Слайд 1Кафедра экономики и управления деревоперерабатывающих производств
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Слайд 2Виды менеджмента в организации:
стратегический;
маркетинговый – управление изучением рынков, сложившейся и
перспективной конъюнктуры, созданием каналов сбыта, формированием ценовой политики, рекламной деятельностью;
производственный
– организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции;
финансовый – управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов;
кадровый – организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе;
инновационный - организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований;
экологический - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду;
инвестиционный - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов
Слайд 3
Стратегический менеджмент (стратегическое управление) -
это теория и
практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений, путем разработки стратегии
организации;
это вид (сфера) деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации;
это процесс , т.е. совокупность последовательных действий, направленных на достижение целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.
Стратегия — это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата
Слайд 45 задач стратегического менеджмента (управления):
1) определение вида коммерческой деятельности и
формирование стратегических направлений ее развития, т.е. необходимость обозначения цели и
долгосрочной перспективы;
2) превращение общих целей в конкретное направление работы;
3) умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;
4) эффективная реализация выбранной стратегии;
5) оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение коррективов в долгосрочные основные направления деятельности в цели, стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта изменившихся условий новых идей или новых возможностей.
Слайд 5Цели стратегического менеджмента :
- обеспечение максимальной рентабельности при имеющемся
наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и
норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции;
обеспечение устойчивости положения организации как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентоспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;
- разработку новых направлений развития, новых видов деятельности организации, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных организаций, акции которых подлежат покупке.
Слайд 6ПРЕДПОСЫЛКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960—70
гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на
уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.
Выделяют четыре фактора-условия, определяющие актуальность стратегического управления :
Во второй половине XX в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями, неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению исходя из опыта, полученного в первой половине XX в.
Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.
Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.
Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость .
Слайд 8Функции стратегического менеджмента (управления):
Планирование стратегии.
Организация выполнения стратегических планов.
Координация действий
по реализации стратегических задач.
Мотивация на достижение стратегических результатов.
Контроль за процессом
выполнения стратегии.
Слайд 9Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии
и бюджетирование. Прогнозирование предшествует составлению стратегических планов. Оно основывается
на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.
Слайд 10Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование
структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной
культуры, поддерживающей стратегию.
Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.
Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.
Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.
Слайд 11 Реализация функций стратегического менеджмента осуществляется посредством разработки и принятия стратегических
решений. Относят все решения, затрагивающие основные стороны деятельности организации, ориентированные
на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности.
Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей.
инновационный характер;
направленность на перспективные цели и возможности;
сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
субъективность оценки;
необратимость и высокая степень риска.
Стратегические решения — это решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).
Слайд 12 Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов, образующих следующую цепь
перспективно-целевых решений :
1. Видение — это образ возможного и желаемого
будущего состояния организации.
2. Сфера бизнеса — вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.
3. Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.
4. Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей организации. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.
5. Программы и планы — это система мер по реализации принятой организацией стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.
Слайд 13Основные этапы стратегического управления:
анализ среды;
определение миссии и целей организации;
формирование и
выбор стратегии;
реализация стратегии;
оценка и контроль выполнения стратегии.
Слайд 14Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как
он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки
стратегии ее развития.
Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления.
При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия: покупатели, поставщики, конкуренты, контактные аудитории) и макроокружение (среда косвенного воздействия: факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (SWOT-анализ).
Слайд 15 Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов:
формулирование миссии
организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;
определение долгосрочных
целей;
определение среднесрочных целей.
Формулирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.
Слайд 16 Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в
случае успешного осуществления приводит организацию к достижению поставленных целей. Реализация
стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
Слайд 17Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления,
соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:
1. Предприятие в целом (группа предприятий,
концерн, самостоятельный завод или фабрика).
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.
3. Функциональная сфера деятельности, или подразделение, — структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг финансы и др.).
Слайд 18Проблемы стратегического управления. Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет
ряд недостатков и ограничений на использование:
в силу своей сущности стратегическое
управление не может дать точной и детальной картины будущего;
оно не может быть сведено к набору стандартных процедур и схем, предписывающих однозначный способ решения проблем развития в определенных условиях;
организация работ по стратегическому управлению требует огромных усилий, больших затрат времени и средств; предполагает создание сильной организационной культуры, систем мотивации и организации труда, определенной гибкости.
Слайд 19Реализация методологии стратегического управления возможна при наличии следующих условий:
• высокая
культура рыночных отношений и внутриорганизационная культура;
• широкая и надежная информация
о требованиях рынка, ценах, ресурсах, партнерах и конкурентах, а также о затратах и потенциале самого предприятия;
• наличие кадров, владеющих инструментами стратегического управления и обладающих стратегическим мышлением.
Слайд 20 Главные направления внедрения стратегического управления в организации:
Создание системы стратегического
информационного обеспечения предприятий.
2. Разработка достаточно простых моделей стратегического анализа, позволяющих
выяснить причины кризисного состояния, перспективы развития отрасли и выработать реальные стратегии выживания.
3. Подготовка и переподготовка кадров в области стратегического управления.
Слайд 21Школы стратегического менеджмента согласно классификации предложенной в работе Г. Минцберга
объединены в две группы: предписывающие (директивные) и описывающие.
Основные задачи
предписывающих школ - это обоснование методов разработки стратегии, обеспечивающих повышение конкурентного статуса организации. В рамках данных школ стратегии выступают как нечто логически объяснимое, зависящее от воли руководителя и при правильном применении однозначно гарантирующее успех организации.
Описывающие школы своей главной задачей ставят наиболее достоверное описание процесса разработки и реализации стратегии как он есть. Какие либо рекомендательные выводы могут быть сделаны лишь на основании анализа фактически сложившихся моделей.
Слайд 221. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления
Слайд 232. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс
Слайд 243. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс
Слайд 254. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения
Слайд 265. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс
Слайд 276.Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс
Слайд 287. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров
Слайд 298. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс
Слайд 309. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс
Слайд 3110. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации
Слайд 32 Современное значение школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя
и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к
"традиционным" отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.