и как элемент противодействия коррупции в сфере
образования, и как возможность абитуриентам из различных регионов поступать в ведущие российские вузы…»
Единый государственный экзамен
Слайд 3Письмо Д.В. Ливанова об оценке качества образования
в части нецелесообразности использования
результатов ЕГЭ для оценки работы педагогов, директоров школ и муниципалитетов
(от 27 июня 2014 года №ДЛ-187/08)
Указ Президента России от 2 мая 2014 г. № 294, вносящий
изменения в Указ от 21 августа 2012 г. № 1199
«Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
(исключение показателя, связанного с ЕГЭ)
Меры, обеспечившие объективность ЕГЭ-2014
Слайд 4Установка системы видеонаблюдения
Сокращение пунктов проведения ЕГЭ
Запрет на использование средств
связи, оборудование ППЭ металлоискателями
Меры, обеспечившие объективность ЕГЭ-2014
Обучение председателей предметных комиссий
Организация
межрегиональной перекрестной проверки
Варианты КИМ по часовым поясам, разработка КИМ в "чистой" зоне
Доставка КИМ ФГУП «Главный центр специальной связи»
Широкая информационная кампания
Контрольно-надзорные мероприятия на региональном и федеральном уровне
Федеральные инспекторы и наблюдатели
Слайд 5Средний тестовый балл
по Российской Федерации
Слайд 6Русский язык
Динамика результатов участников ЕГЭ сдававших экзамены в Северо-Кавказском федеральном
округе
Слайд 7Итоги ЕГЭ 2014. Русский язык
Количество участников ЕГЭ по русскому языку
в 2014 году:
свыше 700 тыс. чел.,
из них не
преодолели минимальный порог:
в 24 балла (для аттестата) 1,38 % от общего количества сдававших;
в 36 баллов (для поступления в вуз) 4,3 % от общего количества сдававших.
Слайд 8ЕГЭ-2014: проблемы подготовки выпускников
по русскому языку
Соблюдение языковых норм
47% выпускников
верно определяют лексическое значение многозначного слова в тексте;
20% участников экзамена
пишут без орфографических и пунктуационных ошибок.
Умение воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания
30% экзаменуемых способны оценить чужую речь с точи зрения уместности и выразительности;
6% экзаменуемых достигают высокого уровня в понимании текста.
Умение проводить анализ языковых явлений
42% экзаменуемых верно определяют грамматическую основу предложения;
27% экзаменуемых умеют проводить морфологический анализ.
Слайд 9Математика
Динамика результатов участников ЕГЭ
по Российской Федерации
Слайд 10Математика
Динамика результатов участников ЕГЭ, сдававших экзамены в Сибирском федеральном округе
Слайд 11Итоги ЕГЭ 2014. Математика
Количество выпускников, сдававших ЕГЭ по математике в
2014 году:
700 тыс. чел.,
из них не преодолели минимальный
порог:
в 20 баллов (для аттестата) 1,4 % от общего количества сдававших;
в 24 балла (для поступления в вузы) 7,6 % от общего количества сдававших.
Пример заданий
Поезд Мурманск – Санкт-Петербург отправляется в 9-15, а прибывает
в 11-15 на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?
25% не справились с заданием
Слайд 12Физика
Динамика результатов участников ЕГЭ
по физике в Российской Федерации
Слайд 13Итоги ЕГЭ 2014. Физика.
Количество участников ЕГЭ по физике в 2014
году составило 188 237 чел.,
из них не преодолели минимальный
порог 17,7 % от общего количества сдававших.
Слайд 14ЕГЭ-2014: проблемы подготовки выпускников
по физике
Владение основным понятийным аппаратом школьного
курса физики:
60% выпускников не могут выполнить задания, в которых нужно
вычленить верное описание различных свойств явлений;
20 % выпускников не знают закон Ома.
Освоение методологических умений:
36 % выпускников не умеют снимать показания с измерительных приборов;
36 % не умеют формулировать выводы по результатам опыта, представленных в виде таблицы.
Решение задач:
66% не могут решать задачи на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта ;
46% ошиблись в заданиях на определение направления вектора напряженности в зависимости от знака заряда.
Слайд 15История
Динамика результатов участников ЕГЭ
по Российской Федерации
Слайд 16Итоги ЕГЭ 2014. История.
Количество участников ЕГЭ по истории в 2014
году составило 145 699 чел., из них
не преодолели минимальный
порог 21,3 % от общего количества сдававших.
Слайд 17ЕГЭ-2014: проблемы подготовки выпускников
по истории
История России 1917-1941 и 1945-1991
гг.:
24% выпускников считают, что Конституция РФ в 1993 г. была
принята Правительством РФ;
23% называют авторами программы «500 дней» А.Н. Косыгина и А.Н.Микояна.
История Великой Отечественной войны:
50% не относят к Сталинградской битве бои за Мамаев курган;
28% не знают, что Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии от СССР подписал Г.К. Жуков.
История российской культуры
60% не могут определить эпоху, описываемую в «Слове о полку Игореве»;
22% уверены, что первые советские космические ракеты создал Н.И.Вавилов.
Слайд 18ЕГЭ-2015
Совершенствование структуры КИМ
Базовый и профильный уровни по математике
Устная часть по
иностранному языку
Итоговое сочинение как допуск к ГИА
Печать КИМ в ППЭ
Исключение
из расписания ЕГЭ дополнительного этапа
Увеличение количества заданий в открытом банке
Оптимизация сети ППЭ с увеличением количества онлайн-аудиторий
Слайд 19Минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимое для поступления на обучение по
программам бакалавриата и программам специалитета
Слайд 20Контрольно-надзорные мероприятия на
региональном и федеральном уровне
Анализ результатов ЕГЭ в различных
разрезах
Анализ заполнения и ведения РИС ЕГЭ
Анализ работ участников ЕГЭ
(перепроверки и перекрестные проверки)
Анализ работы конфликтной комиссии
Правомерность допуска участников ЕГЭ на сдачу экзамена в досрочный период и резервные дни
Неявка на экзамен участников ЕГЭ или досрочное завершение экзамена по уважительной причине. Повторный допуск к сдаче экзамена.
Анализ работы предметных комиссий
Анализ видео с ППЭ в т.ч. оффлайн
Анализ причин существенного улучшения результата после «двойки»
Медицинские справки
Слайд 21Примеры одинаковых работ по ЕГЭ
Бланк ответа участника ЕГЭ Z
Бланк
ответа участника ЕГЭ Y
Слайд 22Итоги ЕГЭ в Липецкой области в 2014 году
Слайд 23Мониторинг правоприменительной практики
Количество выявленных нарушений
Слайд 24Результаты проведения ЕГЭ в Липецкой области
в 2011 – 2012 годах
Слайд 25 Результаты проведения ЕГЭ
в Липецкой области в 2014 году
Плотность распределения участников Единый государственный
экзамен, набравших соответствующий тестовый балл в 2014 г русскому языку.
Слайд 26Результаты проверки в отношении Управления образования и науки Липецкой области
Сроки – февраль 2014 г.,
меры: направлено предписание от 18.02.2014
№ 05-51-09/02-04,
срок исполнения - 1 апреля 2014 года, 15 августа 2014 года.
Слайд 27ЕГЭ в Липецкой области в 2014 году
Сведения об удаленных участниках
ЕГЭ за нарушения процедуры
Мониторинг правоприменительной практики
Случаи размещения КИМ в сети
«Интернет» в 2014 не выявлены
Слайд 29Доля (в %) удовлетворенных апелляций с добавлением 3 баллов в
2014 году
(в %) по удовлетворенным апелляциям с добавлением 3 баллов за
2014 год внутри кластера
Слайд 31Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания общеобразовательных предметов (на
основе анализа ЕГЭ 2014)
Слайд 32Государственная итоговая аттестация-9 классы
Общее количество выпускников 9-х классов в 2014
году - 1 245 525 чел.
Количество выпускников, получивших аттестат об
основном общем образовании - 1 206 870 чел.
Наиболее популярными среди предметов по выбору ГИА-9 в форме ОГЭ: обществознание – 9,2% от общего количества участников;
физика – 4,1%;
биология – 3,4%;
информатика и ИКТ – 3,3%.
Слайд 33ГИА-9 в субъектах Российской Федерации в 2014 году
Региональные полномочия
Низкий уровень
объективности
Понижение в регионах рекомендованного Рособрнадзором
минимального количества баллов по отдельным предметам
Своевременность и полнота вносимых в информационные системы сведений
Слайд 34Контроль за ходом проведения ГИА-9 в 2015 году
Усиление общественно-профессионального контроля
(федеральные инспекторы и федеральные общественные наблюдатели)
Присутствие в пунктах проведения экзаменов
представителей органов, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования
Мониторинг внесения сведений в региональную информационную систему (РИС)
Слайд 35Шкалирование результатов
В одном из регионов установлены минимальные пороги:
по русскому
языку - 2 балла,
по математике -
1 балл.
Слайд 36 ПРИМЕР: Субъект «N»
РФ, 2014 г.
Результаты проведения ОГЭ в 2014 году
Слайд 37Риски изменения системы перевода баллов
Существенное искажение представлений участников образовательного процесса
о результатах обучения по программам основного общего образования
Низкая эффективность
обучения по программам среднего общего образования, отсутствие необходимых коррекционных программ
Неверный прогноз результатов ЕГЭ
По 14 учебным предметам рекомендованы
минимальный балл
границы перевода баллов
минимальный балл для приема в профильные классы
Слайд 38Система перевода баллов.
МАТЕМАТИКА – ОГЭ-2014
В структуре КИМ 3
модуля – алгебра, геометрия, реальная математика
Минимальные требования для получения
отметки «3» –
8 баллов, из которых не менее 3 баллов по алгебре, 2 баллов по геометрии и 2 баллов по «реальной математике»
Выполнение только заданий по алгебре не является основанием для признания программы курса «Математика» освоенным.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования – требования к освоению курса учебного предмета
Слайд 39Система перевода баллов.
МАТЕМАТИКА – ОГЭ-2014
ПОСЛЕДСТВИЕ:
Искусственное снижение минимального балла,
учет только результатов выполнения заданий по алгебре нарушает права обучающихся
на получение качественного образования!
Обучающийся, не набравший на ОГЭ хотя бы 2 балла за выполнение простых заданий по геометрии, в принципе не готов к освоению стереометрии в средней школе.
Неспособность выполнить простейшие практико-ориентированные задачи – показатель неготовности к решению реальных жизненных вопросов (простейшие бытовые расчеты, скидки, выбор наиболее выгодных вкладов, кредитов, понимание прогнозов погоды, динамики курсов акций, валют и т.п.)
НО:
Базовый ЕГЭ по математике: 20 заданий, из них 8 заданий
по «реальной математике» и 4 задания по геометрии.
Слайд 40Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов
«Ребенку должно быть
интересно в школе. Иначе он не будет вкладывать, отдавать свои
силы этому делу. Нам нужно готовить школьников к будущей жизни...»
29 мая 2012 года, интервью
«Необходимо, чтобы школьники получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны…»
Президент Российской Федерации В.В. Путин
15 октября 2014 года, выступление на пленарном заседании
форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»
Слайд 41Цель системы объективной оценки качества образования
Получение объективных данных
о качестве
образования и результатах обучения
Принятие государственно-общественных управленческих решений по совершенствованию образовательных
процессов и системы образования в целом
Стимулирование развития образования, а не наказание за результат
Слайд 42Развитие системы образования
Государственно-общественное управление
Повышение профессионального уровня педагога
(указы Президента РФ,
профессиональный стандарт, эффективный контракт)
Модернизация подготовки педагогических кадров
Система оценивания достижений учащихся
(ОСОКО, ГИА, ЕГЭ)
Механизмы реализации (государственная программа, ФЦПРО)
Модернизация материально-технической базы (ПНПО, МРСО, МРСДО, МРСО-2)
Мониторинг системы образования
Обновление содержания образования (ФГОС нового поколения, новые примерные общеобразовательные программы)
Нормативно-правовое регулирование
(ФЗ «Об образовании в РФ», подзаконные акты)
Слайд 43Дошкольное образование
Оценка учителей,
директоров
Начальная школа
Основная школа
Старшая школа
Оценка образовательной системы
(Всероссийские
проверочные работы)
Национальные
мониторинговые исследования
(динамика)
Национальные мониторинговые исследования
Международные
мониторинговые исследования (PIRLS)
Национальные мониторинговые исследования
Международные
мониторинговые исследования
(PISA, TIMSS)
Международные
мониторинговые
исследования (TIMSS)
Национальные мониторинговые исследования
ГИА-9
ЕГЭ
Слайд 44Результаты международных сравнительных исследований качества образования
Слайд 45Система объективной оценки
качества образования (международный опыт)
Ю. Корея
Национальный уровень:
Национальные экзамены
– вступительные экзамены в вузы - College Scholastic Ability Test
(корейский – диктант; английский – устный экзамен, математика и естествознание, все учащиеся 12 класса)
Мониторинговые исследования качества образования: National Assessment of Students Achievement (все учащиеся 6, 9 и 11 классов один раз в год. Оцениваются, корейский и английский языки, математика, естественнонаучная грамотность, социальные науки)
Система оценки профессиональных компетенций учителей: Teacher Appraisal for Performaсе, Teacher Appraisal for Professional Development
Региональный уровень:
Subject Learning Diagnostic Test (проводится в начальной и средней школе, цель – сопровождение процесса обучение, помощь в преодоление проблем в обучении)
Combined Achievement Test (подготовка к национальному экзамену в вузы)
Уровень образовательного учреждения:
Проводится учителями на основе национальных, региональных или школьных измерителей
с целью диагностики и отчетности
Слайд 46Система объективной оценки
качества образования (международный опыт)
Китай
Национальные экзамены – Gaokao,
вступительные экзамены в вузы (все учащиеся, 3 обязательных экзамена: математика,
китайский и английский;
1 по выбору (физика, химия, биология, история, география и политология).
Сингапур
Национальные экзамены: начальная школа – Primary School Leaving Examination (PSLE), цель - определение дальнейшего места ученика в средней школе (математика, английский); средняя школа - General Certificate of Education exam (2-х уровней), обязательные предметы: английский язык, родной язык, математика, один естественный и один гуманитарный предметы. Экзамен по окончании начальной школы (6-й класс) Экзамен повышенного уровня на получение сертификата о среднем образовании (12-й класс).
Высокий уровень образования и результаты обучения в тех странах, где создана система объективной оценки качества образования
Слайд 47Региональный опыт
(системы оценки качества образования)
Необходимо систематизировать,
субсидии регионам в
рамках ФЦПРО на 2016-2020 гг.
Проектирование модели РСОКО
и ее реализация
на практике
(Москва, Томская, Новосибирская, Калининградская, Тамбовская области, Алтайский, Хабаровский края, ЯНАО)
Разработка и проведение региональных мониторингов
(Томская, Новосибирская области Хабаровский, Красноярский края, ЯНАО, Республика Татарстан)
Разработка программ повышения квалификации управленческих и педагогических кадров по «оценочной» компетентности
(Томская область, Алтайский край, ЯНАО)
Интерпретация результатов и подготовка целевых информационных продуктов по ОКО (Новосибирская, Псковская области, Красноярский, Алтайский, Хабаровский края, Чувашская Республика, ЯНАО)
Разработка процедуры самообследования (самооценки) школы (Алтайский, Хабаровский края, ЯНАО)
Слайд 48Опыт контрольно-надзорной деятельности в России
РИСКИ: Гипертрофированное стремление обеспечить «независимость»
КНД через «автономные» структуры
Формальный подход к процедурам КНД
Разработка и внедрение
адекватного методического инструментария для объективной оценки качества образования (условий и результатов образовательной деятельности)
Ориентация регионального законодательства на эффективное обеспечение правоотношений в сфере образования, установленных федеральным законодательством
Повышение степени открытости процедурных аспектов контрольно-надзорной деятельности и форм отчетности (БД, реестры, доклады, акты, предписания, аналитические материалы…)
Стимулирование развития информационных ресурсов региональных систем оценки качества образования и адекватного использования этих ресурсов в практике управления образованием
Профессиональное развитие управленческих кадров и представителей экспертного сообщества по направлениям контрольно – надзорной деятельности
Обеспечение стабильности финансового обеспечения КНД
Слайд 49Планируемые направления стандартизации
оценочных процедур
Переход от методологии контроля качества к
методологии управления качеством образования на основе применения корректных оценочных процедур
Установление
конечного перечня оценочных процедур,
а также стандартов оценочных процедур, включающих требования к интерпретации и оценке измерительных материалов и результатов оценочных процедур
Установление стандартов архитектур систем сбора, хранения и обработки данных о качестве системы общего образования,
а также интерпретации информации, получаемой для оценки качества образования
Разработка алгоритмов использования результатов оценочных процедур и типовых управленческих решений
Создание специализированных научных центров по развитию качества образования
Слайд 50Оценка влияния учебной литературы на качество преподавания предметов
Организация повышения квалификации,
переподготовки педагогов
Механизмы использования результатов
оценочных процедур
Разработка и реализация программ по
развитию системы образования (предметов, учителей, школ)
Совершенствование
педагогического образования
НЕВОЗМОЖНО(!) БЕЗ КОНТЕКСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Подготовка ежегодного доклада Рособрнадзора по системе качества школьного образования
Оценка образовательных программ
Слайд 51Лучшие проекты в сфере оценки качества образования в Российской Федерации
Слайд 52Нормативно-правовое обеспечение НИКО
Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2014 года
№ 1378
«О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся»
Слайд 53ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО В 2014-2015 ГГ.
Слайд 54ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО В 2014-2015 ГГ.
График
исследований качества образования
Слайд 56ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТАХ ПРОГРАММЫ НИКО
Слайд 57ПОДХОДЫ К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ В РАМКАХ
ПРОЕКТОВ ПРОГРАММЫ НИКО
Слайд 58ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ
РАБОТ УЧАСТНИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ
ПРОГРАММЫ НИКО
Перевод в отметки – по желанию образовательной организации или
обучающегося.
Экспертная проверка развернутых ответов участников проектов НИКО осуществляется на основе стандартизированных критериев и только при условии прохождения экспертами соответствующего предварительного обучения и аттестации.
В процессе проверки работ осуществляется выборочный контроль качества проверки.
Слайд 59НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО
Слайд 60МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО
Не допускается
использование результатов НИКО для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных
и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Слайд 61СТАТИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО
Слайд 62Задача оценки качества образования – стимулирование развития образования, а не
наказание за результат
Письмо Д.В. Ливанова об оценке качества образования
в части
нецелесообразности использования результатов ЕГЭ для оценки работы педагогов, директоров школ и муниципалитетов (от 27 июня 2014 года №ДЛ-187/08)
Письмо С.С.Кравцова о проведении НИКО в части нецелесообразности использования результатов НИКО для оценки работы педагогов, директоров школ, муниципалитетов и региональных органов управления образования (от 24 октября 2014 года № 05-900)
Слайд 63МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО
В письме
от 24 октября 2014 года № 05-900 Рособрнадзор обращает внимание
на нецелесообразность использования результатов указанных исследований для оценки работы педагогов, директоров школ, муниципалитетов и региональных органов управления образования
Слайд 65ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
НИКО по математике
27-28 ноября 2014, МГУ, Ломоносовский проспект,
д.27, корп.1