Разделы презентаций


Из истории русской философской мысли

Содержание

План урока1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. 2. Философские искания XIX в. 3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обществознание, 10 класс, профиль
Из истории русской философской мысли

Обществознание, 10 класс, профильИз истории русской философской мысли

Слайд 2План урока
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
2. Философские искания

XIX в.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

План урока1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. 2. Философские искания XIX в. 3. Цивилизационный путь России: продолжение

Слайд 3Этапы отечественной философии

Этапы отечественной философии

Слайд 4 1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Митрополит Иларион
Автор «Слова о

Законе и Благодати»
(1030—1050)
развивал учение о смене в мировой истории

ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;
принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность;
Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.  Митрополит ИларионАвтор «Слова о Законе и Благодати»

Слайд 5Период от сотворения мира до воплощения Христа, до первого пришествия

Христа, христианство называет "эпохой закона", а после Христа -- "эпохой

благодати". "Эпоха закона", несмотря на то, что она была перед "эпохой благодати", наделена многими ограничительными характеристиками. Закон, в иудаистическом, "ветхом" понимании видится как существование, принципиально отторженное от Бога.
Новая эпоха, наступающая вместе с приходом Христа, -- это "эпоха благодати", уникальный период, в котором сосуществуют два среза реальности: мир продолжает деградировать, с другой стороны, Церковь Христова пребывает уже в реальности благодати, т.е. за пределом времени и пространства, в лучах прямого проявления Божества.

Период от сотворения мира до воплощения Христа, до первого пришествия Христа, христианство называет

Слайд 6 1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Итогом развития философии Киевской

Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:



• на мир как на творение Бога;
• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
• о причастности Руси к всемирному развитию,
• о моральных нормах и принципах.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.  Итогом развития философии Киевской Руси стала выработка

Слайд 7 1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Игумен псковского монастыря Филофей
Впервые

обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме,

хранителе правой христианской веры:
«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».

(Из обращения к великому князю Василию III)

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. Игумен псковского монастыря ФилофейВпервые обстоятельно развивает знаменитую теорию

Слайд 8 1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
XVII век – обособление

философии от богословия
Иоанникий Лихуд (греч. Λειχούδης, 1633 — 1717) и

Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Русском государстве. Работали философские классы.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. XVII век – обособление философии от богословияИоанникий Лихуд

Слайд 9 1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Феофан Прокопович
(1681-1736).
Парсуна.

Середина XVIII в.
Исследователи считают, что он был одним из первых

философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. Феофан Прокопович (1681-1736). Парсуна. Середина XVIII в.Исследователи считают,

Слайд 10 1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
В своем труде

«История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи

и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие. обобщения. Он уповает на Разум человека. Рассматривает развитие человечества в сравнении с человеческим возрастом.

Василий Никитич Татищев
(1686-1750)

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. В своем труде «История Российская с самых древнейших

Слайд 11 1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
По словам Г.В. Плеханова,

«был одним из самых первых того времени писателей, вплотную подходивших

к философским вопросам». Кантемира всего более занимали проблемы нравственности.

Антиох Дмитриевич Кантемир
(1708 – 1744 гг.) - русский поэт, дипломат.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. По словам Г.В. Плеханова, «был одним из самых

Слайд 121. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
М.В.Ломоносов
Центром философской мысли становится Московский

университет
Философский факультет должен быть обязательной 2-х годичной начальной ступенью.
А.Н.Радищев «Путешествие

из Петербурга в Москву»
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.М.В.ЛомоносовЦентром философской мысли становится Московский университетФилософский факультет должен быть обязательной 2-х годичной

Слайд 132. Философские искания XIX в.
Пётр Яковлевич Чаадаев
(1794 – 1856

гг.)
В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них

в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости  России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Россия представлена страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. В 1837 г. пишет «Апологию сумасшедшего» . Стоял у истоков западничества.
2. Философские искания XIX в. Пётр Яковлевич Чаадаев(1794 – 1856 гг.)В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация

Слайд 142. Философские искания XIX в.

2. Философские искания XIX в.

Слайд 152. Философские искания XIX в.
Владимир Сергеевич Соловьёв
(1853 – 1900

гг.)
Взгляды В. С. Соловьева
Исходное понятые - категория всеединства:

смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;
• через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.
2. Философские искания XIX в. Владимир Сергеевич Соловьёв(1853 – 1900 гг.)Взгляды В. С. Соловьева Исходное понятые -

Слайд 16Взгляды В, С. Соловьева Три силы, три культуры олицетворяют историю

Взгляды В, С. Соловьева  Три силы, три культуры олицетворяют историю

Слайд 172. Философские искания XIX в.
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910

гг.)
Фёдор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881 гг.)

2. Философские искания XIX в. Лев Николаевич Толстой(1828 – 1910 гг.)Фёдор Михайлович Достоевский(1821 – 1881 гг.)

Слайд 183. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев 
(1874 –

1949 гг.)
Серге́й Никола́евич Булга́ков
(1871 – 1944 гг.)
Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский
(1882 –

1937 гг.)
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (1874 – 1949 гг.)Серге́й Никола́евич Булга́ков(1871 – 1944 гг.)Па́вел

Слайд 193. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Оформились различные философские течения

(многие из них уходили своими корнями в предшествующий период):
материалистическая

марксистская философия;
религиозный экзистенциализм;
русский космизм и др.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Оформились различные философские течения (многие из них уходили своими корнями в

Слайд 203. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Евразийство -доктрина начала 20-х

гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк,

это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Евразийство -доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия,

Слайд 213. Цивилизационный путь России:
(традиционная культура низших классов и европейская — высших

слоев), в колебаниях внутренней политики, в противоречиях внешней политики (от

союза с Западом до противостояния ему). «Историческая судьба русского народа, — писал Бердяев, — была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывистость и изменение типа цивилизации».

Н. А. Бердяев исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство проявляется в «поляризации русской души», в культурном расколе общества

3. Цивилизационный путь России:(традиционная культура низших классов и европейская — высших слоев), в колебаниях внутренней политики, в противоречиях

Слайд 223. Цивилизационный путь России: продолжение споров
В советский период в

социальной философии и исторической науке утвердился марксистский формационный подход. В

учебниках и научных изданиях проводилась мысль о том, что наше общество, как и другие страны и народы, движется по определенным ступеням общественного прогресса, одна формация сменяется другой — более развитой.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров В советский период в социальной философии и исторической науке утвердился марксистский

Слайд 233. Цивилизационный путь России: продолжение споров
При цивилизационном подходе основным

критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной

расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения,

Слайд 243. Цивилизационный путь России: продолжение споров

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров

Слайд 253. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Споры о цивилизационной принадлежности

России
Точка зрения №1.
Россия и сегодня должна быть отнесена к группе

стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества.
Точка зрения №2.
Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются, в частности, на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Споры о цивилизационной принадлежности РоссииТочка зрения №1.Россия и сегодня должна быть

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика