Слайд 1Коммуникативное пространство связей с общественностью. Модели коммуникации
Теория коммуникации
Барьеры на
пути эффективной коммуникации
Помехи канала коммуникации
Теория диффузии и «иерархия
воздействий»
Теории Грюнига и Ханта
Колесо Бернштейна
Слайд 2PR – это технологии коммуникации. Система PR может успешно функционировать
только при наличии надежных каналов связи с общественностью, важнейшими из
которых являются межличностные коммуникации, средства массовой информации и складывающиеся на наших глазах системы электронной коммуникации.
Слайд 3коммуникация — это «процесс передачи информации и понимания, осуществляемый посредством
использования узнаваемых символов» (Gibson etal, 1985).
Слайд 4 Классическая модель коммуникации, разработанная К. Шенноном и В.
Вивером (Shannon and Weaver, 1948), а также В. Шраммом (Schramm,
1953), базируется на пяти вопросах: кто... говорит, что..., каким образом... кому... и с каким эффектом? (Lasswetl, 1948).
Слайд 6Для того, чтобы коммуникация была эффективной, должно иметь место общее
взаимопонимание между получателем и отправителем; иначе говоря, нужно, чтобы они
говорили об одном и том же.
Слайд 7Барьеры на пути эффективной коммуникации
Существует множество причин, по которым сообщение
может не дойти до получателя в том виде, в котором
задумывал отправитель. Ф. Котлер (Kotler, 1984) приводит три вида подобного рода причин:
Слайд 8избирательное внимание: причина, по которой получатели не будут уделять внимание
всему, что происходит вокруг них;
избирательное искажение: причина, по которой получатели
будут склонны слышать скорее то, что они хотят слышать, нежели то, что они слышат на самом деле;
избирательная реакция: причина, по которой получатель будет помнить только малую часть полученного ими сообщения.
Слайд 9Ф. Котлер обращается к точке зрения Шрамма, в соответствии с
которой вероятность внимания является функцией вознаграждения, наказания или затрат, потраченных
на достижение понимания.
Слайд 10Если ваше сообщение является простым для понимания и в нем
заложена информация, которая сулит получателю вознаграждение, то с высокой степенью
вероятности можно предположить, что вы сможете привлечь к вашему сообщению внимание получателя.
Слайд 11 Помехи являются неотъемлемой частью акта коммуникации и
вносят искажение в его процесс. По мнению Д. Бернштейна, существует
три типа помех:
помехи канала коммуникации,
помехи, имеющие психологическую природу,
помехи лингвистического характера.
Слайд 12ТЕОРИЯ ДИФФУЗИИ И «ИЕРАРХИЯ ВОЗДЕЙСТВИЙ»
Исходя из теоретических положений этой теории,
человек будет воспринимать какую-либо идею в ходе процесса восприятия по
пяти отдельным стадиям:
Слайд 13
Ознакомление: знакомство с некоей новой идеей.
Интерес, должен проявиться интерес личности
к данной идее.
Оценка: рассмотрение, насколько полезна данная идея.
Испытание: проверка данной
идеи на других людях.
Адаптация: окончательное принятие данной идеи.
Слайд 14Ф. Котлер (Kotler, 1984) для демонстрации того, что он называет
«иерархией ответной реакции», прибегает к использованию множества маркетинговых моделей. Каждая
из них стремится выделить элемент ответной реакции потребителя или общественности на адресованное им сообщение.
Слайд 15Ответная реакция может иметь следующие виды:
когнитивная: при попытке довести некоторую
информацию до сознания респондента;
аффективная: при попытке повлиять или изменить отношение
респондента к чему-либо;
поведенческая: при попытке склонить респондента к какому-либо действию.
Слайд 16В проблематике связей с общественностью когнитивная реакция может прилагаться к
случаям, когда в задачу PR-специалиста входит повышение общественной осведомленности относительно
названия новой серии (или разновидности) товара;
Слайд 17аффективная реакция необходима в том случае, если задачей является создание
благоприятного отношения общественности к тому или иному вопросу;
Слайд 18поведенческая реакция актуальна тогда, когда вы хотите склонить общественность к
присоединению к вашей PR-кампании (к примеру, в форме ее финансирования
или просто посещения выставки товаров, производимых вашей фирмой).
Слайд 19ТЕОРИИ ГРЮНИГА И ХАНТА
Ситуационная теория общественности
Для определения параметров эффективной коммуникации
Дж. Грюниг предложил использовать определенный набор независимых переменных, а именно:
определение проблемы, ограничение признания, а также уровень участия.
Слайд 20Если общественность не может определить проблему, это означает, что она
находится в положении, не благоприятном для осуществления эффективной коммуникации, и
не может эффективно воспринимать сообщения, посвященные данной проблеме.
Слайд 21Однако, даже если общественность и в состоянии определить проблему, возможна
ситуация, при которой восприятие общественности будет ограничено различного рода препятствиями,
которые не позволят ей уделить данной проблеме должное внимание.
Слайд 22И наконец, общественность может быть в состоянии определить проблему и
осознать необходимость ее решения; однако, если общественность не видит связи
между собой и этой проблемой, она не станет умствовать в ее решении.
Слайд 23Теория Дж. Грюнига используется для определения структуры общественности, определения различных
социальных сегментов общественного окружения, начиная от апатичных и не склонных
к какому-либо участию в общественной жизни социальных групп, далее к латентно участвующим, и так вплоть до компетентных и активно участвующих в общественной жизни социальных групп.
Слайд 24Дж. Грюниг и Т. Хант выделяют четыре типа организации работы
по налаживанию связей и используют их в качестве моделей теории
и практики связей с общественностью.
Слайд 26КОЛЕСО БЕРНШТЕЙНА
В центре (оси) колеса Бернштейна находится организация, которая планирует
свою коммуникационную деятельность. Эта организация помещена в контекст экономического сектора,
к которому она принадлежит, а также в общий социальный контекст своего государства
Слайд 28Спицы колеса Бернштейна — это те каналы коммуникации, которые организация
может использовать для обращения к своей целевой аудитории: как мы
видим, существует девять таких каналов. Обод колеса — это различные сегменты общественности, которых также насчитывается девять.
Слайд 29Как можно увидеть, некоторые спицы колеса более подходят к определенным
сегментам общественности: наиболее очевидный пример здесь — это «работа со
СМИ» и «СМИ». Однако для конструирования модели Бернштейна потому и используется форма колеса, что колесо может вращаться
Слайд 30Колесо Бернштейна в его оригинальной версии (или вариант данной модели,
переработанный с учетом конкретных нужд) может для PR-специалиста стать моделью
в деле планирования того, как лучше всего организовать процесс коммуникации между организацией и ее общественным окружением.
Слайд 31Колесо Бернштейна является своего рода подсказкой: к кому я собираюсь
обратиться? Оно помогает выбрать наиболее подходящие методы: как мне следует
выстроить свое общение со своей целевой аудиторией?
Слайд 32Использование данной теоретической модели помогает учитывать общий социальный контекст той
страны, к которой принадлежит компания, а также того экономического сектора,
в котором она осуществляет свою деятельность; помогает принимать во внимание корпоративную структуру процесса коммуникации.
Слайд 33Модель планирования коммуникационной деятельности