Слайд 1Классификация конфликтов.
Выполнила магистрант 1 курса
Шидловская С. М.
2017 г.
Слайд 2Введение.
Существуют многочисленные классификации конфликтов.
Основаниями для них могут быть источник конфликта,
содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социально-психологический
эффект, социальный результат.
Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д. .
Слайд 3Виды конфликтов.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные».
К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица,
находящиеся в подчинении друг у друга.
К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.
В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.
Слайд 4Виды конфликтов.
По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные,
позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые
— вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
Слайд 5Классификация конфликтов по М. Дойчу
Немецкий социолог и политолог М. Дойч
классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:
«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый
адекватно;
«случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
«смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
«неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
«ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
Слайд 6Классификация конфликтов.
Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные
и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой,
ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
Слайд 7Классификация конфликтов.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие
несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это
может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.).
В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).
Слайд 8Классификация конфликтов.
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция
не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе
становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция (разрушение).
Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Слайд 9Классификация конфликтов.
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана.
Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка,
дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных (смешанный), незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.
Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.
Слайд 10Классификация конфликтов.
Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями
человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других,
пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.
Слайд 11Таблица «Классификация конфликтов»
Слайд 12Таблица «Классификация конфликтов»
Слайд 13Таблица «Классификация конфликтов»
Слайд 14Таблица «Классификация конфликтов»