Слайд 1
Когнитивное направление в социальной психологии
Слайд 2Общая характеристика
Человек получает с помощью перцептивных органов (устройств ввода данных)
большой объем информации из внешней среды, затем селектирует эту информацию
и переводит часть ее в долговременную и оперативную память.
Далее этап обработки информации и ее сопоставление с данными, извлекаемыми из различных хранилищ памяти.
Затем этап принятия решений и выдачи сигналов на эффекторные органы (внешние терминалы), благодаря чему осуществляется активное воздействие на внешнюю среду.
Слайд 3Ведущей социально-психологической проблемой когнитивного направления считались образы, понятия, идеи, менталитет
и подобные явления, которые играют существенную роль в социальном поведении
человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений.
Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения.
Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание, воспринимающее мир в определенной структуре.
Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремится разрешить его через собственную интерпретацию, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.
Слайд 4Когнитивные подходы к личности как к субъекту социального познания
В когнитивной
традиции выделяют следующие пять моделей рассмотрения человека:
рационалиста;
наивного ученого;
обрабатывающего данные лаборанта;
когнитивного скупца;
мотивированного тактика или социального агента
Слайд 5Модель рациональной, или последовательной личности
Человек стремится к конструированию последовательной,
связанной и непротиворечивой системы представлений о себе самом и окружающем
его мире. Непоследовательность, любое нарушение баланса между ними вызывает неприятное психологическое напряжение, которое необходимо снимать
Теории: баланса (F. Heider, 1958); асимметрии (T. Newcomb, 1953); соответствия (C.E. Osgood, P.H. Tannenbaum, 1955); когнитивного диссонанса (L. Festinger, 1953).
Слайд 6Модель человека как наивного ученого (модель Аша)
Люди способны создавать согласованный,
приемлемый образ человека, пользуясь лишь разрозненными фрагментами информации.
Некоторые из
черт являются основными чертами, поскольку они способны склонять чашу весов восприятия, тогда как другим это не дано.
Суждения, мнения, оценки вырабатываются в процессе интерактивного взаимодействия, а не на базе памяти.
Ориентация восприятия осуществляется под влиянием первых элементов доступной информации (эффект новизны), когда самая свежая информация оказывает наибольшее воздействие (признан редким явлением для процесса формирования впечатления).
Слайд 7Модель человека, практикующего обработку данных (модель Андерсона )
приоритет принадлежит данным,
а не теоретическим спекуляциям о них
Андерсон предлагал испытуемым личностные
характеристики, а не теории, которыми располагают испытуемые об этих характеристиках
Конечный ответ – это вовсе не результат общего впечатления или имплицитной теории личности, а всего лишь алгебраическое линейное интегрирование взвешенных рейтинговых оценок, приписанных различным характеристикам
Слайд 8Модели человека как когнитивного скупца (Л. Росс, Л. Нисбетт)
Провозглашая главным
в поведении принцип экономии сил, данная модель утверждает, что в
познании человек действует путем быстрого и экономичного анализа и сравнений, используя наличные эвристики, «домашние заготовки»
Когнитивные скряги полагаются на озарение, т.е. на быстрые и экономные способы объяснения, что может приводить к серьезным ошибкам
Люди порой придают чрезмерное значение недиагностируемой индивидуальной информации (феномен ослабления стереотипов) – эмоциональная окраска фактов, влияющих на заключение испытуемых.
Слайд 9Модель мотивированного тактика или социального агента (Фиске и Тэйлор)
Человек
рассматривается как думающий, полностью вовлеченный мыслитель, обладающий множественными стратегиями и
возможностью выбора в соответствии с мотивами, целями и потребностями.
Люди нелепы настолько, насколько заставляют их быть такими либо их теории, либо эксперименты. Люди нелепы с нормативной точки зрения, поскольку они пристрастны, и эти пристрастия создают ошибочные эффекты целесообразности – это перспектива когнитивной скупости.
Когда люди находятся в зависимости от других и когда у них достаточно времени, они гораздо тщательнее обрабатывают информацию и подбирают наиболее подходящие для своих целей стратегии.
Когнитивные ресурсы, мотивы и цели тех, кто воспринимает информацию, являются ключевыми аспектами этой модели.