Разделы презентаций


Итоговое сочинение

Содержание

График работы9-00 – 10-00 – организационные вопросы10-00 – 12-30 – Блок 112-30 – 13-15 – обед 13-15 – 15-45 – Блок 215-45 – 16-00 – свободное время16-00 – 18-30 – Блок

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Итоговое сочинение
Методика подготовки, написания и проверки

Итоговое сочинениеМетодика подготовки, написания и проверки

Слайд 2График работы
9-00 – 10-00 – организационные вопросы
10-00 – 12-30 –

Блок 1
12-30 – 13-15 – обед
13-15 – 15-45 –

Блок 2
15-45 – 16-00 – свободное время
16-00 – 18-30 – Блок 3
18-30 – 19-00 – завершение работы
График работы9-00 – 10-00 – организационные вопросы10-00 – 12-30 – Блок 112-30 – 13-15 – обед 13-15

Слайд 3Насрутдинова Лилия Харисовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и

методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ
Председатель Республиканской предметной

комиссии по литературе (ЕГЭ и ОГЭ)

Насрутдинова Лилия ХарисовнаКандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации

Слайд 4Регламент проверки сочинения
Сочинение проверяется комиссией образовательного учреждения, составленной из учителей-словесников

и администрации.
Комиссия должна включать не менее 3 человек.
Не допускается участие

в комиссии учителя, работающего с выпускным классом.
При нехватке преподавательского состава рекомендуется привлечение независимых экспертов.
Регламент проверки сочиненияСочинение проверяется комиссией образовательного учреждения, составленной из учителей-словесников и администрации.Комиссия должна включать не менее 3

Слайд 5Регламент сочинения
Обязательно использование ручки с черными контрастными чернилами (гелевой, капиллярной,

перьевой).
Использование карандаша не разрешается даже на черновике.
Черновики не обрабатываются и

не проверяются.
Регламент сочиненияОбязательно использование ручки с черными контрастными чернилами (гелевой, капиллярной, перьевой).Использование карандаша не разрешается даже на черновике.Черновики

Слайд 6Регламент сочинения
Использование литературного материала (художественных текстов, публицистики, дневников и т.п.)

не допускается.
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, но только выданными образовательным учреждением.


Регламент сочиненияИспользование литературного материала (художественных текстов, публицистики, дневников и т.п.) не допускается.Разрешается пользоваться орфографическими словарями, но только

Слайд 7Регламент сочинения
Рекомендуемый объем сочинения – 350 слов.
Верхняя граница не устанавливается.
Нижняя

граница – 250 слов.
При подсчете слов учитываются и служебные части

речи, однако именование автора и название произведения засчитываются как 1 слово.
Регламент сочиненияРекомендуемый объем сочинения – 350 слов.Верхняя граница не устанавливается.Нижняя граница – 250 слов.При подсчете слов учитываются

Слайд 8Регламент сочинения
Время написания – 3 часа 55 минут (без учета

времени на организационные моменты).
Для отдельных категорий выпускников допускается выделение

дополнительного времени (1,5 часа), а также написание итогового изложения.
Регламент сочиненияВремя написания – 3 часа 55 минут (без учета времени на организационные моменты). Для отдельных категорий

Слайд 9Тайм-менеджмент
Расчет времени:
30 минут – выбор и обдумывание темы
90 минут –

работа над черновиком
30 минут – проверка черновика
60 минут – перенесение

текста сочинения на специальный бланк
25 минут – проверка переписанного сочинения.


Тайм-менеджментРасчет времени:30 минут – выбор и обдумывание темы90 минут – работа над черновиком30 минут – проверка черновика60

Слайд 10Рациональная работа над черновиком
Использовать широкие поля, лучше писать с одной

стороны листа
Записать тему сочинения
Избегать «ловушек времени»
Не задерживаться на трудных местах

Рациональная работа над черновикомИспользовать широкие поля, лучше писать с одной стороны листаЗаписать тему сочиненияИзбегать «ловушек времени»Не задерживаться

Слайд 11Задачи сочинения
выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость

и умение рассуждать с опорой на литературный материал.

Задачи сочинениявыявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный

Слайд 12Назначение сочинения
проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, а

также умения выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для

раскрытия темы.
Назначение сочиненияпроверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, а также умения выбрать наиболее соответствующее проблематике

Слайд 13Темы сочинения
Формулируются в рамках опубликованных тематических блоков.
При составлении тем сочинений не

используются узко заданные формулировки.
Формулировка темы сочинения может быть констатирующей, вопросительной

и цитатной.
Темы сочиненияФормулируются в рамках опубликованных тематических блоков.При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки.Формулировка темы сочинения

Слайд 14Критерии оценки сочинения
Соответствие теме
Аргументация. Привлечение литературного материала.
Композиция и логика рассуждения.
Качество

письменной речи.
Грамотность.

Критерии оценки сочиненияСоответствие темеАргументация. Привлечение литературного материала.Композиция и логика рассуждения.Качество письменной речи.Грамотность.

Слайд 15Критерии оценки сочинения
Для получения итогового «зачета» достаточно получить «зачет» по

критериям № 1 и 2,
а также еще 1 зачет

по оставшимся трем критериям.

Критерии оценки сочиненияДля получения итогового «зачета» достаточно получить «зачет» по критериям № 1 и 2, а также

Слайд 16Критерии оценки сочинения
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет,

за такую работу ставится «незачет».
Если сочинения двух и более выпускников

совпадают на 50 %, это фиксируется в специальном протоколе.

Критерии оценки сочиненияЕсли сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, за такую работу ставится «незачет».Если сочинения двух

Слайд 17Этапы работы над сочинением
Осмысление предложенных тем
Выбор темы
Выбор литературного материала
Составление рабочего

плана (формулирование тезисов)
Подбор аргументов и иллюстрирующего материала

Этапы работы над сочинениемОсмысление предложенных темВыбор темыВыбор литературного материалаСоставление рабочего плана (формулирование тезисов)Подбор аргументов и иллюстрирующего материала

Слайд 18Выбор темы
Внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою

задачу по ее раскрытию.
Вычленить в теме опорные слова, проанализировать смысл

каждого из них, их взаимосвязи.
Выбор темыВнимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию.Вычленить в теме опорные

Слайд 19Критерии оценки сочинения: Соответствие теме
«Незачет» ставится при условии, если

сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной

цели высказывания, то есть коммуникативного замысла.
Критерии оценки сочинения: Соответствие теме «Незачет» ставится при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем

Слайд 20Критерии оценки сочинения: Аргументация
«Незачет» ставится при условии, если сочинение

написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено

содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
Критерии оценки сочинения: Аргументация «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в

Слайд 21Литературо-центричность сочинения
Рассуждение должно быть выстроено на основе не менее одного

произведения отечественной или мировой литературы (по выбору выпускника).
Количество привлеченных

произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Литературо-центричность сочиненияРассуждение должно быть выстроено на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы  (по

Слайд 22Литературо-центричность сочинения
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не

просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и

обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Литературо-центричность сочиненияОпора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный

Слайд 23Своеобразие сочинений по лирике
Желательно упомянуть все стихотворения, относящиеся к теме
Предпочтителен

хронологический способ расстановки материала
Необходимо анализировать не только содержание, но и

форму стихотворений
Должны присутствовать прямые цитаты
Недопустимо привлечение лиро-эпических произведений
Своеобразие сочинений по лирикеЖелательно упомянуть все стихотворения, относящиеся к темеПредпочтителен хронологический способ расстановки материалаНеобходимо анализировать не только

Слайд 24«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на

материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышление о своеобразии его творчества,

особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных черт лермонтовского героя и т.п.
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова)Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышление о

Слайд 25«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова)
Своеобразие лирического героя
Философские мотивы
Мотив

одиночества
Мотив борьбы
Изображение природы
Кавказ и горцы
Тема войны (историческая тема)
Тема изгнанничества
Тема поколения
Тема

поэта и поэзии
Тема любви и дружбы
Героические характеры
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова)Своеобразие лирического герояФилософские мотивыМотив одиночестваМотив борьбыИзображение природыКавказ и горцыТема войны (историческая

Слайд 26Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления

о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны,

о нравственном выборе человека на войне.
Вопросы, заданные человечеству войнойТемы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу

Слайд 27Вопросы, заданные человечеству войной
Пути сужения темы:
Указание конкретного исторического события
Ограничение круга

авторов (за счет хронологического принципа отбора материала)
Выделение аспекта проблематики

Вопросы, заданные человечеству войнойПути сужения темы:Указание конкретного исторического событияОграничение круга авторов (за счет хронологического принципа отбора материала)Выделение

Слайд 28Вопросы, заданные человечеству войной
Причины войны
Трагизм войны
Проблема героизма
Проблема предательства
Проблема выбора
Пути преодоления

страха
Жизненные ценности, помогающие сохранить человеческое в человеке
Истинные и ложные военачальники

/ офицеры
Образ советского человека
Образ врага
Женщины / дети и война



Вопросы, заданные человечеству войнойПричины войныТрагизм войныПроблема героизмаПроблема предательстваПроблема выбораПути преодоления страхаЖизненные ценности, помогающие сохранить человеческое в человекеИстинные

Слайд 29Вопросы, заданные человечеству войной
Самые большие подвиги и добродетели были совершены

из любви к Отечеству (Ж.Ж. Руссо)
Защита Родины есть защита и

своего достоинства (Н. Рерих)
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни (Л.Н. Толстой)
Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой (В.В. Маяковский)
Война – это травматическая эпидемия (Н. Пирогов)
Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне (Ю. Друнина)
Вопросы, заданные человечеству войнойСамые большие подвиги и добродетели были совершены из любви к Отечеству (Ж.Ж. Руссо)Защита Родины

Слайд 30Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на

основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и

другими аспектами взаимодействия человека и природы
Человек и природа в отечественной и мировой литературеТемы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими,

Слайд 31Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Пейзажная лирика
Образ «естественного

человека»
Взаимосвязь человека и природы
Экологические проблемы
Природа как идеал
Человек и ноосфера
Человек и

космос
«Месть» природы
Человек и природа в отечественной и мировой литературеПейзажная лирикаОбраз «естественного человека»Взаимосвязь человека и природыЭкологические проблемыПрирода как идеалЧеловек

Слайд 32Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Все мы дети

природы, Лежим в колыбели вселенной… (Се Бинсинь)
Люди, которые не любят

природы, - не любят и жизни… (Л.Н. Андреев)
Нам кажется, что мы умнее природы. Самообман, не более того (Н. Доризо)
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке (Н.Г.Гарин-Михайловский)
Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы И ввести Непогрешимый культ природы (В. Федоров)
Человек и природа в отечественной и мировой литературеВсе мы дети природы, Лежим в колыбели вселенной… (Се Бинсинь)Люди,

Слайд 33Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение

о семейных ценностях, о различных гранях взаимоотношений между поколениями: психологической,

социальной, нравственной и т.п.
Спор поколений: вместе и врозьТемы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях взаимоотношений

Слайд 34Спор поколений: вместе и врозь
Проблема «отцов» и «детей»
Проблема памяти /

беспамятства
«Мысль семейная»
Традиционные и современные ценности

Спор поколений: вместе и врозьПроблема «отцов» и «детей»Проблема памяти / беспамятства«Мысль семейная»Традиционные и современные ценности

Слайд 35Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах

человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия.

Чем люди живы?Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных

Слайд 36Чем люди живы?
Проблема смысла жизни
Проблема долга и чести
Мотив идеала /

мечты
Смысл и предназначение творчества / науки
Образ праведника
Тема дружбы и любви
Тема

семьи
Проблема милосердия

Чем люди живы?Проблема смысла жизниПроблема долга и честиМотив идеала / мечтыСмысл и предназначение творчества / наукиОбраз праведникаТема

Слайд 37Чем люди живы?
Лишь жить в себе самом умей – Есть

целый мир в душе твоей… (Ф.И. Тютчев)
Приспособляясь, люди хотят сохранить

себя, и в то же время теряют себя (М. Пришвин)
Жизнь скучна без нравственной цели… (Ф.М.Достоевский)
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования (Ф.М. Достоевский)
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе (Л.Н. Толстой)
Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Н. Толстой)
Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия (Новалис)
Чем люди живы?Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей… (Ф.И. Тютчев)Приспособляясь,

Слайд 38Критерии оценки сочинения: Аргументация
На оценку по данному критерию влияют

фактические ошибки
Равно значимы ошибки в изложении литературного материала и в

изложении фонового материала
Следует различать грубые и негрубые фактические ошибки

Критерии оценки сочинения: Аргументация На оценку по данному критерию влияют фактические ошибкиРавно значимы ошибки в изложении литературного

Слайд 39Критерии оценки сочинения: Композиция
«Незачет» ставится при условии, если грубые

логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Критерии оценки сочинения: Композиция «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или

Слайд 40Работа над композицией сочинения
Продумываение композиции сочинения, работа над вступительной и

заключительной частью сочинения, выбор способов аргументации, прослеживание логических связей между

частями сочинения, выстраивание логики фразы
Работа над композицией сочиненияПродумываение композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, выбор способов аргументации, прослеживание

Слайд 41Типы вступлений
Комплиментарное
Констатирующая значимость темы
Личностное
Риторическое
Биографическое
Библиографическое
Историческое
Подступ к теме
Логическое расчленение
Цитатное

Типы вступленийКомплиментарноеКонстатирующая значимость темыЛичностноеРиторическоеБиографическоеБиблиографическоеИсторическоеПодступ к темеЛогическое расчленениеЦитатное

Слайд 42Вступление
Проблема взаимоотношений человека и природы имеет длительную историю. От почти

благоговейного поклонения ей, обожествления человечество постепенно пришло к осознанию своего

могущества, господства над миром и природой. Знаменитый в тридцатые годы лозунг, суть которого в том, что нужно не ждать милостей от природы, а самому брать все необходимое, в итоге привел к варварскому, браконьерскому уничтожению природных богатств. В эпоху НТР человечество, вооруженное достижениями науки техники, буквально задавило природу своей силой, словно позабыв, что рука поднята на самое святое – на то, что дало начало всему живому. Уже в середине ХХ века, когда стало очевидно, что природа обладает скрытой способностью к сопротивлению, стали раздаваться обеспокоенные голоса здравомыслящих, ответственных людей, пытающихся остановить обезумевшее в своем стремлении к власти над природой человечество. Однако и по сей день мы неудержимо движемся к экологической катастрофе, угроза которой нависла над человеком вследствие его же халатности и преступной деятельности. Литература в этом смысле стала неким тревожным «набатом», постоянно напоминавшим читателям об опасности, которую таит бесцеремонное вторжение в мир природы.
ВступлениеПроблема взаимоотношений человека и природы имеет длительную историю. От почти благоговейного поклонения ей, обожествления человечество постепенно пришло

Слайд 43Вступление
Проблема взаимоотношений отцов и детей, конфликт поколений по праву могут

считаться вечной темой литературы. И это неудивительно, ведь любой человек

в своей жизни проживает, проигрывает две социальные роли: сначала представляет поколение детей, а затем, хочет он этого или нет, переходит в поколение взрослых. В юности, страдая от непонимания родителей или учителей, каждый думал. Что, повзрослев, никогда не будет так относиться к детям. Однако проходит время, складывается новая система ценностей, возникают иные приоритеты, а ощущение некоего «порога», разделяющего поколения, все равно остается.
ВступлениеПроблема взаимоотношений отцов и детей, конфликт поколений по праву могут считаться вечной темой литературы. И это неудивительно,

Слайд 44Вступление
Наверное, немного найдется исторических моментов, событий, которые получили бы в

литературе, культуре, да и просто в сердцах людей больший отклик,

чем война. Для нашего поколения одним из таких является Великая Отечественная война. Неудивительно, что эта трагедия общечеловеческого масштаба столь широко освещена в литературе.
ВступлениеНаверное, немного найдется исторических моментов, событий, которые получили бы в литературе, культуре, да и просто в сердцах

Слайд 45Вступление
Вне всякого сомнения, нравственность – одна из важнейших общественных категорий.

К сожалению, сейчас ей уделяется все меньше и меньше внимания,

а такие понятия, как милосердие, добросердечие, гуманность, постепенно отходят на второй план – на смену им приходят равнодушие и безразличие к чужим проблемам. Хуже того, просто равнодушие подчас граничит с агрессией, с жестокостью.
ВступлениеВне всякого сомнения, нравственность – одна из важнейших общественных категорий. К сожалению, сейчас ей уделяется все меньше

Слайд 46Логика построения основной части
Сужение или расширение темы
Тезис – аргумент –

иллюстрация
Членение на абзацы
Грамотные переходы (вопросно-ответная форма, союзы, вводные слова и

обороты, продолжение темы, антитеза)

Логика построения основной частиСужение или расширение темыТезис – аргумент – иллюстрацияЧленение на абзацыГрамотные переходы (вопросно-ответная форма, союзы,

Слайд 47Заключение
Иногда рекомендуют начать работу над сочинением с написания заключения
Может быть

более клишированным
Должно быть симметрично вступлению
В идеале включает в себя не

только подведение итогов, но и переход к другой теме или другим произведениям или писателям

ЗаключениеИногда рекомендуют начать работу над сочинением с написания заключенияМожет быть более клишированнымДолжно быть симметрично вступлениюВ идеале включает

Слайд 48Критерии оценки сочинения: Качество письменной речи
Выпускник точно выражает мысли,

используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно

употребляет термины, избегает речевых штампов.

Критерии оценки сочинения: Качество письменной речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции,

Слайд 49Критерии оценки сочинения: Качество письменной речи
«Незачет» ставится при условии,

если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно

затрудняют понимание смысла сочинения.

Критерии оценки сочинения: Качество письменной речи «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе

Слайд 50Критерии оценки сочинения: Грамотность
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные

ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в

сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Критерии оценки сочинения: Грамотность«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика