Слайд 1Обществознание, 10 класс, профиль
Из истории русской философской мысли
Слайд 2План урока
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
2. Философские искания
XIX в.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
Слайд 3Этапы отечественной философии
Слайд 4
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Митрополит Иларион
Автор «Слова о
Законе и Благодати»
(1030—1050)
развивал учение о смене в мировой истории
ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;
принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность;
Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
Слайд 5Период от сотворения мира до воплощения Христа, до первого пришествия
Христа, христианство называет "эпохой закона", а после Христа -- "эпохой
благодати". "Эпоха закона", несмотря на то, что она была перед "эпохой благодати", наделена многими ограничительными характеристиками. Закон, в иудаистическом, "ветхом" понимании видится как существование, принципиально отторженное от Бога.
Новая эпоха, наступающая вместе с приходом Христа, -- это "эпоха благодати", уникальный период, в котором сосуществуют два среза реальности: мир продолжает деградировать, с другой стороны, Церковь Христова пребывает уже в реальности благодати, т.е. за пределом времени и пространства, в лучах прямого проявления Божества.
Слайд 6
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Итогом развития философии Киевской
Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:
• на мир как на творение Бога;
• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
• о причастности Руси к всемирному развитию,
• о моральных нормах и принципах.
Слайд 7
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Игумен псковского монастыря Филофей
Впервые
обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме,
хранителе правой христианской веры:
«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
(Из обращения к великому князю Василию III)
Слайд 8
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
XVII век – обособление
философии от богословия
Иоанникий Лихуд (греч. Λειχούδης, 1633 — 1717) и
Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Русском государстве. Работали философские классы.
Слайд 9
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Феофан Прокопович
(1681-1736).
Парсуна.
Середина XVIII в.
Исследователи считают, что он был одним из первых
философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.
Слайд 10
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
В своем труде
«История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи
и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие. обобщения. Он уповает на Разум человека. Рассматривает развитие человечества в сравнении с человеческим возрастом.
Василий Никитич Татищев
(1686-1750)
Слайд 11
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
По словам Г.В. Плеханова,
«был одним из самых первых того времени писателей, вплотную подходивших
к философским вопросам». Кантемира всего более занимали проблемы нравственности.
Антиох Дмитриевич Кантемир
(1708 – 1744 гг.) - русский поэт, дипломат.
Слайд 121. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
М.В.Ломоносов
Центром философской мысли становится Московский
университет
Философский факультет должен быть обязательной 2-х годичной начальной ступенью.
А.Н.Радищев «Путешествие
из Петербурга в Москву»
Слайд 132. Философские искания XIX в.
Пётр Яковлевич Чаадаев
(1794 – 1856
гг.)
В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них
в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Россия представлена страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. В 1837 г. пишет «Апологию сумасшедшего» . Стоял у истоков западничества.
Слайд 152. Философские искания XIX в.
Владимир Сергеевич Соловьёв
(1853 – 1900
гг.)
Взгляды В. С. Соловьева
Исходное понятые - категория всеединства:
•
смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;
• через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.
Слайд 16Взгляды В, С. Соловьева
Три силы, три культуры олицетворяют историю
Слайд 172. Философские искания XIX в.
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910
гг.)
Фёдор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881 гг.)
Слайд 183. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев
(1874 –
1949 гг.)
Серге́й Никола́евич Булга́ков
(1871 – 1944 гг.)
Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский
(1882 –
1937 гг.)
Слайд 193. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Оформились различные философские течения
(многие из них уходили своими корнями в предшествующий период):
материалистическая
марксистская философия;
религиозный экзистенциализм;
русский космизм и др.
Слайд 203. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Евразийство -доктрина начала 20-х
гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк,
это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.
Слайд 213. Цивилизационный путь России:
(традиционная культура низших классов и европейская — высших
слоев), в колебаниях внутренней политики, в противоречиях внешней политики (от
союза с Западом до противостояния ему). «Историческая судьба русского народа, — писал Бердяев, — была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывистость и изменение типа цивилизации».
Н. А. Бердяев исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство проявляется в «поляризации русской души», в культурном расколе общества
Слайд 223. Цивилизационный путь России: продолжение споров
В советский период в
социальной философии и исторической науке утвердился марксистский формационный подход. В
учебниках и научных изданиях проводилась мысль о том, что наше общество, как и другие страны и народы, движется по определенным ступеням общественного прогресса, одна формация сменяется другой — более развитой.
Слайд 233. Цивилизационный путь России: продолжение споров
При цивилизационном подходе основным
критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной
расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Слайд 243. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Слайд 253. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Споры о цивилизационной принадлежности
России
Точка зрения №1.
Россия и сегодня должна быть отнесена к группе
стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества.
Точка зрения №2.
Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются, в частности, на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.