Слайд 1 Жолобов Александр Михайлович,
педагог-организатор
Мурманского областного центра
дополнительного образования «Лапландия»
Как не заблудиться
в
походе
Слайд 2Чрезвычайные происшествия с людьми
в лесах Мурманской области
09.08.2016. Заблудившийся в лесу
подросток из Североморска: «Я ел чернику, обошел 14 озер и
19 сопок»
21.09.2016. В минувшее лето в лесах Мурманской области погибли 11 человек
17.08.2017. В Мурманской области из 17 пропавших грибников семеро найдены мертвыми
16.08.2018. Мурманчанин 18 дней плутал по лесу и похудел на 20 килограммов
Слайд 3Умение ориентироваться на местности – необходимое условие проведения любого похода
Слайд 4Монография
«Из истории отечественного
спортивного ориентирования (1963-2013 гг.)»
Автор монографии – Константинов
Юрий Сергеевич,
доктор
педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, Заслуженный путешественник России.
Слайд 5Программы для использования
в системе дополнительного образования детей
Программа туристского объединения «Юные
велотуристы»
Программа туристского объединения «Юные судьи туристских соревнований»
Слайд 6Программы для использования
в системе дополнительного образования детей
Программы
для детско-юношеских спортивных школ
и специализированных
детско-юношеских школ
олимпийского резерва и
для объединений дополнительного образования детей
под редакцией
доктора
педагогических наук
Ю.С. Константинова.
Издательство «Советский спорт»,
2005 год, тираж 1500 экземпляров.
Слайд 7Соревнования «Школа безопасности»
Первые областные соревнования «Школа безопасности». Май 1997 г.
Соревнования
по ориентированию
на маркированной трассе.
XI соревнования
«Школа безопасности» Северо-Запада России. Город Луга.
3 июня 2006 г.
Слайд 8Соревнования «Юбилейный старт»,
посвящённые 50-летию спортивного ориентирования
Контрольный пункт
на берегу
озера Семёновского
Победители
юбилейных соревнований
12
октября 2013 г.
Слайд 9Баренцевы летние игры
30 августа – 1 сентября 2019 года
город-герой
Мурманск
Иванов ручей.
Старт соревнований
на дистанции
«кросс – классика»
Призёр соревнований Максим Авдошко и
педагог
дополнительного образования О. П. Марудо
Слайд 10«Туристский поход с проверкой туристских навыков» – испытания Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне»
Перечень навыков:
- навыки ориентирования
- укладка (определить
азимут на
рюкзака заданный предмет или
- вязка узлов принять участие в
-установка соревнованиях по ориентированию)
палатки - преодоление от 2-х до 4-х
- разведение естественных
костра препятствий
-экологические - оказание первой
навыки помощи
- способы транспортировки пострадавшего
Слайд 11Общегеографические карты
Российской Федерации
Общегеографические карты:
Мурманская область масштаб 1:500 000
Окрестности Мурманска
масштаб 1:200
Слайд 12Масштаб
МАСШТАБ (нем. Mafistab, от МаВ – мера и Stab –
палка), степень уменьшения длин линий местности на карте. Туристы чаще
всего используют масштаб:
ч и с л е н н ы й –
дробь, в которой
числитель – единица, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз длины на карте меньше длин на местности.
Указанный масштаб
на топографической карте
свидетельствует о том,
что расстояние в 1 см
на топографической карте
соответствует расстоянию
2 км на местности.
Слайд 13Топографические условные знаки
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ,
топографические и картографические,
обозначения, применяемые на картах
для изображения
различных объектов
и их качественных и количественных характеристик,
образуют особый искусственный язык.
Слайд 14Учебные атласы по начальному курсу «Физическая география»
Слайд 15Учебный атлас по начальному курсу
«Физическая география»
План местности и
условные знаки
Часть листа
топографической карты
Слайд 16Маршрут туристского похода
МАРШРУТ (нем. Marschrute, от франц. Marche – ход,
движение вперёд и route – дорога, путь), установленный путь следования,
обычно заранее намеченный.
Маршрут т у р и с т с к и й – путь следования туристов, включающий посещение различных исторических мест, природных и культурных объектов в познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях.
По направлению движения различают линейные, кольцевые, радиальные и другие маршруты;
по способу передвижения – пешеходные, велосипедные,
автомобильные, водные и другие;
по времени действия – круглогодичные, сезонные, разовые;
по форме организации – групповые и индивидуальные, плановые и самостоятельные маршруты.
Слайд 17Планирование маршрута туристского похода
Слайд 18Главные стороны горизонта
Для использования в работе нередко используют промежуточные стороны
горизонта – северо-восток, юго-запад, юго-восток и северо-запад.
Промежуточные стороны горизонта для
упрощения в работе обозначают буквами СВ, ЮЗ, ЮB, СЗ.
Четыре главные точки горизонта – север, юг, восток и запад.
Они обозначаются буквами С., Ю., B., З.
или соответственно N, S, О (или Е), W.
Слайд 19Задание № 1
Самостоятельное изготовление схемы
со сторонами горизонта
1. Возьмите лист
бумаги
в клетку, линейку и
простой карандаш.
2. Обозначьте на схеме главные
стороны горизонта.
3.
Обозначьте на схеме промежуточные
стороны горизонта.
Слайд 20Задание № 2
Составление схемы
с использованием сторон горизонта
На листе бумаги
в клетку укажите по образцу направление на север и точку
«старт», от которой проведите прямые линии по следующим направлениям:
от старта к точке № 1 – 8 клеток на В (восток)
от точки № 1 к точке № 2 – 8 клеток на Ю (юг)
от точки № 2 к точке № 3 – 8 клеток на ЮЗ (юго-запад)
от точки № 3 к точке финиш – 8 клеток на В (восток)
Слайд 21Образец выполненного задания по составлению схемы с использованием сторон горизонта
Используя
клетки на листе бумаги можно проверить правильность проведения прямых линий
по направлениям:
от старта к точке № 1 – 8 клеток на В (восток)
от точки № 1 к точке № 2 – 8 клеток на Ю (юг)
от точки № 2 к точке № 3 – 8 клеток на ЮЗ (юго-запад)
от точки № 3 к точке финиш – 8 клеток на В (восток)
Слайд 22Определите направление улицы в селе Новинки
При составлении карт верхний край
листа карты используют как северный,
нижний – как южный,
правый – как
восточный, левый – как западный.
При выполнении заданий на ориентирование сначала необходимо определить направление на север, встать лицом в сторону севера, а затем определить другие стороны горизонта.
Слайд 23Компания «Московский Компас»
производит компасы для спорта и туризма
Модель 11. Универсал
для начинающих ориентировщиков и опытных туристов
Модель 2. Быстрая стрелка –
самый быстрый компас, рекомендуется для спортсменов
Слайд 24Чтобы не заблудиться в походе надо:
1. Заранее разработать маршрут туристского
похода – установленный путь следования, нанести его на топографическую карту.
2.
Изучить основные топографические условные знаки, применяемые на картах для изображения различных объектов.
3. При движении по маршруту туристского похода использовать компас и топографическую карту с нанесённым на неё маршрутом.
4. Знать масштаб топографической карты, на которую нанесён маршрут туристского похода, и уметь им пользоваться.
5. Знать главные и промежуточные стороны горизонта, уметь их использовать при работе с компасом и топографической картой.
Слайд 25Домашние задания для обучающихся
Задание № 1
Обозначьте на схеме главные и
промежуточные
стороны горизонта.
Примечание:
При выполнении всех заданий
используйте опыт, указанный в данной презентации.
Слайд 26Домашние задания для обучающихся
Задание № 2
Выберите на бумаге в клетку
направление
на север и точку «старт»,
затем в соответствии с описанием изобразите
цифру:
от старта к точке № 1 – 5 клеток на З (запад)
от точки № 1 к точке № 2 – 5 клеток на Ю (юг)
от точки № 2 к точке № 3 – 5 клеток на В (восток)
от точки № 3 к точке № 4 – 5 клеток на Ю (юг)
от точки № 4 к точке финиш – 5 клеток на З (запад)
Слайд 27Домашние задания для обучающихся
Задание № 3
Выберите на бумаге в клетку
направление
на север и точку «старт»,
затем в соответствии с описанием изобразите
цифру:
от старта к точке № 1 – 4 клетки на С (север)
от точки № 1 к точке № 2 – 4 клетки на В (восток)
от точки № 2 к точке № 3 – 4 клетки на Ю (юг)
от точки № 3 к точке № 4 – 2 клетки на ЮЗ (юго-запад)
от точки № 4 к точке № 5 – 2 клетки на ЮВ (юго-восток)
от точки № 5 к точке № 6 – 4 клетки на Ю (юг)
от точки № 6 к точке № 7 – 4 клетки на З (запад)
от точки № 7 к точке № 8 – 4 клетки на С (север)
от точки № 8 к точке № 9 – 2 клетки на СВ (северо-восток)
от точки № 9 к точке финиш – 2 клетки на СЗ (северо-запад)
Слайд 28Государственное автономное учреждение
дополнительного образования Мурманской области «Мурманский областной центр дополнительного
образования «Лапландия»
Интернет сайт: www.laplandiya.org
Региональный координационный центр по развитию дополнительного естественнонаучного образования
и
детского туризма
Электронная почта: turcenter@laplandiya.org
Телефон: 8 (8152) 41-28-99