Слайд 1Кафедра психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
ТЕМА 2: «ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ ЭТИКИ КАК НАУКИ»
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Особенности нравственных учений Древней Индии и Китая. Возникновение
этической науки в античной философии.
2. Общая характеристика средневековой этики.
3.
Развитие этической мысли Нового времени.
4. Нравственные концепции русской философии
Слайд 3Литература
Основная:
1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. —
М.: Гардарики, 2008.
2. Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство
«Экзамен», 2005.
3. Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов). – М.: Экзамен, 2005.
4. Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.
5. Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2006.
Дополнительная:
1. Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.
2. Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1-2.
3. Кант И. Лекции по этике. М., 2006.
4. Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2007.
Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о том, как достойно жить, является
вечным и одним из важнейших вопросов человечества.
Немецкий философ Карл
Ясперс выделял в истории человечества особый период - осевое время между VIII и XI вв. до н. э. были заложены основы современной цивилизации.
Одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах
- происходит качественный сдвиг в духовном развитии человечества;
- возникают фигуры великих учителей человечества:
Конфуций в Китае,
Будда в Индии,
Моисей в Палестине,
Иисус Христос в Иерусалиме,
первые философы в Греции создают философско-этические учения о добре, зле, долге, справедливости, совести и др., которые используют в своей практике на личном опыте. Эти идеи закрепляются как образцы нравственного мышления и поведения людей и служат нравственной основой мировых религий, цивилизаций.
Слайд 5Учебный вопрос 1.
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Слайд 6Этические учения Древнего Китая
Конфуций (Кун-цзы, 551—479 гг. до н.э.) является
основателем школы и родоначальником китайской философии. В центре внимания конфуцианства
находятся взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций строит свое учение о нравственности, опираясь на культ традиции и ритуала.
Ритуал - нормы, образцы достойного поведения.
функции:
а) объединяет людей;
б) позволяет сохранять дистанцию, которая необходима для комфортного общения;
в) реализует принцип равенства в общении людей, которые неравны по социальному положению или личным качествам.
Слайд 7 Человеколюбие (жэнь)
— это почтительность и
преданность родителям, забота о них, уважение к старшим братьям, и
в более широком смысле - милосердие, любовь к людям, нежелание им зла.
Конфуций первый формулирует «золотое правило нравственности»:
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Правило «золотой середины» означает умение в своем поведении находить середину между несдержанностью и осторожностью.
образцом человека в конфуцианстве
является «благородный муж» (цзюнъ-цзы).
Его характеристика
- поступает по долгу и закону,
- гуманен, искренен, честен,
- всегда следует ритуалу,
- постоянно учится,
- требователен к себе (а не к другим людям),
- трудом достигает совершенства,
- живет в согласии с людьми, но не следует за ними;
- ему легко услужить, но трудно доставить радость (ибо радуется он лишь должному);
- он готов идти на смерть ради человеколюбия и долга.
Слайд 9Другое философское направление Древнего Китая — моизм (основатель Мо Ди)
-— противопоставляет конфуцианской любви к ближнему «любовь к Дальнему», т.е.
«всеобщую любовь».
Этот принцип всеобщей любви моисты распространяли и на взаимоотношения между государствами, они были убежденными противниками войн.
Слайд 10 Оппонентом конфуцианству выступает школа
даосизма (основатель —Лао-цзы).
Даосами выдвигается иной этический идеал — «совершенномудрый»,
который противопоставляется «благородному мужу». «Совершенномудрый» человек «высшего дэ» (добродетель) и «дао».
Для даосов дао - это первооснова и завершение всего существующего. Даосы создают культ упрощения и возврата от цивилизации и государственности к первозданной природе.
«Совершенномудрый не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен»; его главное качество — победоносное недеяние, он, «не борется, но умеет побеждать».
Слайд 11 Этика материализма представлена в Древнем Китае
философско-этическими взглядами Ян Чжу (ок. 440-360 до н. э.).
Он
считал, что все в мире происходит в силу естественной необходимости.
Человек — часть природы и подчинен ее законам.
Смерть столь же естественна и необходима, как жизнь: «Следует наслаждаться при жизни, не к чему хлопотать о том, что будет после смерти...» Нравственный идеал Ян Чжу, выходца из народа, — достойный труд земледельца и его простые радости.
школы легистов (Фа-цзя) — Ли Куй,
У Ци, Шан Ян, Хань Фей-цзы — считали, что управление страной следует осуществлять на основе закона, которому в равной мере подчинены все, включая и самого правителя.
Хань Фей-цзы (280-233 до н. э.) считал естественную природу человека злой, и выступал против любых этических принципов управления.
Единственная добродетель подданных — слепое подчинение жесткому закону с суровыми наказаниями. Совесть при этом заменяется страхом.
Наивные конфуцианские представления о государстве как большой семье, основанной на принципе «сыновней почтительности», были заменены представлением о государстве как о бездушном механизме. «Доброта и человеколюбие — мать проступков», — утверждали легисты; истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания».
Слайд 13Этические учения Древней Индии
Буддизм – древнейшая мировая религия, которую основал
индийский принц Сиддхартхи Гаутама (624 – 544 гг. до н.
э.), прозванный Буддой, что значит «знающий», «просвещенный».
На основании своего жизненного опыта Будда приобрел убеждение в существовании четырех истин, которые и составили суть его учения:
1. существует страдание;
2. у страдания есть причина;
3. страдание может быть прекращено;
4. есть путь, ведущий к этому.
противостоит гедонизму.
Гедонисты считают, что счастье состоит в продлении и
полноте жизни, а буддисты утверждают, что счастье состоит в уничтожении условий, создающих эгоизм и невежество.
Избавление от страданий — вот основной мотив учения Будды.
Достичь же этого человек может только благодаря своим собственным усилиям, на пути самосовершенствования и стремления к добру. Поднимаясь над собственными страстями и освобождаясь от наслаждений и страданий, человек вырывается из колеса рождений и смерти. При этом он должен отказаться от осознания собственной индивидуальности. Тогда человек достигает нирваны.
Буддизм – «религия самоспасения»
Слайд 15
Программа содержит 8 ступеней
духовного возвышения:
1. праведная вера – усвоение
4-х истин Будды;
2. истинное намерение – непривязанность к миру;
3. истинная
речь – воздержание от лжи;
4. истинные поступки – ненасилие, не нанесение вреда любому живому существу;
5. истинный образ жизни – не брать чужого, не вступать в запрещенные половые связи (между кастами), не употреблять опьяняющие напитки;
6. истинное усилие – бдительность, пресечение дурных мыслей;
7. праведные мысли – о том, что все преходяще;
8. истинное сосредоточение – духовное самопогружение.
Слайд 16Джайнизм
Джайнисты представляют собой последователей Джины — Победителя
(титул, присвоенный Вардхамане, последнему пророку джайнизма).
Вардхамана был старшим современником
Будды. Основой его учения является убеждение, что во вселенной нет ничего мертвого, она наполнена душами. Но помимо душ (джива) присутствует и материя (аджива).
Карма соединяет душу и тело. Мораль необходима, чтобы вызвать переделку человеческой природы и воспрепятствовать образованию новой кармы.
Слайд 17 Путь в нирвану лежит
через три жемчужины. Первая из них — вера в Джину,
вторая — познание его учения и третья — правильное поведение.
Правильное поведение означает нейтральное, без симпатии или отвращения, отношение к объектам внешнего мира. Оно основывается на следующих добродетелях:
1) ахимса - непричинение вреда ничему живому;
2) милосердие и правдивость речи;
3) честное поведение;
4) воздержанность в слове, мысли и делах;
5) самоотречение от всех земных интересов.
Слайд 18Античная этика
Этика Пифагора. Учение Пифагора (VI - V вв. до
н. э.) содержало осмысление социально-нравственной проблематики и развернутую систему норм
поведения.
Пифагор явился основателем общины (практической организации), которая ставила одной из своих задач нравственное очищение.
Пифагорейцы исходили из полярности законного и беззаконного, или нравственного и безнравственного. Пифагор учил «избегать корыстолюбия и зависти», ибо «у друзей все общее».
«Главное для людей, - говорил Пифагор, - в том, чтобы наставить душу к добру или злу. Счастлив человек, когда душа у него становится доброю; но в покое она не бывает и ровным потоком не течет. Справедливость сильна, как клятва...
Слайд 19 Софисты.
Начало этики в Греции относят к V
в. до н.э., когда в обществе формируется убеждение, что отдельный
индивид не только как представитель сословия, народа, государства, но и сам по себе обладает этической ценностью.
Софистов в современной философской литературе справедливо называют античными просветителями. Они впервые обратили внимание на важность образования и воспитания для формирования личности.
Родоначальник всей софистики Протагор (490 - ок. 420 до н.э.) первым ввел платное философское преподавание.
Слайд 20 Софисты положили начало этике
как философской дисциплине и в самом общем виде обозначили предмет
этики.
Софисты указали на общественный, человеческий характер морали.
Ориентировали этику на критическое отношение к принятым в обществе моральным образцам поведения.
Выдвинули теорию, согласно которой возможно воспитание добродетелей.
Слайд 21Сократ. Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.) - первый
в истории этики моралист-просветитель, который делает предметом рассмотрения моральное бытие
человека - вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья, нравственного самосовершенствования личности.
Он учил молодежь руководствоваться авторитетом собственного разума; речь шла о принципах добродетельной жизни, которые противоречили традиционным установкам.
Слайд 22Сократ не оставил письменного наследия, его учение изложено в произведениях
его учеников Платона и Ксенофонта.
Сократ положил начало эвдемонистической традиции
в этике, согласно которой смысл жизни человека, высшее благо - достижение счастья (эвдемонизм - от греч. eudamonia - блаженство, направление в этике, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений).
Слайд 23Этика Платона. Учение Сократа послужило исходной основой для многочисленных последователей,
которые высказали немало ценных идей о нравственной жизни человека и
общества. Эти идеи объединили в целостные этические системы Платон и его гениальный ученик Аристотель.
Платону (427 -347 до н.э.) принадлежит первая попытка систематизации этических идей античных авторов.
Слайд 24 Этическая система Платона
- важная веха в истории становления этики как науки и
оказала значительное воздействие на все ее последующее развитие.
Работы Платона «Государство», «Законы», «Прекрасный город» дают возможность познакомиться с некоторыми из его многочисленных социальных и этических идей:
- стремление к синтезу личного и общественного блага,
- должного и сущего,
- истины и добра;
- попытка обоснования объективного источника морали;
- понимание нравственности индивида только в ее тесной взаимосвязи с обществом, иными словами, по мнению Платона, содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым.
В этике Платона можно выделить две взаимосвязанные части: индивидуальную этику и социальную этику.
Слайд 25 Этика Аристотеля.
Античная этика достигает своего высшего развития в творчестве Аристотеля (384
- 322 до н.э.), который впервые поставил вопрос о самостоятельности этики как науки;
- ему принадлежит наиболее глубокое для своего времени, всестороннее и систематическое исследование этики как учения о добродетелях, добродетельной личности (!).
Слайд 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специалисты считают, что мораль возникает в середине первого тысячелетия до
нашей эры одновременно и независимо друг от друга в различных
культурах - древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда), древнегреческой (Семь мудрецов).
В наиболее близкой нам западноевропейской культуре именно в античности были сформулированы важнейшие этические проблемы. Постановка некоторых вопросов морали, их истолкование античными авторами означало зарождение традиций в подходе и теоретическом анализе проблем нравственной жизни человека и общества для многих поколений исследователей этики в будущем.
В истории этики, как и в истории философии в целом, выделяют три периода: античность, Средневековье и Новое время.
Слайд 27Учебный вопрос 2.
Общая характеристика средневековой этики
Слайд 28Этика христианства
Дух и культура Средневековья являются результатом кризиса и распада
античного рабовладельческого строя.
Моральное сознание эпохи, направленное на способы спасения
от бесчеловечной действительности, обратилось к христианству, с его этикой спасения души.
Основные этические проблемы, которое разрабатывались среди христианства - это идеи спасения, искупления и возмездия;
и такие понятия, как: «поступок», «добродетль», «грех», «порок», «вина», «высшее благо» и «высшее зло», «свободная воля».
Слайд 291. Идея бога как морального абсолюта задает жесткие границы истолкования
всей нравственной проблематики.
2. Бог выступает в качестве объективного, безусловного,
единственно истинного источника морали.
3. Истину можно узреть лишь «очами сердца». С точки зрения христиантва, высшим благом является Бог как реальность, к которой человек должен быть причащен.
4. Христианство переносит внимание с человека на Бога; христианство ставит человека непосредственно перед лицом Бога.
5. Кардинальная христианская добродетель - смирение;
она заключает в себе все другие добродетели: душевную щедрость, великодушие и благородство.
Слайд 30Идея любви к Богу как универсальный принцип морали вызывает к
жизни новую добродетель - милосердие, которое предполагает прощение обид, готовность
к состраданию и активную помощь страждущим, а также искупление страданий и вечное блаженство в мире ином.
Слайд 31
Иисус дополняет основные ветхозаветные заповеди (не
убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, люби ближнего своего
и др.) заповедями Нового Завета:
«Любите врагов ваших»,
«Не противься злому» и др.
Слайд 32ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возникает в IV-XV вв. вначале в Италии, затем
в Европе и связана с возвращением к античной культуре, с
возникновением гуманизма как широкого общественно-политического, философского и морально-этического движения в защиту человека в противовес догматам средневековья.
- начало художественно-эстетической эпохи;
- падение влияния религии;
- критический взгляд н арелигиозное насление;
- взгляд ученых от религии обратился к человеку.
Этика Возрождения возродила возникший в античности культ социальной, гражданственной тематики.
Слайд 33Учебный вопрос 3
Развитие этической мысли Нового времени
Слайд 34Задачи этики Нового времени
- обосновать нравственную полноценность личности,
- суверенность
морального субъекта,
- общеобязательность норм морали.
Специфическая особенность - универсальным
средством утверждения новых моральных идей провозглашался разум. Деятели Нового времени считали, что при помощи разума, путем просвещения можно обуздать эгоизм человека, согласовать индивидуальные потребности и общественное благо.
Слайд 35 Фрэнсис Бэкон (1561
- 1626) считал, что цель этики, как и всякой науки,
- «не в приукрашивании вещей, но в выявлении в них полезного и истинного».
Рене Декарт (1596 - 1650) - этика «высочайшая и совершеннейшая наука». Этика венчает философию.
Томас Гоббс (1588 - 1679) был убежден, что недостатком всей прежней моральной философии является отсутствие ясного метода, твердых и точных принципов; в ней больше места уделялось красноречию и остроумию, нежели поиску истины.
Этика Иммануила Канта (1724-1804) — его работы «Основоположение к метафизике нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Религия в пределах только разума» (1793) до сих пор оказывают влияние на философско-этическую мысль.
Этика Гегеля. (1770 - 1831) — он обратился к социально содержательной стороне морали, ее значению в системе общественных отношений.
Слайд 36ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
КОНЦА XIX-XX вв.
А.Шопенгауэр (1788-1860) - пишет
о Гегеле, как об «убийце истины, который сделал из философии
служанку государства, уничтожив свободу мысли».
Процесс становления нравственности у Гегеля рассматривается как постепенное подчинение индивидуальности государственным интересам, воплощающем в себе цели человечества.
Философия жизни и философия существования (экзистенциализм).
Взгляды экзистенциализма — одного из наиболее влиятельных философских направлений ХХ в. — ориентированы на признание первичности человеческого индивида. Центральными проблемами экзистенциализма становятся проблемы человека, т.е. нравственные проблемы
Слайд 37УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 4
Нравственные концепции русской философии
Слайд 38Религиозно-этическая мысль в России в XVII в. выразилась в противостоянии
официальной церкви и раскольников, патриарха Никона (1605-1681) и протопопа Аввакума
(1620/21-1681).
Религиозно-философские произведения Григория Сковороды (1722-1792).
Труды деятелей церкви: Дмитрий Ростовский (1651-1709), Серафим Саровский (1759-1833), поучения Оптинских старцев (вторая половина XIX — начало XX вв.).
Слайд 39Яков Козельский (ок. 1728 —ок. 1794) (Моск.ун.), Александр Николаевич Радищев
(1749-1802) и Николай Иванович Новиков (1744- 1818): антропоцентристские идеи.
Радищев,
обличая пороки крепостничества, опирался на французских просветителей.
Дмитрий Николаевич Синьковский (ум. 1792) - по нравственной философии: познание нравов осуществляется по словам и действиям людей.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — о правах человека.
АлександраПетрович Купицын (1783-1840) «Право естественное», опиравшийся на идеи Канта и Руссо, был запрещен в 1820 г., а сам профессор уволен. Гонения на философию продолжались и достигли предела в 1850-1860 гг.
Слайд 40 Николай Иванович Пирогов (1810-1881), Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871), Петр
Федорович Каптерев (1848-1922) - развитие этических взглядов, особенно обращение к
проблемам нравственного воспитания.
На русскую этическую мысль оказали заметное влияние «Философические письма» Петра Яковлевича Чдаева (1794-1856) и разработка антропологического принципа в философии Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889).
Этические взгляды великих писателей-философов Льва Николаевича Толстого (1828-1910) и Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) оказали воздействие на мировую философско-этическую мысль.
Слайд 41Темы докладов
1. Конфуций – основатель китайской философии.
2. Лао-цзы – основатель
направления даосизма.
3. Буддизм.
4. Этика Пифагора. Этическая система Платона.
5. Этика Христианства.
6.
Философия жизни и философия существования (экзистенциализм).
7. Философско-этические учения русских философов и писателей.
Слайд 42 Задание на самостоятельную работу по теме
«Этические мысли в истории человечества».
1. Этическая мысль Античности;
2. Зарождение
этических учений христианства и мусульманства как основы этики средневековья;
3. Этика эпохи Возрождения;
4. Моральная философия в эпоху Просвещения;
5. Нравственные концепции русской философии (В. Соловьев, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др.);
6. Актуальные проблемы морального сознания современного человека.