Разделы презентаций


Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном

Содержание

Противоречия между:потребностью современного школьника в деятельности, приносящей радость познания, общения, самоопределения, творчества и ограниченностью организационных форм учебной и внеучебной деятельности в современной школе, неизменностью традиционного построения урока; потребностью школьника в самоопределении

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе
Даутова Ольга Борисовна, д.п.н.,

профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО
22 декабря 2016 г.
Санкт-Петербург

Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессеДаутова Ольга Борисовна, д.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО22

Слайд 2Противоречия между:
потребностью современного школьника в деятельности, приносящей радость познания, общения,

самоопределения, творчества и ограниченностью организационных форм учебной и внеучебной деятельности

в современной школе, неизменностью традиционного построения урока;
потребностью школьника в самоопределении и самовыражении, в реализации свободы, автономности и самостоятельности личности и отсутствием свободы выбора форм, методов и стратегий обучения и учения;
потребностью растущего человека в принятии и поддержке и существующей авторитарно-дисциплинарной моделью обучения;
объективной потребностью и декларацией целей личностно направленного образования и его реальным предметным содержанием, не позволяющим школьнику в полной мере учиться решать личностно значимые проблемы;
необходимостью целостного развития человека и сохраняющейся когнитивной направленностью образования.

Противоречия между:потребностью современного школьника в деятельности, приносящей радость познания, общения, самоопределения, творчества и ограниченностью организационных форм учебной

Слайд 3Проблема исследования
заключается в определении новых характеристик учебно-познавательной деятельности школьников, отвечающих

их потребностям и образовательным запросам, позволяющих им реализовать свою субъектную

позицию, с одной стороны, и соответствовать требованиям постиндустриального информационного общества, с другой.

Проблема исследованиязаключается в определении новых характеристик учебно-познавательной деятельности школьников, отвечающих их потребностям и образовательным запросам, позволяющих им

Слайд 4Ведущая идея
В условиях неопределенности будущего возрастает значимость целостного развития школьника,

его мотивации и способности к самоопределению на основе понимания бытийных

форм жизни, включая учение. Исходя из этого, в исследовании предлагается новое ценностно-смысловое понимание учебно-познавательной деятельности школьника, которое обусловливает усложнение компонентов учебно-познавательной деятельности и их связей за счет выстраивания значимых отношений в системе я – мир, что приводит к изменению позиции школьника в учении.

Ведущая идеяВ условиях неопределенности будущего возрастает значимость целостного развития школьника, его мотивации и способности к самоопределению на

Слайд 5Охарактеризованная проблема исследования и его ведущая идея позволили сформулировать тему

исследования «Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании».
Объект исследования –

процесс обучения в контексте модернизации современного школьного образования.
Предмет исследования – изменение учебно-познавательной деятельности школьника.
Цель исследования заключается в определении изменения современной учебно-познавательной деятельности.

Охарактеризованная проблема исследования и его ведущая идея позволили сформулировать тему исследования «Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном

Слайд 6Сегодня меняется понимание УПД
Учебно-познавательная деятельность – это деятельность субъекта, осуществляющего

целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих

задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я-мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога.
Сегодня меняется понимание УПДУчебно-познавательная деятельность – это деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных

Слайд 7Характеристика новых результатов учебно-познавательной деятельности.
Учебно-познавательная компетентность
Автономная познавательная позиция
интегральная способность

к осуществлению познания на основе освоенной совокупности универсальных учебных действий.
динамическое

образование личности, совокупность ее реализованных отношений в системе я-мир, определяющих готовность к непрерывному образованию и самообразованию.
Характеристика новых результатов учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная компетентностьАвтономная познавательная позицияинтегральная способность к осуществлению познания на основе освоенной совокупности

Слайд 8Учебно-познавательная компетентность
Совокупность умений:
поставить предметную и личностную задачи (1),
понять содержание задачи

и находить средства ее решения (2),
проектировать и организовать инструментальную и

коммуникативную среду для решения задачи на уровне 1 учебного предмета (3),
решать задачу, т.е. применять собственные знания в разнообразных видах деятельности (познавательной, проектной, исследовательской, самообразовательной) (4),
оценить результаты своей учебно-познавательной деятельности (5),
оценить себя как субъекта учебно-познавательной деятельности (6).

Учебно-познавательная компетентностьСовокупность умений:поставить предметную и личностную задачи (1),понять содержание задачи и находить средства ее решения (2),проектировать и

Слайд 9Автономная познавательная позиция – результат выпускника
открытость познанию, познавательный интерес

как главный побудительный и смыслообразующий мотив (1),
умение осуществлять целеполагание (2),
умения

осуществлять: проектирование учебно-познавательной деятельности, индивидуальный образовательный маршрут, образование в целом (3),
умения решать: учебные проблемы и задачи с выбором содержательных, инструментально-технологических и коммуникативных средств (4),
умение рефлексии и самоуправления (5).

Автономная познавательная позиция – результат выпускника открытость познанию, познавательный интерес как главный побудительный и смыслообразующий мотив (1),умение

Слайд 10«Поток деятельности приводит к порождению личности, в том числе идентичности

человека».

А.Г. Асмолов

Информация


Картина мира как иерархическая структура

«Поток деятельности приводит к порождению личности, в том числе идентичности человека».

Слайд 11Что меняется?
Было так
Стало так

Что меняется?Было так Стало так

Слайд 12Определение характеристик нелинейного процесса обучения
признание субъектности как учителя, так и

ученика,
симметричность коммуникации,
возможность обращения к образовательному ресурсу и педагога

и обучающегося,
необходимость целеполагания и конструирования учебно-познавательной деятельности,
продуктивность деятельности,
наличие открытой образовательной развивающей среды.
Определение характеристик нелинейного процесса обученияпризнание субъектности как учителя, так и ученика, симметричность коммуникации, возможность обращения к образовательному

Слайд 15Нелинейные стратегии процесса обучения
в качестве единицы учебной деятельности выделяется образовательная/учебная

ситуация,
которая осознается и формулируется учеником самостоятельно (или с помощью

педагога) как учебная задача,
отражающая личностные и предметные цели, для выполнения которых школьник сам или с помощью учителя выбирает временные, пространственные, информационные, коммуникативные и технологические ресурсы,
что создает предпосылки для перерастания учебно-познавательной деятельности школьника в познавательную или самообразовательную деятельность
Нелинейные стратегии процесса обученияв качестве единицы учебной деятельности выделяется образовательная/учебная ситуация, которая осознается и формулируется учеником самостоятельно

Слайд 16Новые процедуры - новые стратегии обучения
Процедуры становятся универсальными способами учебно-познавательной

деятельности современного школьника и определяют особенности влияния учебно-познавательной деятельности на

развитие личности
Новые процедуры - новые стратегии обучения	Процедуры становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности современного школьника и определяют особенности влияния

Слайд 17Образовательная среда

Образовательная среда

Слайд 18Включение школьника в процедуры проектирования
включение в учебную деятельность исследовательских практик,

«социальных проб»
способов трансляции результатов своей деятельности другим субъектам процесса обручения


освоение школьниками приемов и способов проектирования и построения разнообразных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, исследовательской, проектной, самопознавательной

Включение школьника в процедуры проектированиявключение в учебную деятельность исследовательских практик, «социальных проб»способов трансляции результатов своей деятельности другим

Слайд 19Проектирование

Проектирование

Слайд 20Понимание
форма взаимодействия между предметной заданностью понимаемого содержания (учебного материала) и

учеником как интерпретатором с целью постижения или порождения смысла.

Понимание

предполагает владение учеником умениями интерпретации, умениями вести диалог, выстраивать коммуникацию, способность к самопониманию.
Пониманиеформа взаимодействия между предметной заданностью понимаемого содержания (учебного материала) и учеником как интерпретатором с целью постижения или

Слайд 21Понимание

Понимание

Слайд 22Включение обучающегося в процедуру понимания
ПОНИМАНИЕ
Информация учебника
Разница
взглядов
Сопоставление
идей
Дополнительные источники

Включение обучающегося в процедуру пониманияПОНИМАНИЕИнформация учебникаРазница взглядовСопоставление идейДополнительные источники

Слайд 23Коммуникация
процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с

деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением, пониманием, рефлексией; общение,

обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.
Коммуникацияпроцесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением,

Слайд 24Коммуникация

Коммуникация

Слайд 25Включение обучающегося в процедуру коммуникации
Визуа-
лизация
Верба-
лизация


Обратная

связь

Позици-
онирование

Только те
идеи
станут
важными,
которые
переработаны
в образы

Дискуссии,
прямой
монолог,
диалог,
обратный
монолог

Взаимообмен
информацией
содержатель-
ного и
эмоциональ-
ного плана

Невербальное
сопровождение
коммуникации,
отношения,
связи

Включение обучающегося в процедуру коммуникацииВизуа-лизация  Верба-  лизация        Обратная

Слайд 26Рефлексия
способность делать себя предметом собственной учебно-познавательной деятельности и мышления, постоянно

управлять собственным развитием на все более глубокой и широкой основе;


основана на включении в учебный процесс личностно-значимых проблем, направленных на понимание мира, Других и себя как субъекта жизнедеятельности и как субъекта учебной деятельности.
Рефлексия предполагает умение оценить свою деятельность, себя и свое состояние, способность к самоанализу и самоконтролю.
Рефлексияспособность делать себя предметом собственной учебно-познавательной деятельности и мышления, постоянно управлять собственным развитием на все более глубокой

Слайд 27В чем проявляется рефлексия на уроке?

В чем проявляется рефлексия на уроке?

Слайд 28 «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный

процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек

как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент… Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе»
С.Л.Рубинштейн
«Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за

Слайд 29Сделаем выводы: линии развития дидактики
Образовательное пространство - образовательные ресурсы –

образовательная среда – образовательные средства
Дидактическое проектирование- учебное проектирование- учебная ситуация

– учебная задача
Культурная ситуация – культурное событие- культурные практики- социальные практики
Образовательная ситуация – образовательное событие- коммуникативные стратегии
Индивидуальные образовательные программы – индивидуальные траектории – индивидуальные учебные маршруты.
Сделаем выводы: линии развития дидактикиОбразовательное пространство - образовательные ресурсы – образовательная среда – образовательные средстваДидактическое проектирование- учебное

Слайд 30Направления деятельности учителя
Обеспечение возможности выбора, построение индивидуальных троп, в целом

индивидуального маршрута школьника
Переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее

индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации
Изменение системы взаимоотношений

Направления деятельности учителяОбеспечение возможности выбора, построение индивидуальных троп, в целом индивидуального маршрута школьникаПереход от коллективно-распределенных форм учебной

Слайд 31Направление деятельности учителя
Изменение системы оценивания
Изменение среды: организация образовательной среды как

многополюсной с целью организации разнообразных видов деятельности школьника
Динамика форм, технологий

и стратегий обучения, отвечающих потребностям возрастного развития
Развитие основных ключевых компетенций школьников, УУД

Направление деятельности учителяИзменение системы оцениванияИзменение среды: организация образовательной среды как многополюсной с целью организации разнообразных видов деятельности

Слайд 33Источники
Даутова, О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования: Научно-методические

материалы/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,

2008. – 149 с. (9, 3 п.л.)
Даутова, О.Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: , 2010. – 300 с. (20 п.л.)

ИсточникиДаутова, О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования: Научно-методические материалы/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во

Слайд 34Практическая реализация тих идей отражена:
Современные педагогические технологии основной школы в

условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.И. Иваншина и др. –

СПб., КАРО, 2013.
Как разработать образовательную программу основной школы / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. – СПб., КАРО, 2013.
Даутова О. Б., Крылова О. Н., Матина Г. О., Пивчук Е. А. Управление введением ФГОС основного общего образования — СПб.: КАРО, 2013.
Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников : Новые практики формирования и оценивания : Учебно-методическое пособие / Под общей ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015.
Даутова О. Б., Муштавинская И.В. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании – М.: Русское слово, 2015 .
Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС / О. Б. Даутова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 160 с. (10 п.л.)


Практическая реализация тих идей отражена:Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.И. Иваншина

Слайд 35e-mail: anninskaja@mail.ru
Спасибо за внимание!

e-mail: anninskaja@mail.ruСпасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика